ИСТОРИЗМ В СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПОЭМАХ Орозова Г.Ж.

Институт языка и литературы имени Ч.Айтматова НАН КР


Номер: 5-3
Год: 2016
Страницы: 66-70
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Фольклор. Социально-бытовые поэмы. Историзм. Сказательское творчество. Жанр. Сюжет. Мотив

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Среди кыргызских народных поэм есть вид социально-бытовых поэм. Их историзм ясно видно в различных исторических и социальных мотивах, в народной эпической поэтике, общественно-социальных явлениях, народной идее.

Текст научной статьи

Кыргызские народные поэмы имеют формы от самых древних, где правда освещается образно, в обобщенном виде, до форм, описывающих конкретный исторический период, известные исторические события, реальные истории, произошедшие с исторически известными личностями. Почти все кыргызские народные поэмы создавались на основе реальных исторических событий, пережитых народом. Основой создания таких произведений стали событийные санжыра, аныз-рассказы, фактические исторические события, исторические песни, исторические кошоки (плачи) и они были тесно связаны с эпической традиционностью. А также в них ярко освещены новые эстетические принципы. Выдуманные эпические дополнения переплетались с конкретным историческим фактом. Другими словами, историческое событие стало стержневым материалом для эпического обобщения, построения типового сюжета, создания образов. Оно подчиняется традициям создания художественного произведения, его моделям. Поэзия и историзм, находясь в неразделимом единстве, тем самым определяют суть, характер жанра. Жанр сохраняет признаки новых фольклорных явлений. Это является закономерным явлением в фольклоре. Основные герои кыргызских поэм, созданных на основе развития феодального общества и социальных противоречий, являются народными героями, бесстрашными молодцами, преследующими интересы простого народа, защищающими свою землю от захватчиков. Исторические песни, рожденные на основе героических действий исторических личностей, переосмысливались народом, перерабатывались в рамках кыргызской эпической традиционности и создавались художественные произведения нового качества. Историческая конкретика и эпоха, переплетаясь с народными проблемами, впитываются в остов произведения. Кыргызские поэмы за долгое время обогащались по своему содержанию, форме, стали обладать многосторонней тематикой. Каждая сообразно со своими особенностями освещала историческую, социально-бытовую правду. Такая многосторонняя природа поэм ставит в повестку дня вопрос исследования типологии принципов историзма. Каждый из видов народных поэм осуществлял социальный идеал на определенной стадии общественного развития. Значит, освещаемый в поэмах социальный идеал имеет разный характер в разных эпохах. Другими словами, принцип историзма, присущий одному виду (типу) поэмы при одном общественном развитии, нельзя приравнивать принципу другой эпохи. Каждая эпоха, общественное устройство имеет присущие только ему цели, стремления. Например, и сущность, и уровень историзма историко-героических поэм XVII века, освещающих захватничество калмыков, и историзма исторических поэм конца XIX начала XX века не похожи. Историзм социально-бытовых поэм присутствует в общечеловеческих идеях, имеет прямое историческое значение. Известный русский ученый В.Я.Пропп, говоря: «Раскрытие идеи есть первое условие исторического изучения былин. Народная идея всегда выражает идеал эпохи, в которую эти идеи создавались и были действенны. Идея есть решающий критерий для отнесения песни к той или иной эпохе. Художественный анализ неразрывно связан с историческим» [1, 25], как один из основных критериев принципа историзма показал идею произведения, точнее, народную идею, освещенную в фольклорном произведении. Второй основной критерий при определении историзма в социально-бытовых поэмах - сюжетообразующие исторические мотивы. Мотив, как начальная (первая) формула, состоит из мифологических, героически - бытовых, исторических видов, имеет возможности внутренне развиваться, расти, переходить из одного вида в другой (трансформация), применяться по-разному, переосмысливаться. Известный русский ученый А.Н.Веселовский доказал бесспорными теоретическими концепциями генетическую роль мотива, другими словами, первичность мотива, вторичность сюжета, стадиальное развитие «мотива-сюжета» [2]. Действительно, в основе мотива лежит в какой-то степени реальность. Если в создании, становлении эпосов широко использовались мотивы различной тематики, то по простоте структуры поэм сюжет не усложняется, охватываются конкретные события, присутствуют только мотивы, связанные с ними. В социально-бытовых поэмах не присутствует такая конкретика, как историческое событие, историческая личность, реальные названия земель, рек. Они образно описывают прежнюю жизнь. Каждое основное историческое событие в какой-то степени влияет на содержание фольклорного произведения, образную систему, художественные средства. Основное место в фонде фольклорных героев занимает главный положительный герой, вобравший в себя историко-общественные, нравственно-эстетические взгляды народа. В бытовых поэмах содержатся такие простые, спокойные жизненные события, их исторический корень лежит глубоко. Историческая основа произведений, печаль-тоска народа, его мечты и чаяния, реальный образ жизни в результате эпической традиционности соединились с художественными элементами, выдуманными событиями. Кыргызская народная поэма «Жалайыр жалгыз» широко распространена среди южных кыргызов. Эта мысль высказывается на основании собранных, записанных, опубликованных материалов, разных фактических сведений. «Жалайыр жалгыз» - бытовая поэма, созданная на основе сказки. Во всех вариантах произведения (есть 16 вариантов) сказители называют ее «сказкой», «старым словом». Общий для всех и ставший для всех основой сюжет следующий: Жил-был парень по имени Жалайыр жалгыз. У него есть красивая младшая сестра Гулсана. Курмушу телпек куу казак (Чал калмак) влюбился в девушку и хочет жениться. Брат отказывается выдать сестру за врага. Тогда Курмушу телпек куу казак задумает убить Жалайыр жалгыза и взять в жены Гулсану. Жалайыр жалгыз идет охотиться на Жашыл Кол (в некоторых вариантах - Айдын Кол). Тогда его ловчая птица улетает на остров среди озера и не обращает внимания на зов хозяина. Жалайыр жалгыз спешивается, снимает доспехи, одежду и плывет на остров. Угрозами узнав от молодого казаха, друга Жалайыра, где он находится, пять казахов выслеживают его и собираются убить безоружного Жалайыра. Тогда Жалайыр просит пощады, обещая взамен весь свой скот, даже свою сестру Гулсану. Казахи отвечают, что после его смерти все его богатство, сестра, жена перейдут к ним. И они убивают его. Сноха (Аксана, иногда Карлыгач) и Гулсана по словам пришедших домой Жалайыра пяти казахов поймут, что Жалайыр убит ими. Они щедро угощают казахов, спаивают их вином. Они, мечом постепенно отрезая части тела Курмушу телпек куу казака, говоря «этот казах имеет виды на меня, у него на правой ноге есть изъян, или на ухе есть изъян», убивают его. Убивают они и остальных трех и закапывают в глубокой яме. Казаха, дружившего с Жалайыром, связывают, сажают на коня и приезжают на место гибели Жалайыра. Сестра и жена своими слезами оживляют его (в некоторых вариантах исцеляют раненого Жалайыра) [3]. Этот сюжет рассказывается с дополнениями и исключениями сказителей. Архаические мотивы, появившиеся в соответствии с условиями древней эпохи, присутствуя в устных произведениях многих народов, создали определенные типологические аналогии. Девушке приснился сон, что ее брат попадет в беду. Видно, что мотив сновидения выполняет сюжетообразующую основную художественную функцию. Не сбивающиеся с ритма за длительное время устойчивые стихотворные тексты во всех вариантах рассказываются традиционно. Сон описывается глубоко содержательно, загадочно, с особой художественностью. Во всех вариантах девушка рассказывает свой сон брату, а брат толкует ее сон. Иногда в поэмах бывают ситуации, когда сон присутствует в похожих эпизодах, выполняет похожие художественные функции. Например, в поэмах «Жалайыр жалгыз» и «Ак Мактым» отрицательные герои влюбляются в девушку. В обеих поэмах девушкам снятся вещие сны о предстоящей беде. Свой сон рассказывает брату, он толкует его. Сновидение Ак Мактым предсказывают о трудностях, предстоящих девушке, она открыто говорит братьям, что «если вы оставите меня одну, меня увезут калмыки», сон Гулсаны - о беде, выпадающей на долю брата, о том, что если брат один поедет на охоту, попадет в беду. Сны девушек - мотив, создающий предпосылку дальнейшего развития событий. Тексты снов в обеих поэмах по форме, другими словами, по стихотворному размеру (метрике) одинаковы и по содержанию имеют общие характеристики. Такая аналогия может быть связана с тем, что и «Жалайыр жалгыз», и «Ак Мактым» рассказывают в одной местности - на юге, освещают похожие события, один и тот же сказитель рассказывает и ту, и другую поэму, (М.Зулпииев, Т.Апсатаров и др.), и с тем, что некоторые сказители связывают поэму «Жалайыр жалгыз» с калмыцким периодом. Невозможно рассматривать фольклорное произведение самостоятельно, в разрыве от истории. Во многих случаях и до нас могут дойти искры измененных, обобщенных известий, освещающих историю, историческое событие, конкретную историческую личность. Для создания художественного произведения, могущего точно охватить разные явления эпохи, миф, рожденный в связи с конкретным человеком или с определенным событием, должен быть в высшей степени сильным и образным. Только тогда он сохранится в памяти народа. Большие и малые события в кыргызской истории остались только на камнях. У кочевого народа было только устное народное творчество, являющееся исторической памятью народа. Они дошли до нас в измененном, запутанном виде, в виде различных мнений, размышлений, образного повествования и известно, что они рождают нескончаемые споры. Опираясь только на названия народов, земель, рек, определенные религиозные веры, трудно определить историческую эпоху поэмы «Жалайыр жалгыз». Здесь по архаическим мотивам сюжета (сновидения, смерть-воскресение, охота и др.), характеристике события, простой структуре сюжета, описанию жизни отдельного человека, сохранению сказочной формы можно сказать, что это архаический древний сюжет. А также в поэме открыто не поднимается общенародная проблема, характерная определенной эпохе. Народную проблему можно наблюдать только в унижении отдельного человека другой национальности. Здесь отражены признаки господства над другими народами. А изображение казахов и калмыков как врагов можно рассматривать, как выше отмечено, присутствием в поэме отдельных явлений событий новейшей истории. Есть любимые кыргызским народом классические кюи «Бегарстан тайчы», «Он Бегарстан», «Отуз эки Бегарстан», «Тайчы», «Мактым», звучные, грустные, то волнующие, то заставляющие печалиться, то вдохновляющие слушателя. Поэма «Ак Мактым» - народное художественное наследие, являющееся основой создания указанных кюи . Существующие среди народа множественные варианты поэмы (более 8) в виде арман, песни, сказки, уламыша сохраняют рассказ о красавице Мактым в виде художественного произведения. Война с калмыками была последним большим историческим незабываемым событием, оставившим сильное впечатление в сознании народа. Освещение того времени историей поэмы «Ак Мактым» - явление, подчиняющееся и условностям, и закономерностям фольклора. «Калмыцкая эпоха», составляя основу кыргызских эпических сюжетов, оказала большое влияние в развитие, создание многообразия жанра. Дело в том, в какой степени отражены в эпическом жанре исторические события, каково соотношение исторической правды и художественной правды. Несмотря на то, что событие «Ак Мактым» описывается как произошедшее в «калмыцком периоде», в нем изменены и характер, и уровень истории. Там нет развития исторической конкретики. Невозможно встретить ни одного конкретного события или мотива, в основе которого присутствует реальность. То, что приближено к правде, к историзму - это захватничество калмыков и их господство над кыргызским народом. Даже тогда это явление составляет только общий фон. Нет открытой борьбы, войны, конфликта между двумя народами. Кыргызские и калмыцкие этнонимы, названия земель и рек являются второй гранью, рассматриваемой как критерий принципов историзма. А историческая основа персонажей сильно расплывчата. Поэтому из поэмы «Ак Мактым» нельзя выделить прототип какой-либо исторической личности. Калмыцкие тайчы, их верхушка, несущие нагрузку главного героя во всех наших вариантах, - собирательные, обобщенные образы. Если вначале они имели исторические следы, то со временем приняли настоящий фольклорный характер. А в сюжете нет военных действий (сцен) кыргызов с калмыками, описываются обычные бытовые события. Во всех вариантах сохраняется постоянное содержание: У богатого кыргыза Байсары (или родовитой семьи) была очень красивая дочь Ак Мактым, с длинной косой в сорок саженей. У девушки были два брата и младшая сестра. О сказочной красоте Мактым стало известно всей округе, калмык Бегарстан тайчи (у Ю.Ботонова - Асан паша, младший брат Чинтайчи; у Ш.Канатова - Тайчы, Ойчу) влюбляется в девушку и силой увозит ее. Девушка во сне увидит, что ее увезут в плен калмыки. Три года (шесть лет) живет в плену у калмыков, рожает сыновей-близнецов (близнецы-девочки, близнецы-мальчики), не имея возможности сбежать. Затем хитростью (с помощью коня) удается сбежать, обманом убивает преследующих братьев - тайчы и отправляет на дно реки их скот, детей и их самих. Приезжает на родную землю и выходит замуж за любимого человека. У М.Зулпиева Ак Мактым и ее муж умирают от раны в ноге, полученной от осколка высохшего черепа тайчы. Сказителями данный традиционный постоянный сюжет рассказывается только с немногими дополнениями и исключениями. [4] В эпическом жанре мотив играет важную роль как сюжетообразующий элемент. В то же время известно, что определение исторических пластов произведения осуществляется через его мотивы. Сюжет поэмы «Ак Мактым» построен из древних мотивов, встречающихся в тюрко-монгольском фольклоре. 1. Мотив сновидения. Этот мотив во всех экземплярах, вариантах одинаково рассказывается, передается через постоянную поэтическую форму. Сон Мактым - сюжеторазвивающий мотив. Ночью я видела сон, брат, Во сне видела страшное дело, брат, Видела красный поток сели, брат, Видела плывущий красный тулуп, брат, Видела народ с красным стягом, брат, Видела плавно двигающихся людей, брат, Видела прегражденную дорогу, брат, Видела людей, преграждающих дорогу, брат, Видела отороченную голову, брат, Видела слезы из глаз, брат, Веет ветерок, брат, Идет развевающийся флаг, брат, Мне представляется плохим, брат, Идет многочисленный народ, брат, Видела черную реку, брат, Видела темно-красную кровь, брат. [5, 67] В примере дана ремарка картины последующей судьбы Ак Мактым. Другими словами, сон извещает о предстоящем тревожном событии. Мотив сновидения обеспечивает дальнейшее развитие сюжета. Кроме того, служит типовой формулой в сюжете. После этого сна образ Ак Мактым выходит на первый план. 2. Мотив узнавания героя через какой-либо предмет (кольцо, браслет, один волос, нож и др.) Этот мотив тоже часто встречается в народных сказках, эпических произведениях. Когда Ак Мактым моет голову в реке, один ее волос упадет в реку и уплывет. По волосу Бегарстан тайчы узнает девушку, пойдет вдоль реки, найдет ее и увезет. Мы видим, что волосы Мактым играют активную роль в содержании поэмы. Когда она убегала от преследователей, волосы ее распустились и замотались вокруг ног коня и калмыки поймали ее. Позже, чтобы она не сбежала, муж обматывал ее длинные волосы вокруг своего тела. И по логике, и по эпическим традициям месть за насильственный увоз сестры должна была стать основной цепью, узлом поэмы. А в «Ак Мактым» образы братьев ослабевают, и даже остаются в тени. Ак Мактым сама борется за свою судьбу. Теперь остановимся на мотиве сюжета поэмы, редко встречающемся в эпическом жанре. 3. Мотив полиандрии (многомужество или брак нескольких братьев с одной женщиной). Это занимает место в жизни как общественное явление. В вариантах К.Жоошбаева и Ш.Канаатова двое братьев калмыков-тайчы взяли в жены Мактым. В варианте Ю.Бостонова открыто рассказывается, как младший брат, влюбившись в Мактым, при отсутствии брата ложится в ее постель. Высказываются разные мнения, что мотив полиандрии появился при первобытно-общинном устройстве, при групповом бракосочетании, при матриархате. Значит, есть основание говорить, что присутствие института полиандрии в поэме «Ак Мактым» (женитьба братьев на Мактым) через историческое накладывание пластами занимает место в фольклорном произведении. Потому что народные художественные произведения, впитывая в себя различные явления человеческой истории, не входя ни в какие рамки, не подчиняясь никакому устойчивому закону, свободно создаются, меняются, дополняются. 4. Дружба человека и коня - древний мотив, встречающийся не только в тюрко-монгольском фольклоре, но и в фольклоре народов мира. Конь является обладателем многогранного образа. В эпическом жанре не только богатыри-джигиты, но и храбрые девушки имеют коней. Этот сказочный архаический мотив свидетельствует о древнем налете поэмы «Ак Мактым». Потому что конь Мактыма Тай курон (М.Зулпуев, Телтору - Ю.Бостонов, Аксаргыл - К.Жоошбаев), как в сказке, владеет человеческой речью, разговаривает с хозяйкой, рассказывает о своих горестях, как скучает по родной земле. Также он владеет таким удивительным свойством, как превращение. Позже Ак Мактым сбегает при помощи коня. 5. Мотив пожертвования своим ребенком в поэме. Образ Мактым - обобщенный образ тысяч девушек, плененных, лишенных свободы, женская честь которых оскорблена. Борьба против захватчиков, идея выйти на свободу когда бы то ни было, как бы то ни было, присутствует в их действиях. Идеализация неподчинения, решительности, воли показывает основную идею поэмы «Ак Мактым». Мактым, вынужденно попав в плен, не примирилась с униженным положением, когда ее называют «женщина-добыча», «пленница», «отрежу ухо - нет на тебя виры», постоянно старается убежать. В конце концов, отказавшись от материнских обязанностей, на первый план у нее выходит чувство воли к свободе, мысль спастись от плена, вернуться на родную землю. Понимая, что ребенок, рожденный от врага, является вражьим потомком, который станет врагом для ее народа, жертвует своими детьми. Во-вторых, видит, что не сможет избавиться от унижения, если будет оглядываться на детей. 6. В эпических жанрах есть мотив - жена на свадьбе мужа. Мактым, пережив многие трагические события, возвращается домой. Здесь она попадает на свадьбу любимого парня (обрученный парень). Во всех вариантах ждавший Мактыма парень, прекратив свадьбу, женится на ней. Значит, справедливость восторжествовала. Этот мотив по идее должна была завершить сюжет. Но в некоторых экземплярах тайчы, преследующие Мактыма, чтобы отомстить, погибают от рук Мактыма. В некоторых вариантах (М.Зулпуев, М.Орозматов) высохший череп калмыка играет роль мстителя. 7. Высохший череп в поэме - мотив, включенный в нее под влиянием мусульманской агиологии. В легендах о мусульманских святых, в сюжетах разной формы очень много сюжетов [6] о святых с высохшей головой, отрезанной головой, несущих свою отрезанную голову. Поэма широко распространена на юге, среди ичкиликов. Как мы все знаем, мусульманская религия глубоко внедрилась на юге под влиянием народов соседних государств. Под этим влиянием сюжеты о святых широко распространены муллами, ходжа, дервишами, каландарами. Дополнение в поэме о высохшей голове является результатом сложной контаминации различных сюжетов о мусульманских святых, созданных в различное время. Как здесь видно, движение событий в рамках времени и пространства осуществлялось через различные мотивы. Так, мотивы в поэмах являются элементом, регулирующим движение сюжета, обуславливающим его развитие. Хочется еще добавить, что мотивы внесли особый вклад во внутреннее развитие сюжета. Другими словами, они играли роль зерна сюжета. Подытоживая, можно заметить, что в создании поэмы «Ак Мактым» и «Жалайыр жалгыз» использовалась древняя эпическая традиционность, они вобрали в себя и древние архаические мотивы, и приемы, художественные находки следующих ступеней создания эпосов, а внутри них - поэм. Историзм поэм мы видим в общественных, социальных явлениях, исторической поэтике, народной идее, стремящейся к свободе, в различных мотивах из народной жизни.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.