К вопросу об ИНСТИТУТЕ ПОЛИГАМИИ Айтбаева Ж.С.

Ошский государственный университет


Номер: 5-3
Год: 2016
Страницы: 95-97
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

многоженство, семья, полигамия, имущественное положение женщин, семейная собственность, полигамная семья, polygamy, family, polygamy, property status of women, family property, polygamous family

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье изучены причины появления института многоженства в кыргызском обществе, а также актуальность данного вопроса в настоящем.

Текст научной статьи

Обычай многоженства вызван скорее мусульманским правом, поэтому имеет правовой, юридический характер и не является неотъемлемым элементом религии. В последнее время во многих странах мира, в том числе в государствах постсоветского пространства наблюдается тенденция усиления внимания к вопросу о легализации многоженства на законодательном уровне. Вокруг этой темы существуют противоречивые мнения и толкования среди ученых, поэтому вопрос относительно происхождения и смысла данного обычая стал предметом изучения и анализа данного исследования. Как нами уже отмечалось выше, по форме, господствующим у кыргызов был экзогамный брак на основе табулирования близкородственных брачных связей. Однако нуклёарная семья в правовом плане не препятствовала полигамии, которая наблюдалась, как правило, в богатых семьях. В настоящем, так же, как и в прошлом существует несколько причин, побуждающих к созданию полигамной семьи. Одной из причин появления института полигамии связано с социальными проблемами, обусловленными конкретной исторической ситуацией. Речь идет о частых династических войнах, войнах за города и торговые центры, в результате которых количество мужского населения резко сокращалось. В связи с этим первостепенным считался вопрос относительно социальной и материальной защищенности женщин, об официальной легализации полигамии, выступающей в качестве единственной возможности обеспечения абсолютного большинства женщин нравственным правом иметь семью и детей. Другой причиной появления института многоженства выступала неспособность женщины иметь детей или отсутствие в семье детей мужского пола. В научной литературе данный аспект трактуется не только желанием людей продолжить род, но и сохранением в общине семейной собственности. Согласно традициям, принадлежащее определенному роду имущество передавались в качестве наследства из поколения в поколение будущим потомкам данного рода. При этом основным наследником семейной собственности кыргызов, как правило, являлся младший ребенок мужского пола, который и становился наследником всего имущества. Следующая причина распространения полигамного брака кроется в укреплении нравственных ценностей и сохранении целомудренности обоих полов. Он может быть определен как благодетельное, нравственное и охранное устройство. По мнению отдельных авторов моральная граница по данному вопросу должна быть проведена не между моногамией и полигамией, а между обусловленностью и вседозволенностью. Другими словами, при отсутствии нравственных пределов полигамия так же, как и моногамия могут отрицательно сказаться на развитии морального облика общества в целом. Ограниченная полигамия представляется альтернативой распаду брака и видимости соблюдения справедливых норм морали. Согласно Корану мужчина одновременно может состоять в браке с четырьмя женщинами: «Возьмите в жены тех, которые любимы вами, будь то одна, иль две, иль три, или четыре». При этом в Коране закреплены требования относительно равного положения всех жен и одинакового к ним отношения со стороны мужа. Без выполнения названных условий иметь несколько жен считается недопустимым. Главным условием выступает соблюдение принципа справедливости в отношении каждой из жен. «Но если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдаете, возьмите в жены лишь одну» -говорится в Коране. Следовательно, многоженство разрешается при соблюдении двух условий: 1) гарантировать возможную справедливость к женам; 2) иметь возможность содержать их. Как правило, многоженство было связано с относительно высоким уровнем доходов, так как сопряжено с содержанием нескольких семейных хозяйств или даже нескольких жилищ. Другая причина, обусловившая рождение полигамной семьи в традиционном обществе, связанна с ранними браками детей, совершавшимися по инициативе родителей без учета интересов брачующихся. Кыргызы решали судьбу своих детей (получали калым за дочерей или платили его за невестку при женитьбе сына) еще тогда, когда дети находились в колыбели. По шариату брачным возрастом для девочек является 9 лет, для мальчиков - 12 лет. Это установление получило широкое распространение и в Кыргызстане. В кыргызских аилах и кочевьях участились случаи выдачи замуж девочек в возрасте 12-13 лет, бывали случаи и ранних браков среди молодых людей 13-15 лет. Однако уже в 20-х годах XX века браки между несовершеннолетними встречались довольно редко. По мнению Н.И. Красовского сватание детей в раннем возрасте объяснялось стремлением родителей поддерживать близкие связи между двумя родами. До десятилетнего возраста, когда обычно принято заключать договор о калыме, обстоятельства еще могли перемениться, и девочка имела возможность выйти замуж за другого человека. Поэтому договоры о женитьбе, заключаемые до десятилетнего возраста хоть и встречались, но юридически считались недействительными. С течением времени обычай сватовства детей в раннем возрасте утратил обязательную силу, чего нельзя сказать о другом древнем обычае, связанном со степенями родства, в которых брак запрещался. Большое значение при заключении браков в обычном праве имели родственные отношения. Господство родовой идеологии не позволяло кыргызам заключать браки между сродственниками даже в седьмом колене. По родовому обычаю мужчина должен был взять себе жену из другого рода. Необходимость соблюдения данного предписания была обусловлена прежде всего заботой о здоровом сильном потомстве. М. Морган, исследовавший это явление, утверждал, что браки между членами разных родов давали потомство физически и умственно более сильное; два прогрессирующих племени смешивались между собой, в результате чего череп и мозг у потомков приобретали положительные свойства, присущие каждому из этих племен. Приведенная информация определенно свидетельствует о том, что брак у кыргызов играл роль своеобразного правового регулятора, выходя за узкие рамки воспроизводительного процесса. Инициаторами первичного брака, как правило, выступали родители, заключив между собой устный брачный договор. Подобная инициатива родителей объяснялась прежде всего заботой о будущем своих детей, о благосостоянии потомков, попыткой недопущения нарушений чистоты родственных отношений. В частности, представители каст торе (чингизидов), кожа (по преданию, потомков пророка Мухаммеда) не выдавали замуж дочерей за человека из простого сословия. Сватовство в юном возрасте также объяснялось условиями, особенностями и возможностями жизни кочевого общества, когда браки скрепляли отношения не только между семьями, но и между родами. По прошествии времени, достигнув брачного возраста, молодые люди, вступившие в брак по исключительному соглашению между родителями, имел возможность вступить в новый брак, основанный на собственном волеизъявлении, взяв в жены токол - молодую жену. Вместе с тем, следует согласиться с мнением А.К. Гейнса, что «живущие в достатке любимых дочерей своих в младшие жены никогда не отдают, т.к. жены эти не пользуются уважением в семействе и самое родство через них не имеет той ценности как с семейством первой жены» [1, с.85]. Напротив, первая жена - байбиче -занимала достаточно высокое положение в семье. По наблюдениям Н.И. Гродекова младшие жены оказывали особое уважение и непременное послушание старшей жене. Рассматривая имущественное положение женщин в полигамных семьях, отметим, что семейная собственность на скот распадалась по количеству жен и концентрировалась вокруг их детей. Судя по данным д'Андре и др., обособленное имущество жены не ограничивалось ее приданным. За исключением «старшей жены» - байбиче, богатый скотовод выделял каждой жене часть своего скота, что вместе с приданым образовывало ее самостоятельное хозяйство. Поэтому каждая жена со своими детьми имела самостоятельную юрту и скот. Старшая же жена - байбиче оставалась в основном хозяйстве мужа, совместно с которым владела и распоряжалась всем его имуществом: «В ее распоряжении находится имение мужа, скот и соблюдение порядка в семье; будучи совершенной госпожою, она у богатых людей никогда излишними трудами не обременяется» [2, с.168]. Д'Андре описал порядок выделения имущества жены: «При взятии же к себе ордынцем второй жены, то по усмотрению его, часть скота отходит в пользу той жены, остальное остается во владении байбиче» совокупно с мужем. При этом размер выдела младшим женам нередко зависел от мнения байбиче: «От нее отчасти зависит, что именно уделить от имения второй и третьей жене». В основном, нормами обычного права не ущемлялись имущественные права второй жены и ее детей. Скорее они были принижены морально, поскольку чаще всего являлись людьми незнатного происхождения. При плохом обращении со стороны мужа байбиче, в отличие от токол, имела право на развод. Следует отметить, что в современных условиях, видится, что легализация многоженства могла бы противостоять таким негативным процессам как сожительство вне брака, проституции и наличию большого количества абортов. В Кыргызстане данный вопрос поднимался неоднократно, но пока так и не был разрешен. Считаем, что обращение к этому обычаю, не посягает на светский характер государства и единства правовой системы, а наоборот, позволяет получить позитивный опыт прошлых лет, применение его в современности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.