АРХИТЕКТУРА МУСУЛЬМАНСКОГО ДВОРЦА Алмаганбетова К.А.,Короласбаев Д.К.

Каспийский университет


Номер: 5-3
Год: 2016
Страницы: 137-139
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

дворец, айван, исламская архитектура, Центральная Азия, Palace, quince, Islamic architecture, Central Asia

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Исследование архитектуры мусульманского дворца Центральной Азии раннего средневековья (X-XIII вв.) в контексте их происхождения и эволюционного развития.

Текст научной статьи

Архитектура мусульманского дворца создавалась, опираясь как на накопленный богатый опыт и традиции предисламского времени, так и в период становления исламской религии, когда формировалось новое идеологическое содержание и складывались эстетические понятия. Как указывают исследователи мусульманской культуры «ислам разработал целую систему эстетических категорий, подчеркивающих величие этой религии, и нашедшие образное воплощение в архитектурных формах. Среди них ключевыми понятиями-символами являются: джамал (божественно совершенная красота)-олицетворяет купол; джалал (божественное величие) -высота башен, минаретов; сифат (божественное имя) - проявляется в арабской эпиграфике» [1, 48]. Используя одни и те же формообразующие элементы и композиционно-планировочные принципы, исламская архитектура создала различные по своему назначению типы зданий. Универсальная художественная форма создавалась на основе геометрических построений путем преобразования простых фигур в сложные, используя приемы пропорционирования, модульности, ритмометрического повтора и симметрии. Эти методы употреблялись также при разработке орнаментального декора, придававшего ощущение необыкновенной роскоши и изысканности мусульманской архитектуре. Построение архитектурных композиций различной сложности происходило на основе модульной прямоугольной или косоугольной сетки и строгой ориентации по странам света главных планировочных осей. Лейтмотив сакральной ориентации в исламе приобретает важнейшее значение при организации пространства любого архитектурного произведения, включая его тем самым в глобальную систему пространственных взаимосвязей и духовных ценностей, созданных исламской культурой. Важнейшей интенцией архитектуры дворцов Центральной Азии Х-ХIII вв. было осуществление в реальной практике «готового» и хорошо известного образа. Образ дворца в художественной культуре эпохи «мусульманского ренессанса» включает ряд признаков, позволяющих безошибочно узнать его. Концепция дворца-резиденции в мусульманской архитектуре сложилась уже к VIII в. и была реализована в таких канонических постройках, как дворцовые комплексы в Ктесифоне, Сарвистане, Варахше, Еркургане. Все они - здания дворово-айванного типа с преобладающей продольной осью, которая наиболее полно воплощала официальные и парадно-представительские функции дворца. Архитектурный образ мусульманского дворца Х-ХIII вв., внешне напоминающий крепостное сооружение выражал религиозную идею «скрытой архитектуры», характерной для ислама. За глухими, укрепленными стенами таились окруженные садами, просторные парадно-репрезентативные и жилые постройки, сверкающие ослепительным убранством, золотом и роскошью, располагающим к парадным приемам, отдыху и развлечениям. Образ мусульманского дворца не является исключительной принадлежностью этой эпохи, но ей принадлежит заслуга воплощения феномена и образа дворца в различных аспектах его существования в реальном строительстве. Мусульманский дворец представлял собой огражденную массивными стенами обширную территорию со сложной планировкой и четким функциональным зонированием, включающим официально-репрезентативную часть с анфиладой парадных залов с роскошными интерьерами, жилую и хозяйственную, а также регулярные сады-баги с широкими аллеями и бассейнами, спортивными комплексами и увеселительными затеями. В мусульманском дворце можно выделить два вида комплексов - городские правительственные резиденции, расположенные непосредственно в черте города (дворцы в Мерве, Самарканде, Бухаре, Термезе, Герате и т.д.) и загородные резиденции, представляющие собой дворец - городили дворец-крепость (дворцы Кырк-Кыз, Рабад-и Малик, Буст Лашкаргах и т.д.)[2,56]. Дворец в Термезе (XI - XV вв., Узбекистан). Термез по свидетельству ал-Истахри находился на реке Джейхун (Амударья) и исполнял роль речного порта. Он подчеркивал, что город был благоустроен и населен, улицы и базары вымощены кирпичом. В X - XII вв. город густо застраивается и активно разрастается на север вдоль русла Чаганруда (Сурхандарьи). Его шахристан и пригороды (рабады) заняли всю территорию древнего города, за пределами которого выделяется особая территория сурадикат-аристократическое предместье, где на площади более 10 га вырос парадный дворец Термезшаха, окруженного вместе с парковой территорией особой стеной. Первое обследование руин дворца и небольшие раскопки были предприняты в 1927 г. В. Вяткиным и Б. Засыпкиным. В 30 и 40 гг. ХХ века его археологические раскопки проводили В. Д. Жуков и М. Е. Массон. Исследование и анализ архитектуры и ганчевого убранства дворца в Термезе осуществляли Г. А. Пугаченкова, З. А. Аршавская, Л. И. Ремпель, С. Г. Хмельницкий и др. Дворец, построенный в ХI в. располагался на северо-восточной окраине Термеза. Дворцовый комплекс (180х750 м), с небольшими отклонениями ориентированный по странам света. Общая композиция здания представляла собой классическую дворово-айванную систему. По продольной оси двора располагался входной портал, с восточной стороны - группа парадных помещений с аудиенц-залом. Со всех сторон двор окружала колонная галерея (ширина 3,5 м) с деревянным балочным потолком, и узорным полом, выстланным жженым кирпичом. В центре двора был устроен квадратный бассейн. Дворец был построен из сырцового кирпича, для облицовки фасадов и парадных помещений применялся квадратный жженый кирпич. В ХII в. его нарядную узорную облицовку закрыли резным ганчевым декором, такого разнообразия и великолепия, то Л. Ремпель назвал его «энциклопедией узора ХII в.»[3,56]. Дворцовый комплекс в Лашкари Базар один из самых грандиозных ансамблей XI - XII вв. Он был построен у берегов реки Гильменд, в 3 км к северу от города Буст (Афганистан) - как летняя правительственная резиденция Газневидов. Его исследовали и описали такие ученые, как Д. Шлюмбергер, Д.-К. Гарден,А.Терри, А.Д. Бивар, В. Л. Воронина, В. Карцев, С.Г. Хмельницкий и др. Этот грандиозный дворцовый комплекс образовал целый обособленный небольшой город. Можно выделить три основные группы сооружений комплекса: южная с главным дворцовым комплексом, северная с дворцовыми и административными зданиями и центральная с дворцом и казармами. Вдоль берега реки Гильменд на несколько километров протянулись сады, охотничьи парки, группы подсобных сооружений. Главное здание Лашкари Базар - Южный дворец - возведено в излучине реки Гильменд на высоком берегу. Ориентированное главной осью в направлении юг-север, здание построено из кирпича-сырца, с использованием дерева и жженного кирпича, фундамент из рванного камня. Сочетание центричной системы - прямоугольный двор с айванами-проходами по осям - и древняя дворово-айванная структура - определила композицию плана южного дворца. Глухие фасады дворца оформлены круглыми башенными выступами - трехчетвертными на углах южного фасада и полукруглыми на восточной и западной стороне. Плоскость стены пластически оформляла многоярусная глухая аркатура (с постепенным уменьшением размеров аркад к верху), украшенная ганчевой резьбой. Генезис такой пластики фасада уходит к сасанидскому дворцу Таки-Кисра, близкая аналогия декорации фасада позволяет говорить о сознательном заимствовании. Схожие планировочные приемы в организации пространства можно усмотреть в аббасидском дворце Охейдир (совпадает общая линейная схема вестибюль - двор - айванный аудиенц-зал и квадратный зал за ним) и омейядском дворце в цитадели Амана (обширный крестообразный вестибюль и тронный айван с квадратным залом). Однако сама данная планово-пространственная структура имеет центральноазиатское происхождение и отсюда была заимствована Аббасидским халифатом. Северный дворец, окруженный стенами (100х115 м) и укрепленный как Южный, угловыми круглыми башнями и полубашнями включает 3 дворово-айванных комплексах разных размеров, но приблизительно одного канонического устройства, одинаковой ориентации на север. Самый крупный юго-западный комплекс являлся уменьшенным и упрощенным подобием Южногодворца: у его двора такие же пропорции «египетского треугольника»; 4 айвана расположены на поперечных и продольных осях; вестибюль крестообразной формы; тронный айван расположен на северной стороне двора; парадное решение северного фасада - симметричные входы по сторонам главного айвана выделены портальными нишами. Центральный дворец- это компактное двухэтажное здание (51х34 м) с массивными круглыми башнями по углам. Расположенный на берегу реки дворец завершал композицию традиционного регулярного сада, окруженного высокими стенами с портальным входом на оси, втянутой в направлении восток-запад и сохранившимся садовым павильоном в центре. Он предлагал иную древнюю планировочную схему, примененную на обоих этажах - крестообразное пересечение двух осевых коридоров [3, 36]. Эталонным типом средневекового дворцового здания является Южный дворец Лашкари Базар. В нем нашли естественное сочетание древняя дворово-айванная система, изначально, свойственная дворцам-резиденциям, и четырех айванная дворовая структура более универсального типа. Его первоначальное устройство отличают гармоническая ясность и функциональность в разделении общественных и жилых групп, детально продумана величественная церемониальная парадность репрезентативной части.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.