ТРУДНОСТИ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Маматова Г.

Ташкентский государственний педагогический университет


Номер: 5-4
Год: 2016
Страницы: 63-65
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

литературное понятие, жанр, автор, изобразительное средство, идея, literary concept, a genre, the author, graphic means, idea

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная статья посвящена проблеме работы над стихотворными произведениями на уроках начальных классов. В ней раскрытии основные трудности, связанные с работой над стихотворними произведениями на уроках начальных классов а также способы их решения. В статье раскрыты своеобразные особенности создания учебного анализа при работе над стихотворным жанром в начальных классах.

Текст научной статьи

Основная задача учителя на уроках чтения научить их читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его. Что значит научить читать художественный текст? В чем особенности восприятия этого вида текста и почему этому надо учить специально? Читатель, читая художественный текст, представляет картины, которые нарисовал автор-художник; сочувствует его героям и выходит на понимание идеи произведения, его главной мысли. Разница между художественным и нехудожественным текстом - в способе отображения действительности. Автор художественного произведения изобразил словами дождь - явление природы. И читатель художественного текста представляет себе эти дожди, и не только сами дожди, но и рябую от ямочек, оставляемых каплями, поверхность реки, кажется, ощущает теплую воду этих луж и даже слышит этот стеклянный звон. Представляет, если автор нарисовал. А если - нет? Лирика - один из древнейших родов художественной литературы. Она связана с музыкой и пением, это - песнь под аккомпанемент; чаще всего в древности стихотворения «произносились» под звуки лиры. Лирика - изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств. В лирических произведениях жизнь, ее закономерности изображаются не через события, как в эпическом тексте и в драме, а через восприятие этих событий поэтом. Чаще всего изображаемые события или пейзаж выступают как источник, основа лирических переживаний автора. Лирику иногда определяют как «мое слово» о «моем переживании». Но герой лирики и автор - не всегда одно и то же лицо. На самом деле если бы в каждом произведении автор рассказывал о себе, о фактах из своей жизни, мы бы решили, что он много раз влюблялся, что жил во многих странах мира. «В каждом лирическом стихотворении у истинного поэта новое “я”, - говорил поэт В. Брюсов. - Лирик в своих созданиях говорит разными голосами, как бы от имени разных лиц…» И поэтому когда в лирике образ автора не совпадает с обликом самого поэта, употребляют понятие лирического героя. В лирическом произведении может вообще не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и рассказывается о каких-то событиях, то для того, чтобы показать отношение автора к изображаемому, его чувства, возникающие при изображении события. И вызвать ответное чувство у читателя. Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьезной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературы в школе. И не только потому, что при изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирика может оказывать очень сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важны приобщение к поэзии в детстве, правильная организация процесса восприятия лирических текстов в школе. Лирическое произведение - это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С.Я. Маршак). И чем богаче и полнее эта работа, тем сильнее воздействие лирики на читателя, тем больше он воспринимает - «в себя принимает» - тех ценностей, которыми делится с ним поэт. Специфика этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. При изучении лирического текста в начальной классах учитель является таким же читателем, как и ученик, но читателем с большим жизненным и чувственным опытом, больше знающим, более образованным. Прежде чем идти на урок, учитель, конечно, проанализировал произведение и заранее знает то, к чему должен «привести» учеников, но в разговоре с детьми произведение может повернуться новыми гранями - ведь коллективное восприятие всегда богаче и объемнее, и в процессе учебного полилога открывается многогранность и бездонность художественного текста. В этом смысле, наверное, невозможно говорить о единственно верном, «правильном» анализе лирического произведения, но, допуская свободу толкования, уважительно относясь к личностному восприятию текста учениками-читателями, необходимо предупредить неправильное, искаженное или примитивное его понимание. Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода: - организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою; - формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором; - формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи; обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний. Говоря о развитии ребенка, понимая его как переход из одного состояния в другое, более совершенное, мы должны отдавать себе отчет в том, что читательское развитие - это способность воспринимать и понимать тексты, с которыми ученики встретятся уже за пределами школы, и самое главное - любовь к чтению. А это значит, что нашего ученика-читателя, который живет в ХХI веке, надо научить читать и вычитывать все, что автор вложил в свое произведение, анализировать и понимать художественные тексты любого типа, любой сложности, чтобы он смог воспринять новейшую литературу, ту, которая еще не написана, тем более что и литература тоже развивается. Но все же и традиционные методы и способы работают, особенно при анализе классических текстов. Медленное чтение великих лирических произведений, вглядывание в каждое слово художника формирует прежде всего интерес к слову, понимание того, что в слове заключается великий смысл. И это открытие, сделанное в детстве, может и должно остаться у человека на всю жизнь. Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Медленное чтение вершинных художественных текстов, осознавание учениками-читателями смысла и красоты работы художника слова воспитывает не только вкус, но и желание подражать, создавать, творить по законам красоты. В анализе лирического произведения очень эффективна работа с системой образов произведения, или с его структурной схемой. Она позволяет соединить несоединимое: объективность системного подхода и свободу интерпретации, казалось бы, не поддающихся анализу чувств, настроений, отношений. Иногда лирическое произведение представляет собой описание природы, но это изображение - повод для того, чтобы выявить внутреннее состояние автора, поскольку всегда это - картина природы, воспринимаемая душой поэта. «Произведение представляет как бы картину, между тем как в нем главное дело не сама картина, а чувство, которое оно возбуждает в нас» (М. Рыбникова). Итак, анализ лирического текста, освоение смысла лирического произведения требуют серьезного духовного труда, напряжения не только мысли, но и чувства, воображения и фантазии ученика.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.