ПЕСНЯ НА УРОКАХ ФОНЕТИКИ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ Энгель Е.И.

МГУ им. М.В.Ломоносова


Номер: 5-4
Год: 2016
Страницы: 106-109
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

фонетика, фонетические упражнения, песня, phonetics, phonetic exercises, song

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье автор рассматривает вопрос об использовании песни, музыкально-лирического произведения, в качестве тренировочных упражнений на уроке практической фонетики. Отмечаются аспекты, на которых сосредоточено внимание преподавателя и учащегося при работе с песенным материалом на уроках фонетики английского языка.

Текст научной статьи

Прежде чем обратиться к проблеме учебного материала на уроках практической фонетики английского языка, необходимо определить задачи, стоящие перед учителем, преподающим данный предмет. Эти задачи могут быть сформулированы следующим образом: - выявление и устранение фонетических и фонологических ошибок, встречающихся в речи учащихся, а также предупреждении ряда типичных ошибок, характерных для русскоязычных студентов, говорящих на английском языке. - описание особенности фонетической системы современного английского языка, сравнение её с фонетической системой русского языка, ознакомление студентов с современными исследованиями в данной научной области; - изучение проблемы современного произносительного стандарта английского языка; изучение артикуляционной базы современной произносительной нормы британского варианта английского языка; изучение вариативности и выявление тенденций развития современной британской произносительной нормы; - развитие у студентов умения объяснять основные понятия, процессы и явления, происходящие в системной организации фонетического строя современного английского языка; изучение особенностей английского произношения в его коммуникативных и территориальных разновидностях; - развитие навыков восприятия и понимания речи на слух; - развитие навыков говорения; - накопление лексического запаса; [1] Выполнению многих из этих задач способствуют фонетические упражнения. Материалом, традиционно составляющим основу фонетических упражнений, могут служить примеры из различных родов литературы и их жанров, как то: небольшие рассказы, отрывки из драматических произведений, стихи, лимерики, скороговорки, а также тексты песен. При создании тренировочных упражнений, использующихся на уроках фонетики, песня интересует нас не только как литературно-художественное, но, прежде всего, как музыкально-лирическое произведение. Преимущества песен в обучении иностранному языку очевидны. Прежде всего, музыка и песни, исполненные группой иностранного языка, объединяют студентов в их общем деле - учении. При совместном исполнении песни, когда внимание согруппников сосредоточено на самих себя, учащийся становится более раскованным и уверенным, не боится сделать ошибку, услышанную другими. Это состояние позволяет ему не стесняясь сконцентрироваться на выполнении определённых заданий. При совместном пении снимается напряжение и стресс. Пение улучшает концентрацию и, соответственно, память. Пение мотивирует обучение, делает его весёлым, и тем самым, облегчает усвоение материала. По словам Криса Брюэра: "Музыка стабилизирует умственные, физические и эмоциональные ритмы, чтобы достичь состояния глубокой концентрации и внимания, в которых большой объем информации может быть узнан и успешно обработан." [2]. Какие же произведения выбираются для работе в классе для формирования фонетических навыков? Прежде всего, те, которые соответствуют возрастной группе обучающихся и целям обучения. Общие рекомендации к выбору песни могут быть такими: выбранные произведения должны нравиться группе, вызывать положительные эмоции, не быть трудными в музыкальном плане, не вызывать большую сложность в понимании текста. Так, для взрослых учащихся уровней А1-А2 может быть предложена современная европейская и американская популярная музыка [3], например: Jingle Bells Dancing Queen (Abba) Happy New Year (Abba) Umbrella (Rihanna) Believe (Cher) Wherever (Shakira) We are Young (Fun) Another day in Paradise (Phil Collins) Love Comes Quickly (Pet Shop Boys) True Love (Pink) Count on Me (Bruno Mars) Counting Stars (One Republic) Relax, Take it Easy (Mika) Fear (Lilly Allen) In this Life (Delta Goodrem) Complicate (Avril Lavige) Возможны и классические лирические рок-композиции, к примеру: Smell Like Teen Spirit (Nirvana) Highway Star (Deep Purple) Hello I Love You (The Doors) Highway Star (Deep Purple) Автор с успехом использует на уроках следующие произведения: The House of the Rising Sun (Animals) Wind of Change (Scorpions) Hotel California (Eagles) Last Christmas (Abba) Super Trouper (Abba) Waterloo (Abba) Money, Money, Money (Abba) и, конечно, The Beatles: Yesterday A Hard Day's Night All My Loving She Loves You Can't Buy Me Love Yellow Submarine Почему же так привлекательны фонетические тренировочные упражнения, созданные на основе песен? Песни способствуют формированию и совершенствованию фонетических навыков, овладению артикуляционной базой иностранного (в частности, английского) языка. Отмечается, что "музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение ... несложных по мелодическому рисунку песен ... помогают закрепить правильную артикуляцию ... звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д." [4]. Ещё раз отметим те аспекты, на которых сосредоточено внимание при работе с песенным материалом на уроках фонетики английского языка: элементы артикуляционной базы (артикуляция гласных и согласных звуков, движение губ - "фонетическая улыбка"), ритмика слова, ритмический рисунок фразы, предложения, связанной речи. Необходимость соблюдения всех правил: правильная артикуляция звуков, правильное движение губ, правильное словесное и фразовое ударение, темп исполнения, приближенный к естественному, не замедленному, темпу речи - создают определённые трудности при исполнении песенного произведения. При работе над артикуляцией звуков взрослый ученик должен понять и научиться осознанно на физическом уровне производить ранее неизвестные ему звуки. Вызывает сложности артикуляция дентальных, альвеолярных, назальных согласных, долгих гласных заднего и среднего ряда, правильное движение губ ("фонетическая улыбка"), оппозиция долгих и кратких гласных. Чтобы сосредоточить внимание учащихся на отдельных звуков, составляются упражнения, в которых ученики работают с рифмованной лексикой: при прослушивании песни со слуха заполняют пропуски (fill the gaps). При этом, используя текст, необходимо напоминать о смыслоразличительной характеристике долгих и кратких гласных, и о том, что невнимание к данному фонетическому явлению может привести к изменению смысла слова и фразы. Ритмика песенного стиха позволяет сконцентрировать внимание учащегося на словесном и фразовом ударении. Прослушивая песню и повторяя её за исполнителем, учащийся сосредотачивает своё внимание на ударных и безударных словах. Все служебные слова, при отсутствии смыслового выделения, должны быть безударны. Учащемуся можно предложить следующее упражнение: при прослушивании песни, он должен подчеркнуть в тексте песни ударные слова. При тренировочном прочтении текста он должен голосом выделить ударные и безударные слова. При этом необходимо обращать внимание и на правильное ударение отдельных слов, чтобы не нарушить ритмическую картину стиха. Кроме того, учащийся, повторяя за исполнителем, должен "вписаться" в ритмическую картину песенного произведения. На начальном этапе сделать это сделать достаточно трудно, т.к. темп исполнения песни не всегда бывает медленным, а, наоборот, близок к темпу повседневной речи. Для того, чтобы учащийся выучил понравившуюся ему песню достаточно хорошо и получил от её исполнения удовольствие, должна быть проделана большая работа, рассчитанная не на один урок. Ученик прослушивает песню и знакомится с текстом; читает текст, уделяя внимание незнакомой лексике. Когда сняты проблемы с лексикой, переходим к фонетическим проблемам: артикуляция звуков, темп и ритм речи. Вначале хорошо практиковать имитацию пения под аудиозапись ("пение под фонограмму"). Неоднократное повторение данного упражнения поможет ученику сосредоточить своё внимание на перечисленных выше фонетических проблемах, а также почувствовать себя уверенным при исполнении песни в голос. Пение делает урок эмоционально насыщенным, "песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка"[4].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.