МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Эшонкулова Н.А.

Навоийский государственный горный институт


Номер: 5-4
Год: 2016
Страницы: 111-113
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

толерантность, молодежь, убеждение, этническая

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статьи исследуются вопросы межэтнической толерантности в современных условиях глобализации. Дано определение толерантности с межэтнической точки зрения.

Текст научной статьи

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира[1.91]. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека[2.43-57]. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Толерантность важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур[5.41-59]. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. В школах и в университетах, в рамках образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. В условиях независимого развития в Узбекистане происходят глубокие социальные изменения, которые интенсифицируют процессы становления новой национально-государственной идентичности в менталитете узбекистанцев. Более того, толерантность, как один из основополагающих демократических принципов, предполагающий проявление терпимости к образу жизни, поведению, чувствам, мнению, идеям и верованиям людей различных этнических групп все более утверждаются не только на государственном, но и на личностном, межгрупповом уровне[4.56-67]. Изучение процессов становления новой системы межнациональных отношений предполагает получение целостного представления об их состоянии во всех социальных группах населения, в том числе и молодежи. Сосредоточение внимания государства к данной проблеме, а именно обозначение новых подходов в воспитании молодежи, направленно, прежде всего, на становление и упрочение духовности, отражающего факт коренного изменения отношения к подрастающему поколению. В основе этих отношений лежат социальные, политические, духовные, экономические, нравственные и другие потребности жизни народа Узбекистана, перспектива развития демократического общества. Для осуществления демократических преобразований, проведения действенной национальной политики методологически важно прогнозировать направление движения межэтнического взаимодействия в молодежной среде. Основанием для такого вывода могут служить показатели численности населения. Так, из двадцати четырехмиллионного населения Узбекистана 60 процентов составляют люди моложе 25 лет, из них, 43 процента моложе 16 лет. Эта значительная социальная группа может стать объектом социологического исследования, направленного на изучение межэтнических отношений в этой среде. Изучение интересов, ценностных ориентаций, симпатий и антипатий основных этнических групп молодежи должно быть не единовременным актом, а постоянным процессом. Необходим поэтапный мониторинг общественного мнения различных категорий молодых людей. Расширение культурных контактов в современном мире с особой остротой ставит проблему эффективности взаимодействия различных культур. Межкультурное общение и понимание - явления весьма сложные, имеющие разветвленную логическую и смысловую структуру, игнорирование которой подчас порождает сложные проблемы смысловых несоответствий. Актуальность изучения данных проблем может быть обоснована и следующим: Всегда ли представители различных культур понимают друг друга адекватным образом[3.34-73]. Основной целью социологического исследования, проведённого преподавателями и студентами Навоийского государственного горного института 84 являлось изучение сегодняшнего состояния межнациональных отношений в молодежной среде, степени ее толерантности. Одна из основных задач исследования, состояла в выяснении того, каким образом в сознании людей фиксируется и рационализируется их национальная принадлежность. Ответы респондентов можно разделить на две группы. Первая, большая часть опрошенных, в своих ответах в целом отметила положительность понятия национальность. Другая, меньшая часть респондентов в своих ответах высказала критическое отношение к функционированию данного явления. Общегражданское отношение к национальной принадлежности: «Человек сам вправе выбирать свою национальность», которое допускает возможность сознательного выбора национальности, оказалось свойственно почти каждому десятому студенту (9%). Поскольку этническая толерантность, как правило, проявляется непосредственно в ходе межэтнических контактов, её уровень нередко зависит от степени интенсивности данных контактов и в каждом конкретном случае различен. Однако отношение к контактам с людьми иной национальности в целом более благожелательны в сфере трудовой деятельности, чем в семейных и бытовых отношениях. Различия между представителями разных национальностей сохраняются или даже возрастают, поскольку по отношению к родственным связям с представителями другой национальности чаще играют роль устаревшие традиции и обычаи. В проведённом исследовании была затронута только часть характерных проявлений толерантности студенческой молодёжи. И всё же они позволяют сделать некоторые важные выводы[4.56-67]. Прежде всего, следует отметить сложные процессы трансформации толерантности в контексте узбекистанской ментальности. С одной стороны, молодёжи свойственна активная толерантность к людям разной национальности, выражаемая в открытости, готовности к межэтническим контактам. С другой стороны, можно предположить, что среди студентов имеет место и толерантность избирательная, характерными особенностями которой являются ограниченный характер межэтнических контактов при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп. Всё это говорит о сложности изучения феномена толерантности в межэтнических отношениях и необходимости дополнительных исследований, особенно в сложных в этнокультурном отношении группах.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.