УСПЕХ В ИГРАХ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Борисова О.М.

ГБОУ «Школа 1492» г. Москва


Номер: 5-4
Год: 2016
Страницы: 117-119
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

игра, учебная деятельность, правила игры, поле возможностей игры, play, educational activity, rules of play, field of opportunities of game

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассказывается о проведенном эксперименте среди учащихся 2-х классов на выявление связи между успешностью в игре и учебной деятельностью. Данный эксперимент не обнаружил линейной связи успеха в игре и правильным выполнением учебных заданий, однако позволил сделать интересные выводы о связи соблюдения правил в игре и выполнения учебных заданий. Данные эксперимента могут быть полезны для дальнейшего изучения развивающей функции игр с правилами в младшем школьном возрасте.

Текст научной статьи

Несмотря на смену ведущей деятельности, игра остается в жизни младших школьников. К сожалению, исследований посвященных играм младших школьников очень мало. В 2010-2012 годах было проведено исследование об играх современных городских младших школьников, выявившее репертуар наиболее популярных игр с правилами и содержащихся в них вызовах[1, 10]. Под вызовом в игре понималась такая трудность для ребенка, которую можно попытаться преодолеть в игре. В дальнейшем, анализируя репертуар часто разыгрываемых младшими школьниками игр, мы разделили их на несколько видов, используя в качестве критерия функцию контроля за соблюдением правил игры: -игры без водящего, когда у каждого игрока одинаковые шансы выиграть и тот, кто не соблюдает правила игры, выходит из нее (*игра «Тазики», «Цифры», «Классики»). В таких играх контроль за соблюдением правил игры лежит на всех игроках; -игры с водящим, когда выигравший игрок получает особую роль - водящего, который контролирует выполнение правил другими игроками (игры «Тише едешь-дальше будешь», «Прятки», «Колечко» и др.; - командные игры, в которых есть противоборствующие стороны и они борются вместе за что-то («Футбол»), с друг с другом («Казаки- разбойники») или создают друг другу трудности («Вышибалы», «Змейка»). В этих играх контроль за соблюдением правил игры осуществляет, как правило, противоположная команда. Ситуация обучения в классе по программе «Школа России», где учитель осуществляет контроль за усвоением знаний учащихся совпадает с ситуацией в игре «Тише едешь-дальше будешь», где водящий следит за соблюдением правила (игрокам можно двигаться только, когда ведущий говорит определенные слова, в остальное время надо замереть). В такой игре трудно стать водящим( надо успеть дотронуться до водящего пока он, повернувшись спиной к игрокам говорит свои слова) - надо быть ловким, уметь контролировать себя и быстро реагировать на изменение ситуации. Это навело нас на мысль исследовать связь между успешностью в игре и выполнением учебных заданий. Гипотезами нашего эксперимента были: 1.Дети успешные в игре (водящие) справляются и с учебными заданиями в учебе. 2.Дети чаще других нарушающие правила игры, не справляются с учебными заданиями. Эксперимент проходил зимой 2015-2016 года и в нем приняли участие 30 учащихся 2-х классов ГБОУ «Школа 1492» г. Москвы. Учащимся на переменах предлагалось поиграть в игру «Тише едешь - дальше будешь». Эту игру мы разыгрывали 30 раз (по количеству участников игры). Затем, после того как игра была разыграна, участники эксперимента в формате индивидуальной беседы выполняли 2 задания по математике (необходимо было ответить является ли предъявленный текст задачей, объяснить ответ, дополнить текст до задачи и решить ее) и задание по русскому языку (необходимо было расставить знаки препинания в первом тексте и проверить правильность расстановки знаков препинания в аналогичном тексте, с которым якобы поработал другой учащийся). Учебные задания подбирались с учетом прохождения учащимися общей образовательной программы «Школа России» по этим предметам за второй класс. Критерии, по которым мы рассматривали учащихся в эксперименте: -соблюдение/несоблюдение правил игры; - успех в игре (стал водящим)/ остальные участники игры; -правильное решение учебных задач/решение с ошибками, их исправление/ошибочное решение или отсутствие решения. Критерии наблюдения за учащимися при решении учебных задач : -постановка задачи: 1 - учащийся отвечает, что перед ним не задача и объясняет причину (т.к. в тексте нет вопроса в 1 задании и отсутствие необходимой информации во 2 задании), 0-учащийся отвечает, что перед ним задача и начинает решать задачу по умолчанию, добавив свой вопрос (*Сколько всего рыбы поймали мальчики) или необходимую информацию( в задании №2). Комбинация 01 означает, что учащийся сначала сказал, что перед ним задача и стал оформлять ее решение. Потом остановился, увидел, что нет вопроса (или необходимой информации) и изменил свое мнение, сказав, что перед ним не задача, т.к. нет вопроса (или необходимой информации). В дальнейшем учащийся предложил свой вопрос (недостающую информацию) и стал решать задачу. -решение: 1 - решение выполнено правильно, 0-нет решения задачи или в решении допущена ошибка. -контроль: 1-ребенок проверил соответствие решения и условия задачи и написал ответ, 0- ребенок не проверил соответствие условия и решения или забыл написать ответ. -кол-во допущенных ошибок -по математике при счетных действиях, в заданиях по русскому языку это кол-во пропущенных знаков или неправильно поставленных знаков препинания. -количество правильных ответов по математике это количество правильно решенных задач, в русском языке- правильно поставленных знаков. При анализе полученных данных мы увидели, что дети, которые становились водящими не всегда справлялись с учебными заданиями. Из 8 детей-водящих правильно выполнили учебные задания только 3 человека. При анализе таблицы «Наблюдения за игрой» мы выделили 5 детей, которые в каждой игре соблюдали правила игры. Из них только 3 становились водящими. Но эти 5 человек, в отличие от остальных участников эксперимента, все учебные задания выполнили правильно, они логически рассуждали и объясняли свои ответы. Так же четко выделились 8 детей, которые в каждой игре нарушали правила игры. Эти учащиеся не выполнили ни одного задания правильно. У таких детей отсутствует контроль при выполнении задания, у них пробелы в знаниях и умениях, они не могут объяснить свои действия. Некоторые дети из этой группы при организующей помощи взрослого и своих неудачных попытках находят свои ошибки. На основе этих данных нельзя утверждать, что успех в игре и успешное выполнение учебных заданий связаны друг с другом. Но можно сделать следующие выводы: -во-первых, дети, соблюдающие правила игры, знают, как выполнять и умеют выполнять учебные задания и выполняют все необходимые действия для успешного решения учебной задачи; -во вторых, дети, постоянно нарушающие правила игры не справляются с учебными заданиями. С 6 детьми, которые постоянно нарушали правила игры и 7 детьми которые иногда соблюдали, а иногда нарушали правила игры, были проведены 10 игр усложненного варианта (надо было двигаться к ведущему спиной вперед). В этом варианте способ передвижения, во-первых, замедляет скорость участника, а значит дает возможность быстрее замереть (тормозной путь меньше), во-вторых, затрудняет видимость водящего и вынуждает ориентироваться на его голос, а не на его действия, что снижает вероятность движения игрока, когда водящий его не видит (ведь и игроку трудно наблюдать за водящим). В игре с таким условием передвижения участников детям, часто нарушающим правила игры, удается соблюдать правила (двигаться только, когда водящий говорит свои слова и замереть, когда ведущий закончил говорить свои слова), хотя они и не становятся победителями. Но, по отзывам самих детей, такой вариант игры им не интересен. «Давайте лучше играть в простую», - просили они. Эта ситуация привела к размышлениям о причине такой просьбы детей. Ведь в усложненном варианте игры у детей, часто нарушающих правила игры, появляется больше шансов выиграть и стать водящим, так как их не так часто отправляют на линию старта за нарушение правила. В простом же варианте они после каждого поворота к игрокам водящего оправляются на линию старта, т.к. нарушили правило (либо не успели вовремя затормозить, либо пошевелились, либо передвигались, пока водящий не видит). Проанализировав внимательно часто разыгрываемые детьми этого возраста игры («Вышибалы», «Догонялки», «Салки-прилипалки», «Змейка») я пришла к выводу, что у каждой игры есть «поле возможностей» для участников. Это поле меняется (сужается или увеличивается) при следующих условиях: -изменении условий (способ передвижения участников, способ выполнения своих функций водящим, изменение пространства игры, изменение вспомогательных материалов игры таких как, например размер, и вес мяча, длина скакалки и т.п.); -изменении количества участников; -изменении состава участников игры (*при большем количестве сильных игроков, шансы слабых игроков уменьшаются) -изменении правил игры. Игра привлекательней для ребенка, когда в ней большое «поле возможностей». Так, в обычном варианте игры «Тише едешь» у любого игрока возможностей стать водящим больше (как сам ребенок думает), т.к. можно «обхитрить» водящего и продвинуться немного вперед, когда он не видит или когда он идет к своему месту, поворачиваясь спиной к участникам. Некоторые водящие становились ими именно потому, что «обхитрили» предыдущего водящего. Эти примеры дают игрокам, часто нарушающим правила игры, положительное подкрепление для такого способа игры. Усложненный вариант (передвижение спиной вперед) сужает возможности обхитрить водящего и поэтому не привлекателен. Для подтверждения полученных выводов данный эксперимент продолжается с учащимися 2-х классов, обучающихся по другим образовательным программам других школ г. Москвы и с учащимися 1-х классов нашего учебного комплекса.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.