КОНСТРУКЦИЯ ДА+ПЕРФЕКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ БОЛГАРСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ БОЛГАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА) Григоренко Ю.А.

МГУ им. М.В. Ломоносова


Номер: 5-5
Год: 2016
Страницы: 29-31
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Статус служебного слова да не находит однозначной интерпретации среди лингвистов. Традиционно принято рассматривать да в сочетании с глаголом как частицу в следующих случаях: в составе сложных временных форм (няма да направя), аналитического повелительного наклонения (нека да тръгнем) и выражений типа да не би да [2, 498-499]. В роли союза да выступает, если соединяет части сложноподчинённого предложения или вводит вторую часть составного глагольного сказуемого [2, 464]. Материалом для нашего исследования послужила выборка, полученная автоматизированным поиском по Болгарскому национальному корпусу (Български национален корпус, [1]). Поиск производился по двум подкорпусам, включающим а) художественные произведения и б) научные тексты. Конструкции да+перфект были зафиксированы как в художественных, так и в научных текстах, однако частотность их неодинакова. Если в художественных текстах в да-конструкции входит 9% форм перфекта, то в научных почти в два раза меньше - около 5%. Рассмотрим подробнее их значения и контекст употребления. В научных текстах самую многочисленную группу примеров составляют сложные предложения с придаточными времени, включащими союз преди да (17). В художественных текстах сочетание преди да + перфект также представлено, но в меньшем количестве примеров (10). Европейски тип интелигенция на Балканите има много преди в тези предели да са се появили фабрики, пристанища и железници, европейски планирани и застроени градове, модерни армии и администрации. Тя го взе и преди още да го е отворила, изпищя. Формы перфекта употребляются также после союза без да, который является отрицательным соответствием союза като. С помощью этих конструкций обозначается дествие, которое могло или по логике вещей должно было быть совершено, но не совершилось до описываемого момента. Тя може да придобие правата върху търговското предприятие и без то да е послужило като обезпечение накредита - по съгласие с длъжника или с третото лице-залогодател. Отстъпват го те самите, без никой да ги е изместил. Такое употребление перфекта, несмотря на наличие отрицания, мы рассматриваем как реализацию одного из его темпоральных значений. Конструкции да+перфект используются и в сложных предложениях с уступительными придаточными. Интересно заметить, что в научных текстах мы находим в три раза больше примеров такого употребления перфекта, чем в художественных. При этом в основном использовуется конструкция, где да входит в состав уступительного союза макар да (10 случаев в научных текстах и всего 2 в художественных). Но макар да е запазил изключителното си присъствие в многовековния ход на християнството, хилиазмът е отхвърлен от Църквата като несъстоятелен. Имам идея как може да стане, макар никой никога да не се е опитвал да направи такова нещо. Перфект в этих примерах выступает в темпоральном значении. Говорящий выражает свое суждение о значимости некоторого факта, принимаемого как данность. Другим способом выражения уступки является сочетание «местоименное наречие или прилагательное (+ и) + да»: Да кажем, каквото и да сме мислили за бога и колкото да сме мислили за смъртта, те си остават за нас толкова непонятни, както и в началото на размишлението. Каквито и познати да си е намерил в двора, всички ще се отдръпнат от еретика. Уступительные придаточные с перфектом могут также вводиться комбинацией наречия дори (рус. «даже») + да или союза и + да. В обоих случаях обозначенное перфектом действие представляется не фактом, а скорее предположением, при этом подчеркивается, что соответствие этого предположение истине никоим образом не повлияло бы на положение дел. Дори Дънлоп още в началото да се е надявал, че пневматичните гуми ще допринесат също и за повишаванена скоростта, реализирането на това предимство е дело на състезателите. И да е имало нещо подобно, то се е родило в мига, силно хипертрофирано. Конструкции да + перфект появляются также после безличных модальных глаголов трябва, може и оборота съм + наречие с модальным значением (възможно / невъзможно / невероятно / изключено): Например митническите органи може да са проучвали предварително връзката или може да имат вече подробна информация за купувача и продавача и да са установили от проучването или информацията, че връзката не е повлияла върху цената. Трябва да съм изяла нещо мишаво. Модальное значение возможности и предположения выражается здесь как через выбранную форму глагола, так и лексически. В выборке из художественных текстов в этой группе примеров можно заметить значительное преобладание сочетаний с глаголом може (38). Также да+глагол в перфекте употребляется после глаголов восприятия, ментальной деятельности и говорения: изисквам, искам, надявам се, отричам, предполагам, помня, страхувам се, чуя. Интересно, что во всех этих случаях так или иначе присутствует отрицание, то есть действие представляется как несовершившееся, не реальное. Нещо повече, Декарт не изисква Бог изчерпателно да е разделил материята на отделни тела. Надявам се да сте научили нещо от вашето приключение. Стоит отметить, что при ранее проведенном анализе сплошной выборки из текста повести Б. Райнова «Инспекторът и нощта» были зафиксированы аналогичные примеры, содержащие, однако, другие глаголы: допускам, вярвам, боя се [3, 41]. В художественных текстах отмечен целый ряд примеров употребления форм перфекта после сочетания да не би да. Как отмечает Р. Ницолова, в вопросах, начинающихся с да не би да, как правило, речь идёт о возможности какого-то неприятного и нежелательного события [4, 18]. Говорящий предполагает возможность этого события и спрашивает о нем собеседника с надеждой получить отрицательный ответ. Да не би да са се повредили? Оборот да не би да имеет яркую эмоциональную окраску, и потому в письменной речи встречается в первую очередь в репликах персонажей художественного произведения. Однако нами был зафиксирован и пример употребления экспрессивного сочетания да не би да + перфект и в научном тексте. Да не би не само модерността, но и съвремеността да не се е разразила напълно? В художественных текстах было отмечено и независимое употребление да-конструкций с формами перфекта. Они используются в диалогах, в вопросах, задаваемых с целью получить подтверждение некоторому предположению. Отметим, что вопросительных частиц и других вопросительных слов в таких вопросах не содержится. Да сте забелязали някакви отклонения? Да не се е случило нещо? В случаях, когда в вопросе присутствует отрицание, можно говорить о дополнительном смысловом оттенке - проявляемом говорящим беспокойстве, что приближает их к вопросам с конструкцией да не би да. Также есть несколько случаев употребления независимой да-конструкции с перфектом для выражения побуждения. - Да не си посмял да цвърчиш! - заплаши го Яни. Сопоставляя значения, реализуемые в да-конструкциях, со значениями форм перфекта в свободном употреблении, мы отмечаем, что значение волеизъявления определяется синтаксической конструкцией и не встречается у «свободных» форм перфекта. Между тем предположительное значение может быть выражено как в да-конструкции, так и одной перфектной формой. Независимые конструкции да+перфект характеризуются не только высокой экспрессивностью, но и явной коммуникативной направленностью: как мы отметили, они входят в состав вопросов и побудительных предложений. Закономерно, что в научных текстах независимые да-конструкции с перфектом не употребляются, а в художественных встречаются только в диалогах и внутренней речи персонажей. Как показывает анализ материала, в научных текстах преобладает употребление перфекта в да-конструкциях во временном значении. При этом да входит в состав временных союзов преди да и без да, или вводит уступительное придаточное в составе союза макар да или в сочетании с местоименным словом. В художественных текстах, напротив, более частотным оказывается модальное употребление перфекта в сочетании с да для выражения предположения. В первую очередь речь идет о словосочетаниях с глаголами ментальной деятельности и безличными модальными глаголами трябва и може, и об изолированных да-конструкциях в вопросах, задаваемых для получения подтверждения предположения. Поскольку для научного стиля характерно стремление к объективности и нейтральности изложения, преобладание конструкций да+перфект во временном значении представляется вполне закономерным. Художественным текстам, напротив, присуща большая субъективность и эмоциональность, что создает почву для выражения модальных значений с помощью конструкции да+перфект и употребления экспрессивных выражений. Усилению модальной окраски способствует употребление в ближайшем контексте лексических единиц с соответствующим значением.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.