ПИРАМИДА ЗЛА: РОЛЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ Склёмина С.М.

ГБОУ «Школа №1002»


Номер: 5-5
Год: 2016
Страницы: 61-64
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

«Знаем ли мы свои любимые сказки?» - задаемся вопросом вслед за Е.А. Коровиной [2]. Сказка - это не только увлекательный, волшебный мир Чудесного, но и уникальный кладезь духовного опыта народа, его мировоззренческих взглядов на важнейшие категории бытия. Чтобы разгадать загадку русской души, расшифровать символы, что рассыпаны в сказках, надо пытаться проникнуть в глубинные пласты сказки, ее тайные знания. А начать, как думается, необходимо с определения роли мифологических персонажей русских народных сказок. Исследовав 35 русских народных волшебных сказок, собранных в сборнике А.Н. Афанасьева [6], мы остановились на мифологических персонажах, представляющих «вершину» зла в русских народных сказках, - это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч или Чудо-юдо, которые, сталкиваясь с главным героем, угрожают ему смертью. Изучив научные труды А.Н. Веселовского [1], Б.А. Рыбакова [8], В.Я. Проппа [7], Е.М. Мелетинского [4], М. Элиаде [11] и других исследователей, скажем, что человек в древности «еще не выделял себя из окружающего мира, он ощущал себя частью природы, в которой все воспринималось им как живое: солнце и луна, небо и земля, вода и камень, дерево и ветер» [10,6]. И чтобы выжить, человеку надо быть сильным, ловким, смелым и т.д. Все эти качества вырабатывались в течение жизни, а проверялись при столкновении с самой смертью. Все представления древних людей о мире, взгляды на жизнь, судьбу, смерть нашли отражения в сказке - уникальной поэтической форме, не потерявшей связь с мифом. Таким образом, сказочные волшебные герои или мифологические персонажи - это некие фантастические формы, которые явились выражением целой совокупности взглядов, представлений людей о мире, явлениях природы. Такие мифологические персонажи, как Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, являются олицетворением Смерти, а сказка в этом случае выступает как словесная демонстрация «обряда инициации» [7,158], когда герой, сталкиваясь со смертью лицом к лицу, выходит победителем. Детально рассмотрим происхождение, внешний вид и функции мифологических персонажей. Ба́ба Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (волшебных сказок). Баба, как считали наши предки, это главная женщина в роду, его берегиня. В ритмо-фонетическом переводе А.Е. Наговицына Баба Яга означает «берегущая (Б) изначальное (А)» [5,71], а удвоение слога лишь усиливает смысл. Слово «яга» произошло от слова «ящгка» или ящур, пращур, т.е. прародитель всего живого на земле. Таким образом, Баба Яга - первая хранительница самого первого рода, главная старуха на земле, она мать и хозяйка всех лесных зверей. В сказках Баба Яга предстает уродливой старухой, владеющей волшебными предметами и наделённой магической силой. «Баба-яга, костяная нога, голова пестом, лежит в своей избушке на курьих ножках из угла в угол, нос в потолок врос» [6,275]. Она всегда простоволоса, ходит в одной рубахе без опояски, что является верхом неряшливости, «бесчиния» [10,177]. Баба Яга слепа. В сказках она обычно «не видит» героя, а узнаёт его «по духу», т.е. по запаху: «Фу-фу-фу. Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано» [6,144]. Ее костеногость, слепота и отвращение к запаху живого человека доказывает, как отмечает В.Я. Пропп, принадлежность героини «иному» потустороннему миру [7;164-165]. Баба Яга - «мертвец» [7,163] (она или летает, или лежит в избушке-гробу), охраняющий вход в царство Смерти. Главная ее функция как богини Смерти - пожирание человека: «…нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится» [6,144]. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Но иногда выступает в качестве помощницы, защитницы героя. В большинстве же русских сказок Баба Яга играет двойную роль: она людоедка, верный страж на границе миров, но и добродетельница, помогающая приобщиться к царству мёртвых, причём для нее важна причина путешествия героя: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» [6,107] В итоге Баба Яга как амбивалентный персонаж в русских народных сказках воплощает образ древнейшей богини Жизни - Смерти, восходящей к эпохе неолита, и указывает на первичное женское начало. Коще́й Бессме́ртный - злой чародей, колдун в славянской мифологии. Имя Кощея точно указывает на его функцию: «он убивает, «отгораживает от мира щитом» оплодотворяющую и порождающую силу, т.е. омертвляет все живое [5;64-65]. Древнеславянское «кошь», «кошть» близко по значению слову «кость» и наилучшим образом характеризует облик Кощея: сухой, тощий, костлявый старик. Само имя говорит о том, что Кощей бессмертен, его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Это доказывает могущество Кощея, распространяющего смерть на все живое. Обитает Кощей «за тридевять земель, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве» [3,22] в мрачных чертогах на вершине горы, куда не доехать, не добраться. Появление Кощея сопровождается «страшным вихрем» [6,187], громом, намекающим на связь с небесными природными явлениями (грозой). Кощей Бессмертный - властелин «иного» мира, хозяин темного царства мертвых. Он, являясь воплощением Смерти, сеет страх и ужас: опустошает и иссушает землю, разоряет народы, похищает и уносит на край земли красивых девушек - то есть наносит вред всему живому. Кощей - Зло абсолютное, тотальное. Смерть, которую Кощей распространяет на все живое, сосредоточена на конце иглы, т.е. кости, и спрятана в яйце - мироздании. «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея» [3,26]. Змей Горыныч - огнедышащий дракон или Ящер, покрытый чешуей, имеющий несколько голов и летающий по воздуху. Ящер в славянской мифологии - «символ подводного и подземного миров, противник неба», ипостась смерти, воплощение мирового зла. «Он захватывает и сохраняет у себя жизненную, оплодотворяющую силу» [5,72]. Являясь представителем животного мира, Змей осуществляет соединение небесного, земного и подземного царств, единение стихий: земли, воздуха, огня и воды, что формирует представление о вертикальном и нерасторжимом в пространственно-временном отношении мироустройстве. Змей Горыныч живет в неприступной горе (поэтому и прозвище у него Горыныч), куда ведет вход через пещеру. Змей охраняет подземные сокровища, клады, корни Древа жизни, живую и мертвую воду, а также волшебный сад с молодильными яблоками - то есть, сторожит самое «сердце тридесятого царства» [7,302]. Некоторые исследователи указывают на «огненно-грозовую природу Змея как символа разящей молнии» [9,328]. Появляясь на земле, Змей Горыныч изрыгает пламя, испепеляя все на своем пути, убивает людей, похищает красивых девушек, поедает скот - то есть наносит вред всему живому. Таким образом, охраняя тайны мироздания, помогая миру обновляться и возрождаться, Змей одновременно таит и угрозу разрушения, что определяет статус самой могущественной силы этого представителя животного мира, несущего как добро, так и зло. Рассматриваемые мифологические персонажи как персонифицированные образы Смерти структурируют мироздание в направлении распространения Зла, выстраивая парадигму по физиологическому (родо-половому), пространственному (верх-низ) и природному (стихии: земля, воздух/огонь, вода) признаку. В итоге получается пирамида, в основании которой располагаются Баба Яга - представительница женского рода, страж на границе «иного» мира, воплощение физической, земной смерти, и Змей Горыныч - представитель животного мира, а значит среднего рода, страж богатств «иного» мира, распространитель Зла-Смерти на земле и ее недрах, в воздухе и в воде. На вершине пирамиды Зла - Кощей Бессмертный - представитель мужского рода, воплощение абсолютной смерти (физической и духовной). Так мы пришли к пониманию, что вселенское Зло, тождественное Смерти в сознании наших предков, имело трехчастную, пирамидальную структуру и охватывало все мироздание. ПИРАМИДА ЗЛА

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.