МЕТАФОРИЗАЦИЯ КАК ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА ДЕСКРИПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ДИСКУРСА Галицкая О.А.

Челябинский государственный университет


Номер: 5-5
Год: 2016
Страницы: 27-29
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В рамках данной статьи рассматриваются лингвостилистические особенности репрезентации дескриптивной стратегии искусствоведческого дискурса, продуцируемые за счет метафоризации сообщения - когнитивного процесса, представляющего собой прагматическую доминанту исследуемого дискурсивного пространства. С античных времен метафоризация сообщения, участвующая в процессе словообразования и динамическом развитии языка в целом, фокусирует на себе интерес философов, лингвистов, психологов и других представителей науки. Представление о метафоре эволюционировало от сугубо языковой категории до сложного ментального процесса, синтезирующего в себе различные когнитивные категории об объектах действительности. В контексте современных исследований метафора рассматривается не только как сугубо языковое, лексическое явление (перенос наименования с одного предмета на другой), но и как базовая когнитивная операция, выходящая за рамки выражения только на уровне лексики. Как справедливо отметила Н.Д. Арутюнова, метафора формирует лексику «невидимых миров», создает зоны вторичных предикатов, характеризующих абстрактные понятия. Сам акт метафоризации заложен в основе таких семантических процессов как развитие синонимических средств, появление новых значений и их нюансов, создание полисемии, развитие систем терминологии и эмоционально-экспрессивной лексики. Особенности сенсорных механизмов и их взаимодействие с психикой позволяют человеку «сопоставлять несопоставимое и соизмерять несоизмеримое». Это устройство действует постоянно, порождая метафору в любых видах дискурса [1, 9]. Искусствоведческий дискурс, рассматриваемый нами как целенаправленный вербализованный тип посредничества между объектом сферы искусства и реципиентом, в основе которого лежат дескриптивная и семиотическая составляющие, представляет собой особый тип научного дискурса с высокой степенью экспрессивности речи и метафоризации высказываний. Прагматическая направленность рассматриваемого дискурсивного пространства заключается в воздействии адресанта на сознание реципиента через влияние на знания, мнение, отношение адресата к описываемому объекту искусства. Исходя из основных целей искусствоведческого дискурса (описание и интерпретация) можно выделить две базисных стратегии - дескриптивную и интерпретативную. В рамках дескриптивной стратегии адресант искусствоведческого дискурса описывает визуальную форму объекта искусства, предпринимая попытку максимально точно, и детализировано передать информацию реципиенту, формируя в сознании адресата образ описываемого объекта и тем самым оказывая на него воздействие. Данная прагматическая направленность дескриптивной стратегии реализуется через процесс метафоризации сообщения, на лексическом уровне репрезентируемый различными стилистическими приемами - метафорой, эпитетом, сравнением, оксюмороном и др. Метафоры и эпитеты, несомненно, являются квинтэссенцией искусствоведческого дискурса, а также самыми частотными тропами речи в данном дискурсивном пространстве. С помощью скрытого сравнения, лежащего в основе метафоры, адресант формирует яркие образы описываемых объектов и явлений в сознании реципиента: • «Творчество Дельво - путешествие в лабиринтах подсознания, по дорогам сновидений и фантазий» Поль Дельво» [4, 100]; • «Искусство Горки - волнующая поэма, которая повествует о любви и тоске» Аршиль Горки [4, 102]; • «Творчество Гейнсборо - это путь романтика, пытающегося отыскать дверь в утерянный мир гармонии человека и природы» «Утренняя прогулка» [4, 47]. Наравне с метафорой эпитет придает эмоционально-экспрессивную окраску высказыванию, способствуя более детальному и чувственному описанию образа: «эстетика сюрреализма, мертвые пространства, апокалиптический мир, чувственный рисунок, эмоциональный колорит, гипертрофированная реальность» [4, 101-102]. Эпитеты представляют субъективную оценку описываемых явлений или объектов: • «…в диком краю раскинулось далекое, эфемерно-голубое озеро с неопределенными очертаниями, наэлектризованное дневным светом» [2, 88]. Следующий по частотности стилистический прием дескриптивной стратегии - сравнение, посредством которого автор искусствоведческого дискурса сопоставляет описываемые объекты, придавая особую наглядность и художественную изобразительность высказыванию: • «Мир картин Де Кирико ирреален, подобен сну, вселяющему зрителю чувство тревоги» [4, 98]; • «Его картины похожи на красивый сон, немного странный и неземной» Эдвард Берн-Джонс [4, 64]; • «В его неспешных, сумрачных картинах повторяются одни и те же мотивы: похожие на сомнамбул прекрасные обнаженные женщины и одетые в строгие костюмы мужчины в умозрительных архитектурных пространствах площадей и вокзалов; поезда и скелеты как символы быстротечности и бренности бытия» [4, 100]. Использование окюморонов позволяет адресанту выражать свое субъективное мнение об описываемом объекте/явлении, демонстрировать существование противоречия и тем самым привлекать внимание реципиента («реальность абсурда» [4, 104]). Так в нижеприведенном примере автор подчеркивает противоречивую природу ритуала корриды, используя оксюморон, который также демонстрирует негативное отношение автора к данному явлению. • «Трагически-праздничный ритуал игр с Быком - коллективное бессознательное жителей Средиземноморья, отраженное в мифологии минойской культуры лабиринта» [3, 55]. Таким образом, рассмотренные лексические особенности реализации дескриптивной стратегии искусствоведческого дискурса, сформированы посредством когнитивного процесса метафоризации и направлены на достижение прагматической установки адресанта. Самые частотные средства лексической реализации дескриптивной стратегии - метафоры и эпитеты.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.