ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ДЕТСКОГО ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА Кулжанова Ж.Ж.

СКГУ им. М.Козыбаева


Номер: 6-3
Год: 2016
Страницы: 58-60
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

самостоятельность, образовательная самостоятельность, творческая самостоятельность, детский песенный репертуар, independence, educational initiative, creative independence, children's song repertoire

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме овладения будущими педагогами-музыкантами навыками самостоятельности в освоении детского песенного репертуара, так как она является одной из наиболее актуальных в музыкальной педагогике. Подготовка будущего бакалавра по специальности «Музыкальное образование» предполагает свободную ориентацию в области школьного репертуара, позволяющей овладеть профессиональными компетенциями для успешной музыкально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.

Текст научной статьи

В современных условиях реформирования системы высшего профессионального образования актуальной становится подготовка специалистов не только профессионально компетентных, но и способных соответствовать постоянно меняющейся действительности, сохраняя и совершенствуя при этом свой профессиональный уровень и творческую индивидуальность, т.е. способных к профессиональному творческому саморазвитию. Желание развиваться, а значит учиться на протяжении всей жизни, во многом обеспечивается проявлением образовательной инициативы, заключающейся в способности человека находить или создавать необходимые для обучения ситуации, определять их потенциал для собственного развития и адекватно реагировать на них. Не менее важным для осуществления данного желания является образовательная ответственность, т.е. готовность человека делать образовательный выбор, принимать решение о дальнейших образовательных действиях в различных ситуациях, в том числе и нестандартных. Степень образовательной инициативы и ответственности зависит от уровня образовательной самостоятельности человека. Впервые термин «образовательная самостоятельность» встречается в работах С.М. Абрамова [1,с.7]. Под образовательной самостоятельностью автор понимает наличие цели, активизирующей познавательную деятельность человека, нравственный долг и моральную ответственность, жизненный и духовный опыт, определенный комплекс знаний, умений, навыков, а также совокупность действий, программирующих его образовательную деятельность. Е.А. Таранчук в своем диссертационном исследовании «Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза» поясняет, что процесс формирования образовательной самостоятельности состоит в изменении характера самообразовательной деятельности - от осознанного усвоения знаний к пониманию значимости способов их освоения для осуществления непрерывного процесса самообразования и затем, к управлению самообразовательной деятельностью [5,с.6]. Авторы сходятся во мнении, что образовательная самостоятельность является интегральным качеством личности, не дается человеку от рождения, а формируется по мере взросления и развития и предполагает наличие определенной степени интеллектуальной и поведенческой автономии. Проблема развития образовательной самостоятельности будущих педагогов-музыкантов является одной из актуальных в музыкальной педагогике. В целом ряде работ музыкантов-исследователей России и Казахстана (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Баренбойм, Р.Р. Джердималиева, А.А. Калыбекова, Г.А. Колесникова, И.Н. Немыкина, Л.А. Рахимбаева, Г.М. Цыпин и др.) самостоятельность обучающихся связывается с творческим характером процесса овладения музыкальным мастерством, его сущностью и направленностью. Применительно к процессу подготовки будущего учителя музыки, творческая самостоятельность, как правило, трактуется, как способность самостоятельно осуществлять весь цикл работы над произведением, создавать свой образ музыкального текста, а также характер исполнения музыкального произведения [2,с.12]. Необходимость развития самостоятельности будущего педагога-музыканта, А.А. Калыбекова видит в процессе формирования музыкальной культуры. По мнению ученого «повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства будущих учителей музыки, немыслимо без выработки у них потребности в творческой работе и готовности к постоянному самообразованию» [3,с.112]. Немаловажным фактором в познавательной деятельности педагога-музыканта Г.А. Колесникова отмечает, выступают методы стимулирования интереса, столь необходимые для профессиональной компетенции в выработке инициативности, самостоятельности, целенаправленности его исполнительской, организаторской и исследовательской работы в школе [4,с.24]. Подготовка будущего бакалавра по специальности «Музыкальное образование» предполагает свободную ориентацию в области детского песенного репертуара, позволяющей овладеть профессиональными компетенциями для успешной музыкально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе. Дисциплина «Изучение школьного репертуара» имеет важное значение в подготовке будущего бакалавра музыкального образования, так как вид деятельности хоровое пение занимает основное место на уроке музыки в общеобразовательной школе. На занятиях осуществляется подготовка студентов к самостоятельной деятельности в качестве специалиста широкого профиля - учителя музыки, дирижера хора и концертмейстера для работы с детскими хоровыми коллективами в общеобразовательной школе с применением современного электронно-музыкального инструментария в виде клавишных цифровых синтезаторов. От того, насколько студент владеет навыками аккомпанирования песенного материала и насколько ярко и убедительно может с помощью аранжировки песенного аккомпанемента передать образы исполняемых произведений, зависит успех его будущей творческой вокально-хоровой деятельности. В связи с этим, на занятиях студенты осуществляют подбор и накопление музыкально-педагогического репертуара для уроков музыки и для внеклассной творческой деятельности, который значительно расширяет музыкальный кругозор студентов, а практические занятия по разучиванию и вокально-инструментальному исполнению школьного музыкального репертуара способствует воспитанию высококвалифицированных специалистов - учителей музыки. Существенную роль, по нашему убеждению, в развитии образовательной самостоятельности может сыграть практикум с заданиями для бакалавров, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», в процессе изучения детского песенного репертуара. Предлагаемые студентам задания состоящих из пяти блоков соответствуют основным видам деятельности учащихся на уроке музыки: вокально-хоровой работы, слушания музыки, игры на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластической деятельности, музыкальной импровизации. В проведении занятий по всем видам практикума соблюдается единая логика. Вначале студенты осваивают отдельные компоненты организации определенного вида музыкальной деятельности, затем самостоятельно подготавливают фрагмент урока музыки и проводят его на практике. Принципиальной установкой в выборе заданий по всем темам практикума является дифференцированный подход, ориентированный на развитие образовательной самостоятельности бакалавров: - студент может выбрать близкий ему по духу музыкальный материал; - выполнять задания в индивидуальном темпе, постепенно переходя от типовых способов к творческим; - самостоятельно подобрать музыкальные произведения для собственного репертуара. Итак, работа студента над детским песенным репертуаром является высшим и наиболее трудным этапом овладения навыками самостоятельности в учебно-исполнительской деятельности. По сути дела, она представляет собой микромодель его будущей профессиональной деятельности, так как все стадии работы студент проходит самостоятельно, без помощи педагога. Поэтому, освоение студентами методики самостоятельной работы многообразных форм их будущей профессиональной деятельности, будет способствовать становлению методического мастерства в процессе освоения универсальных способов и приемов музыкально-педагогической деятельности и развитию образовательной самостоятельности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.