ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Мухатаева Ж.А.

СКГУ им. М. Козыбаева


Номер: 6-3
Год: 2016
Страницы: 90-92
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

бакалавр музыкального образования, музыкальный инструмент, самостоятельная работа, учитель музыки, bachelor of Music education, musical instrument, independent work, music master

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблемам в подготовке бакалавров музыкального образования в вузе. Рассмотрены несколько проблем: неумение искать информацию, обработать и применить в учебном процессе,студенты плохо владеют игрой на инструменте, не умеют работать самостоятельно, безрезультатно и неумение писать ноты или нотный материал.

Текст научной статьи

В данной статье автор рассматривает несколько проблем которые стоят перед преподавателями и студентами бакалаврами музыкального образования. Всё возрастающий объём знаний, постоянное уплотнение и модернизация содержания образования создают необходимость их адекватного структурирования и отображения в учебных дисциплинах, повышения качества образовательных программ путём реализации принципов фундаментализации, целостности и ориентации на интересы развития личности. Многое изменилось с тех пор, как мы сами учились в музыкальном училище, в высших учебных заведениях и т.д. В условиях информационно-насыщенной среды меняется и роль преподавателя: сегодня он перестаёт быть для учащегося единственным и авторитарным источником информации. Особенности учебного процесса как для учителя, так и для студента изменились и «стали другими». Они стали динамичным, и требуя от человека мобильности, способности постоянно учиться и переучиваться, адаптироваться к непрерывным технологическим новациям. Настал момент, когда преподавателю музыки требуется владеть компьютером так же свободно, как и играть на домбре или на каком-нибудь другом музыкальном инструменте [1,8]. Область музыкального образования в настоящее время адаптирует новую форму обучения - дистанционное образование, которое включает в себя телекоммуникационные соревновательные проекты - олимпиады, викторины и конкурсы, проводимые с помощью онлайн - интернет и электронной почты, различные дистанционные методики преподавания ряда дисциплин. Телекоммуникационная среда побуждает действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая свое собственное понимание предметного содержания обучения. Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, уже сегодня можно выделить следующие направления его применения: -прослушивание и анализ музыкальных произведений; -создание музыки; -изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиоозвучивания и видеоизображения; -создание собственных музыкальных программ; -получение разной музыкальной информации с использованием сети интернет. Студенты бакалавра музыкального образования хорошо разбираются в технологиях, но не могут найти нужную информацию, проанализировать найденный им материал. Таким образом, первая проблема в том, что студенты не умеют работать с библиотекой, нужную информацию не могут проанализировать, выстроить материал по теме работы (курсовая, дипломная, статья, доклад, реферат), задать правильные параметры, например - интервал, шрифт текстов. Весь сложный процесс профессионального становления студента как будущего специалиста целиком зависит от педагогического состава вуза и прежде всего факультета, в котором он учится. Как единый живой организм, педагогический состав определяет духовную атмосферу вуза, но каждый преподаватель-специалист имеет свои представления о том, какими профессиональными, культурными и нравственными качествами должен обладать студент как субъект будущей профессиональной деятельности. Формирование специалиста в системе музыкального образования начинается с проектирования личности студента. Проектированию подлежат, прежде всего, те качества и свойства, которые позволят в дальнейшем ему стать субъектом профессиональной деятельности. Это профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие его профессиональную компетентность; интеллектуально-познавательные способности и работоспособность; креативные способности и ценностно-мотивационная сфера; способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию. Развитость, единство и целостность этих компонентов определяет уровень профессиональной мобильности специалиста. Кем станет выпускник - исполнителем или педагогом, и с какой возрастной категорией и какого уровня ему придется работать - все это важно для момента педагогического проектирования. В итоге, определение жизненных планов и целей последующей деятельности становятся важными факторами профессионального становления студента [2,15]. Второй проблемой является то, что студенты закончив высшее учебное заведение плохо владеют музыкальным инструментом, так как на дисциплину «Основной музыкальный инструмент» по учебному плану отводится всего 1 час в неделю. Учитывая загруженность студентов другими дисциплинами, не менее важными видами учебной деятельности, значительная часть работы может и должна проводиться самостоятельно. При изучении инструмента на дисциплине «Основной музыкальный инструмент» преподавателем должно уделяться значительное внимание уже с первого курса. Но, учитывая загруженность студентов другими дисциплинами, не менее важными видами учебной деятельности, значительная часть работы может и должна проводиться самостоятельно [3,3]. Однако в этом случае назревает третья проблема, которая беспокоит всех преподавателей - студенты не умеют работать самостоятельно, или потратив много времени, безрезультатно приходят на занятия. Над этой проблемой работают многие преподаватели, например, по образовательной самостоятельности была защищена магистерская работа, по выполнению заданий для самостоятельной работы были изданы по разным дисциплинам множество пособий, хрестоматий, рабочих тетрадей. Тем не менее уровень умения играть на музыкальном инструменте низкий, что и сказывается на педагогической практике и в будущей профессии бакалавра. Неумение студентами писать ноты - четвертая проблема, обозначенная в настоящей статье. При выборе индивидуальной программы преподаватель предлагает разные варианты произведении, просит переписать или отксерить готовые ноты из-за не умения переписать целое произведение вынуждены отксерить. Все современные комплексы и пособия направлены на подготовку студентов, облегчают студентам и экономят время, умение писать ноты является ценным навыком который пригодится в будущей професии. На дисциплине «Основы теории музыки» преподаватель пытается заставить студентов писать ноты, на дисциплине «Основной музыкальный инструмент» преподаватели тоже пытаются дать студенту переписать выбранный кюй или пьесу, но этого не достаточно. Во время технического прогресса, возможностей это проблема останется не выполненной или выполненой частично. Но выбрав профессию учителя музыки или просто музыканта, нужно учится писать ноты, заниматься и работать над всеми проблемами представленными в этой статье. Это всего лишь несколько проблем музыкального образования, которые автор попытался рассмотреть и раскрыть. Сложность профессии учителя музыки определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие «учитель», и в понятие «музыкант». Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком общественном значении этого слова.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.