УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕНТАЛИТЕТА УЧАЩИХСЯ ИЗ КНР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ В ВлГУ Таирова А.В.,Качалова А.А.

Владимирский государственный университет


Номер: 6-3
Год: 2016
Страницы: 115-117
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

менталитет, процесс обучения, русский как иностранный, mentality, process of teaching, Russian as a foreign language

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с изучением особенностей менталитета учащихся из КНР. Актуальность данной темы обусловлена развитием экономических и политических связей с Китаем. Цель работы - выявить особенности менталитета представителей КНР с последующим учётом этой информации в процессе преподавания РКИ.

Текст научной статьи

Во Владимирском государственном университете обучение иностранцев ведётся на протяжении уже более 35 лет. Расширяются ставшие уже традиционными связи со странами Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, а также со странами бывшего Советского Союза. На сегодняшний день в ВлГУ число обучающихся иностранных студентов, аспирантов и стажёров из 62 стран превысило 500 человек. Одной из устойчивых тенденций последних лет является постоянное увеличение числа студентов, приезжающих из Китая. Это является результатом преобразований и в России, и в Китае, которые привели к расширению контактов между двумя странами в самых разных областях экономики, науки, культуры, бизнеса, туризма и т. д. Китайские студенты, приезжающие в Россию и начинающие изучать русский язык, испытывают значительные трудности. Во-первых, для всех иностранцев актуальна проблема адаптационного характера, связанная, например, с освоением нового языка. Традиционная китайская система изучения иностранных языков построена на рационально-логических предпосылках. Главным является понимание структуры и грамматических категорий изучаемого языка, заучивание материала, не предполагающее ни его трансформацию, ни, тем более, его использование в коммуникации. Приезжая на учебу в российские вузы, где основой методики преподавания русского языка как иностранного является коммуникативно-деятельностный подход, китайские учащиеся испытывают дополнительные серьезные трудности. Во-вторых, трудности связаны с освоением иного образа жизни, другой социально-культурной коммуникативной сферы, имеются также специфические трудности, характерные только для данного контингента обучающихся и связанные с особым, отличным от европейского, менталитетом, а также особенностями национальной психологии и отношения к образованию. Особый менталитет, социокультурные, академические, этнопсихологические и другие традиции и особенности представителей КНР предполагают некоторую специфику в работе с данной группой учащихся. Наличие знаний об особенностях национального менталитета студентов позволяет преподавателю строить стратегию обучения всем видам речевой деятельности, решать коммуникативные задачи обучения. Преподаватель, обучающий РКИ, должен быть знаком с национально-культурным опытом той страны, откуда приехали его студенты, помнить о разнице в национальном менталитете учащихся и носителей языка, что способствует процессу коммуникации, в том числе преподаватель должен учитывать этнокультурные, психологические, психолингвистические особенности, а также специфику мыслительно-речевой системы, должен искать новые способы презентации учебного материала, его усвоения и восприятия. Менталитет - это совокупность основополагающих взглядов, психологических установок и качеств индивида, коллектива, этноса. В менталитете личности и народов сливаются интеллектуальные, ценностные, интуитивные и духовные аспекты постижения действительности. Специфика менталитета в значительной степени определяется историческими, социокультурными, географическими, геополитическими причинами, теснотой этноконфессионального проживания и глубиной взаимодействия культур различных народов на протяжении многих столетий, возникновением у них общих черт образа жизни, быта, традиций, миропонимания. Поговорим о некоторых особенностях менталитета китайцев как представителей восточного типа мышления. К таким особенностям менталитета можно отнести следующее: 1) У представителей восточного типа мышления, к коим мы относим китайцев, пользующихся иероглифическим письмом, во многих видах деятельности левое и правое полушария головного мозга одинаково активны или же доминирует правое, "ответственное" за целостное, конкретное восприятие объекта, "ответственное" за эмоционально окрашенное образное представление. Им присуща чуждость безграничному рационализму, скептическое отношение к идее всемогущества человеческого разума. В протекании мыслительного процесса эмоциональное не отделяется от рационального. Для менталитета китайцев присущи человековоззренческие, миросозерцательные особенности. Дедукции на Востоке не было никогда, следовательно, отсутствует системное мышление. В основе лежит аксиома, понимание, а не доказательство, следовательно, в Китае развивалась мудрость, которая является высшей формой постижения человека и мира и включает в себя знания, достигаемые с помощью интеллекта, но ими далеко не исчерпывается, поскольку целостная истина познается также с помощью духовного опыта, веры, интуиции и других методов. В Китае преобладают интровертные ориентации над экстравертными, умение ценить созерцательное мироотношение и предпочитать его активным усилиям, направленным на внешнее освоение мира. 2) Почтительно-благоговейное отношение к природе, ко всему естественному - одна из главных религиозных, эстетических и нравственно-правовых норм восточного сознания, убежденного, что долг человека - не подчинять себе естественные формы, а вписывать свое существование в их пределы. Представителям восточного менталитета никогда не было свойственно воображать себя господином природы, которую они должны завоёвывать, покорять и т. д. Они любовно вглядываются в природу, тонко взаимодействуют с ней, стараясь не нарушить её естественных форм. Человек - дитя природы, её неотрывный элемент, поэтому он не может разрушать природу, он старается вписываться в неё. В восточной культуре табуируется эмоциональное и рефлексивное начало, а телесное не табуируется. Эта культура очень физиологизирована и пищецентрична. 3) Проблема человека, его сознания, его «пути» всегда была в центре внимания восточной мысли, однако и язык описания, и его методы и конечные результаты не соответствовали европейской классификационной системе. Из-за этого несоответствия часто делаются выводы об отсутствии личности на Востоке. Личности в западном её понимании как совокупности всех связывающих её с миром ощущений своего "я" нет, то есть, нет того, что представляется личностью. Есть лишь очередные этапы становления совершенного человека. Однако речь надо вести не о личности вообще, а о специфических типах личности, причем специфика эта заключается преимущественно не в количественных параметрах, а в структуре и динамической целостности черт, которые составляют этносоциопсихологический тип. На Востоке человек ценен как часть системы, местом в социогендерной иерархии по принципу родства. Иерархия - самоценная вещь, её распад расценивается как нечто ужасное, отсюда жёсткая самоцензура. Человек на Востоке не эгоцентричен. Он осознаёт, что не является центром власти, следовательно, общество управляемо, а человек умеет работать в коллективе, но не умеет брать на себя ответственность. Для менталитета китайцев характерна готовность индивидуального «я» растворяться в общем «мы», выступающая как ценность и признак хорошего тона, готовность к растворению в сверхличной стихии и порождаемое ею спокойное отношение к смерти. 4) Востоку присущ традиционализм, консерватизм, слабая отзывчивость к чужому, замкнутость на собственных традициях, склонность не расчленять мир на части в ходе холодного рассудочного умствования, а оценивать его как живую целостность. 5) Людям восточного типа мышления свойственна способность легко адаптироваться к внешним условиям, им присуща гибкость психических структур, уступающих давлению внешней среды и вновь обретающих свои прежние формы, как только давление ослабевает. 6) На Востоке существует особый способ мышления, отражающий недоверие к слову, к вербальным формам, которые не могут вместить реальное богатство обозначаемых ими явлений. Слово несоизмеримо с истинным смыслом вещей, который оно пытается выразить. Отсюда - недосказанность, туманность, иногда парадоксальность высказываний. 7) На Востоке мысль может существовать в виде непосредственно переживаемой чувственной идеи. Сливаются понятия искренности и истины. Это означает и определённую программу мировосприятия: нет абстрактной истины, есть истина для данного человека на данный момент в данных обстоятельствах, ибо всё определяется текучей мозаикой непрерывных изменений. Такой подход объясняет и отсутствие чётко выраженного понимания добра и зла. 8) Востоку присуще негативное отношение к идее отрыва цели от средств, здесь склонны рассматривать их как единое целое и видеть в средствах не что иное, как развернувшееся содержание цели. Особый менталитет, социокультурные, академические, этнопсихологические и др. традиции и особенности представителей КНР предполагают некоторую специфику в определении содержания и технологий обучения РКИ. Чтобы процесс обучения студентов из Китая был наиболее оптимальным, необходимо учитывать особенности менталитета данного контингента учащихся при обучении РКИ. Таким образом опора в обучении РКИ на сильные стороны психики этноса, на его лингвокультурные традиции позволяет оптимизировать овладение русским языком, сделать процесс обучения адекватным и эффективным. Следовательно, целенаправленное изучение особенностей менталитета китайцев как представителей восточного типа мышления должно занять в будущем важное место в исследованиях учёных.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.