РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ Хромцова М.В.

Северный (Арктический) Федеральный Университет им. Ломоносова, институт педагогики и психологии


Номер: 6-3
Год: 2016
Страницы: 120-122
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

художественное восприятие, интегрированный урок художественного цикла, условия развития художественного восприятия, artistic perception, integrated lesson artistic cycle, conditions for the development of artistic perception

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются условия развития художественного восприятия на интегрированных уроках художественного цикла, представлен теоретический обзор данной проблемы и результаты экспериментальной работы.

Текст научной статьи

Младший школьный возраст - самая благоприятное время для формирования нравственности и установки приоритетов и ценностей. Именно то, как ребенок воспринимает окружающее его пространство, как он умеет оценивать наследие человеческого общества, влияет на формирование личности художественно развитой. Поэтому в младшем школьном возрасте необходимо создавать условия для развития художественного восприятия ребенка. В психологии художественное восприятие понимается как способность воссоздания смысла произведения и его выразительности [2, 107]. Столяров Б.А. считает, что художественное восприятие - это переживание эстетического наслаждения в процессе восприятия произведений искусства [7]. Олесина Е.П. утверждает, что художественное восприятие есть результат развития личности, а не дается человеку от рождения [4]. По мнению Протопопова Ю.Н., в младшем школьном возрасте одним из критериев развитости художественного восприятия можно считать знакомство с наиболее известными широкой публике терминами в области искусства. Интерпретируя произведение, учащиеся могут увязать особенности цветового строя произведения с настроением, которое стремился передать художник [5]. Воспринимая художественный текст, младший школьник совершает трудоемкую операцию - преобразует графические знаки в слова. Ученик еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него чтение превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок проникает в содержание произведения [1, 16]. Дети младшего школьного возраста получают от прослушивания музыкальных произведений эстетическое удовольствие. Доказано, что художественное восприятие детей активно формируется только при участии в образовательном процессе разных видов искусства и взаимодействии учебных дисциплин. Именно этого мы можем достигнуть на интегрированных уроках художественного цикла. Е.Ю. Сухаревская под интеграцией понимает подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы [8, 9]. Т. Г. Браже, Н. В. Лямина, И. П. Подласый считают, что интегрированный урок - это урок, в котором вокруг одной стержневой темы объединяется информация нескольких предметов [9, 88]. Интегрированный урок как специальная форма организации обучения ставит целью взаимосвязанное изучение знаний различных смежных отраслей науки, что усиливает эффект обучения и воспитания личности младшего школьника [3, 105]. Любовь Григорьевна Савенкова выделяет следующие педагогические условия интегрированных уроков художественного цикла: - выход за рамки одного искусства (одного предмета); - перенос акцента с изучения и восприятия на творческое проявление самих детей; - опора на возрастные особенности детей - их представления, предпочтения, воображение; - предметно-пространственное освоение искусства; - взаимодействие и сотрудничество детей и педагогов; - системный характер работы в данном направлении [6]. К интегрированным урокам художественного цикла относятся уроки музыки, литературного чтения и ИЗО. Для развития художественного восприятия необходимо создать условия, при которых урок принесет ребенку моральное, духовное удовлетворение, а не равнодушное восприятие произведений искусства [10]. Далее представим результаты экспериментальной работы, целью которой было выявить методические условия развития художественного восприятия младших школьников на интегрированных уроках художественного цикла. В ходе этой работы осуществлялась проверка заявленной нами гипотезы о том, что развитию художественного восприятия младших школьников на интегрированных уроках художественного цикла будет способствовать реализация следующих методических условий: сопоставление художественных образов произведений разных видов искусства; эмоциональная окрашенность воспринимаемого материала; связь с жизненным опытом ребенка; выражение своего собственного отношения к тем или иным произведениям искусства. Экспериментальная работа проходила на базе МБОУ ОГ №21 г. Архангельска, в нем приняли участие учащиеся 3 «б» класса в количестве 26 человек: 14 девочек и 12 мальчиков. Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень развития художественного восприятия у детей 3 "б" класса; целью формирующего эксперимента - создать условия для развития художественного восприятия на интегрированных уроках художественного цикла; целью контрольного эксперимента - выявить уровень развития художественного восприятия, определить эффективность формирующего эксперимента. На констатирующем этапе была проведена методика Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой "Тест Матисс". Проанализировав полученные ответы детей, можно сделать вывод, что у детей достаточно высокий уровень развития художественного восприятия - 84% (средний результат). Исходя из ответов детей, учащиеся были поделены на 4 группы: 1 группа - очень высокий (100%) - 2 человека. 2 группа - высокий (83-92%) - 19 человек. 3 группа - средний (58-75%) - 4 человека. 4 группа - низкий (ниже 50%) - 1 человек. На формирующем эксперименте были реализованы условия, заявленные в гипотезе с целью её подтверждения или опровержения. Формирующий эксперимент состоял из четырех этапов, на каждом из которых был проведен интегрированный урок художественного цикла с реализацией условий, заявленных в гипотезе. С целью выявления уровня развития художественного восприятия после проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. На нем была использована та же методика, что и констатирующем эксперименте. Проанализировав полученные ответы детей, можно сделать вывод, что у детей изменился уровень развития художественного восприятия в лучшую сторону - 92% (средний результат). Группы детей по уровню развития художественного восприятия: 1 группа - очень высокий (100%) - 13 человек. 2 группа - высокий (83-92%) - 11 человек. 3 группа - средний (58-75%) - 1 человек. 4 группа - низкий (50% и ниже) - 1 человек. Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что развитию художественного восприятия младших школьников на интегрированных уроках художественного цикла способствовала реализация следующих методических условий: сопоставление художественных образов произведений разных видов искусства; эмоциональная окрашенность воспринимаемого материала; связь с жизненным опытом ребенка; выражение своего собственного отношения к тем или иным произведениям искусства. Следовательно, заявленная нами гипотеза подтвердилась.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.