ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Ванюшина Т.И.

ГБОУ СОШ с. Кошки, Самарская обл


Номер: 6-3
Год: 2016
Страницы: 17-21
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

художественно-творческая деятельность, педагогика искусства, художественное образование, изобразительное искусство, оценка и контроль результатов обучения, детский рисунок

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Для достижения качественно высоких результатов обучения сложно обойтись без ясной системы их оценки не только по формам контроля, но и параметрам и критериям анализа. В работе предлагается система оценки детской изобразительной деятельности, которая позволяет подходить к анализу её результативности, как с дидактических, так и художественно-эстетических установок искусства.

Текст научной статьи

Вопрос оценки детского изобразительного творчества - один из самых сложных и дискуссионных, подчас столкновение противоположных точек зрения. Наиболее остро он поднимается в основной школе, когда происходит явное раскрытие способностей к художественно-творческой деятельности у одних детей, легко осваивающих основы изобразительной грамоты, и угасание интереса у детей с развитой системой анализаторов и критического мышления, но с недостаточно развитым функционалом изобразительных навыков [1]. В дошкольный период детское изобразительное творчество развивается по собственным законам. Они устойчивы к воздействию мировоззренческих установок и стереотипов взрослых. Насильственное внедрение, преждевременность освоения изобразительных форм и приемов изображения «может вызвать нарушение мозговой деятельности правого полушария, привести к невосполнимым потерям» [2]. В этот период детская изобразительная деятельность - игра, эксперимент, почти всегда с неожиданным результатом для его автора. Наивный детский взгляд, проницательная наблюдательность, любопытство, искренняя эмоциональность всегда находят форму своего выражения. У одних детей она более понятна взрослым, так как ребенок интериоризировал «правильные» изобразительные приемы. Другие дети остаются вне понимания, так как их креативный подход к решению задачи не вписывается в стереотипный набор взрослых решений. И даже скрытое порицание ребенок тонко считывает, безропотно вставая на тропинку шаблонов, постепенно теряя интерес к творческому поиску. При этом исследователи детского творчества отмечают, что приобретение изобразительных шаблонов естественный процесс. Он также логичен как формирование словарного запаса, широта которого позволяет ребенку быть понятым. Исключить их появление в детском рисунке практически невозможно [3]. Главное в этом процессе помочь ребенку уйти от их автоматизированной повторяемости, научить способам интерпретации приобретенных схем и приемов выполнения рисунка [4]. Часто родители, определяя степень способности своего ребенка к изобразительной деятельности, подходят с меркой «красиво - не красиво», «похоже - не похоже», «разумно - не разумно», «понятно - не понятно». Фактически этой же модели придерживаются педагоги, отстаивающие академические основы реалистической школы изобразительной грамоты. При внимательном рассмотрении этой позиции выявляется её узость. Фактически не возможно по одному рисунку определить степень способности ребенка к изобразительной деятельности. Нехватка знаний, опыта изобразительной деятельности очень ограничивает выразительную речь ребенка в его рисунке, обедняет его содержание и привлекательность. Т.е. учить ребенка секретам изобразительной деятельности все же нужно. Но каков должен быть вес этих знаний? Не станет ли он довлеть над детской непосредственностью, заменять искренний и выразительный наив, сухой и немногословной грамотой? Как достичь равнозначности задач изобразительно правильного описания и верного способа изображения с восприятием окружающего мира как нечто прекрасного? Как естественно провести ребенка от собственного понимания действительности до её объективного понимания? Проблема развития детского изобразительного творчества находится в прямой зависимости от его оценки и усугубляется сложившимися практиками популяризации результатов наивного дизайна. Как справедливо заметила Е.И. Коротеева, «внедрение в практику новых идей художественного развития не всегда выстраивается в систему целенаправленных педагогических воздействий. Чаще всего это выражается в предпочтении отдельными учителями либо художественных направлений, либо эффектных техник, или же проявляется в эпизодических формах организации творческого процесса учащихся. Подобная ситуация обретает вид «лоскутного одеяла», тормозит гармоничное творческое развитие детей, лишает его целостности» [5, с.7]. Богатый опыт изобразительной деятельности, насыщенный техническими и изобразительными приемами тоже может ввести в заблуждение о степени развития изобразительных способностей ребенка, завысить уровень их характеристик. Так или иначе, для корректности педагогического сопровождения детского изобразительного творчества должны быть определены параметры его оценки и критерии уровня их сформированности. В своей практической работе по оценке детского изобразительного творчества мы опираемся на структурно-компонентную модель художественно-творческих способностей, которая включает: - процессуальный блок (художественно-эстетическое восприятие, визуальное мышление, художественно-образное мышление, зрительная память, креативность, изобразительная грамотность, сформированность опыта работы, обучаемость); - инструментальный блок (сенсорика, моторика, зрительно-моторная координация); - функциональный блок (интерес и мотивы, мотивация достижения успеха, ценностные ориентации, творческая активность, эстетическая восприимчивость, эстетическая отзывчивость, эмоциональная отзывчивость, предпочтения, волевая саморегуляция, типологические особенности) [6, 124]. Исходя из троичной формулы структурно-компонентной модели художественно-творческих способностей, при определении критериев детского изобразительного творчества, мы опирались на триаду взаимосвязанных элементов, которые выступают объектами педагогического оценивания: - процесс учебно-творческой деятельности (степень активности участия в нем ученика); - грамотность (знания, освоенность способов действия и выполнения операций, которые формируются на занятии); - художественно-эстетические параметры, присущие детскому рисунку. При этом в предлагаемой модели параметры первого и третьего блока остаются неизменными, поэтому у учащихся в скором времени можно выработать умение производить их оценку самостоятельно. Второй пункт тождественно изменяем с содержанием урока. Но и здесь учитель может задать четкие требования к результату обучения и предложить ребенку произвести их самооценку. Процесс учебно-творческой деятельности. В процессуальном аспекте учебно-творческая активность учеников может рассматриваться через критерии отношения к деятельности и способов деятельности. Отношение к деятельности Критерии Показатели проявление интереса любопытство, увлеченность, захваченность деятельностью, охотное исполнение поручений потребность заниматься изобразительной деятельностью регулярно и относительно долгое время стремление к углублению знаний в области изобразительного искусства проявление активности, самостоятельности, инициативы в постановке творческих задач, поиске способов деятельности способность осуществлять перенос знаний и способов деятельности в новые условия; способность творчески перерабатывать иллюстрированный материал и наброски, наблюдения натуры в учебной работе, не копируя образцы проявление целеустремленности, волевых усилий, самостоятельности, внимательности в процессе занятий, способность к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-творческой цели изобразительной деятельности, стремление доводить начатое задание до конца и закончить работу в установленный срок; способности к интенсивной работе и преодолению возникающих в процессе выполнения учебного задания трудностей Способы деятельности в действиях и реализации замысла шаблонность, повтор, дополнения, изменения, вариация, преобразования, импровизация, оригинальность степень самостоятельности в решении учебно-творческой задачи пассивность, робость, действие по аналогии и рекомендациям учителя, самостоятельность, поисковая активность, инициативность применение известного в новых ситуациях относительная легкость решения изобразительных задач, поисковая активность быстрота реакции, находчивость в действиях беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов) своеобразие манеры исполнения действие по образцу (робко, свободно, раскрепощено, смело), импровизация, «индивидуальный почерк» Художественно-эстетические параметры рисунка - это комплекс характеристик, отражающих индивидуально-личностные приоритеты ученика, зафиксированные в рисунке. По ним, конечно же, можно судить и об уровне обученности ребенка, но мы в этой группе критериев сознательно исключаем усвоение знаний, технических умений и навыков. Критерии Показатели Эмоциональность восприятие и передача учащимися в своем произведении окружающего мира и жизненных явлений, собственного эмоционального отношения к изображаемому (искренность, правдивость, непосредственность переживаний) Индивидуальность использование собственных впечатлений или повторение предлагаемых учителем стереотипов Содержание соответствие работы тематике Образный строй чувствование, видение, понимание ребенком окружающего мира, явлений в нем и взаимосвязей Выразительность образа владение языком художественной выразительности; выразительность линии, рисунка, силуэта, пятна, цветовая выразительность, гармония в организации пространства листа, композиции скульптуры, архитектурной постройки, изделия декоративно-прикладного искусства Творческие проявления создание образа по законам красоты и гармонии, степень проявления в детской работе оригинального, нестандартного, индивидуального Грамотность (освоенность способов действия и операций). Критерии оценки грамотности детских рисунков следует детализировать с учетом реализуемого на практике программного содержания и возрастных особенностей учащихся. Т.е. как этот критерий буквально должен выглядеть на рисунке. Критерии Показатели композиционные Напр., выделять композиционный центр средствами детализации пространственные Напр., передавать глубину с применением ярусности конструктивные Напр., фиксировать узловые точки пластических характеристик формы предмета тональные Напр., выдерживать тональный диапазон цветовые Напр., уметь составлять многообразную палитру цветовых сочетаний в холодном колорите технические Напр., достичь однотонной штриховки поверхности путем удержания нажима на карандаш С позиции оценки результативности обучения выбирается один из перечисленных показателей. Остальные рассматриваются в структуре художественно-образной выразительности. Предлагаемая система оценки детской изобразительной деятельности позволяет подходить к анализу её результативности, как с дидактических, так и художественно-эстетических установок искусства. При этом внимательный подход к описанию результатов учебно-творческой деятельности учащихся позволит решить задачу создания оптимальных условий для поддержки индивидуально-личностного своеобразия каждого ребенка. А также показать учителю возможности совершенствования своей профессиональной деятельности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.