ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Виноградова М.Т.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева


Номер: 6-3
Год: 2016
Страницы: 21-23
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

музыкально-исполнительская деятельность, дополнительное музыкальное образование, профессионально-значимые качества, music performance activity, additional musical education, vocational and significant qualities

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается организация музыкально-исполнительской деятельности учащихся в условиях системы дополнительного образования детей. На основе анализа научной и методической литературы конкретизируется понятие музыкально-исполнительской деятельности учащихся.

Текст научной статьи

Одной из важных задач музыкальной педагогики является формирование музыканта-исполнителя. Осуществлению данной цели служат исполнительские отделения консерваторий, музыкальные факультеты вузов, исполнительские отделения музыкальных училищ, а также, в определенной степени, система дополнительного образования детей. Воспитание исполнителя психология трактует как развитие субъекта музыкально-исполнительской деятельности. Дополнительное образование имеет большие возможности для формирования всесторонне развитой личности, способной к творческой самореализации, путем погружения учащихся в музыкально-исполнительскую деятельность. Содержание дополнительного музыкального образования составляют разнообразные формы внешкольной работы, которые связаны с общим музыкальным образованием, осуществляемым на уроках музыки в общеобразовательных школах. Следовательно, это образование можно охарактеризовать, как образование свободное, по выбору, в котором преподаватели выстраивают образовательный путь учащихся исходя из их интересов, способностей и потребностей. Дополнительное музыкальное образование реализуется в различных профилированных учреждениях, таких как школа искусств, детская музыкальная школа, музыкальные кружки, студии, которые создаются на базе многопрофильных внешкольных учреждений (Дворец детского и юношеского творчества, Центр развития творчества детей и юношества, Дом детского творчества, Детская студия, Центр детского творчества, Детский клуб, Детский досуговый центр), а также и на базе общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Отсюда следует, что система дополнительное образование детей является одной из наиболее широко представленной формой личностно-ориентированного музыкального образования. К изучению феномена «деятельности» обращаются многие исследователи в психологии и педагогике. Как правило, «деятельность» рассматривают как характерно человеческую, регулируемую сознанием двигательную и психическую активность, которая направлена на достижение осознанно поставленной цели. Отечественные психологи, такие как М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн развивали теорию деятельности. Суть ее заключается в том, что сознание управляет деятельностью, однако и деятельность развивает сознание человека. Такие ученые, как Л. В. Вахтель, Т. И. Дмитриенко, Н. В. Серегин, Г. К. Тарасова, И. М. Ямпольский и Ю. А. Цагарелли дают трактовку «музыкально-исполнительской деятельности». Последний рассматривает музыкально-исполнительскую деятельность как исполнительское творчество в процессе концертного исполнения, а также в процессе работы над музыкальным произведением, который разделяет музыкально-исполнительскую деятельность на два основных этапа: репетиционный и концертный [5]. Данную позицию подтверждают положения общей педагогики. Как писал П. И. Пидкасистый, «элементы творчества и воспроизведения в деятельности учеников … следует различать по двум характерным признакам: по результату деятельности и по способу ее протекания» [4, 178]. Таким образом, музыкально-исполнительская деятельность учащихся заключается в последовательной работе над музыкальным произведением и его представлением перед публикой, которые, в свою очередь, опираются на качественную теоретическую подготовку. Анализ научно-методической литературы по проблеме музыкально-исполнительской деятельности позволяет выделить три этапа музыкально-исполнительской деятельности: - организационно-аналитический этап подразумевает накопление учащимися определенного объема теоретических знаний; - практический этап включает формирование практических умений и навыков работы над музыкальным произведением; - продуктивный этап - это публичное представление результатов работы над произведением, то есть концертное выступление. Необходимо отметить, что эффективность музыкально-исполнительской деятельности учащихся обусловлена рядом субъективных факторов, к которым можно отнести наличие мотивации на музыкально-исполнительскую деятельность, комплекса музыкально-теоретических знаний, исполнительских умений и профессионально-значимых качеств. Рассматривая мотивацию учащихся на музыкально-исполнительскую деятельность, хотелось бы остановиться на определении профессиональной направленности, которое означает стремление человека к определенному роду занятий, которое строится на устойчивом интересе к нему. Направленность определяется несколькими мотивами, которые провоцируют человека заниматься определенным видом деятельности. Музыкально-исполнительская направленность учащихся включает следующие компоненты: престижность (Е. А. Климов); любовь к музыке (Г. М. Коган, Б. М. Теплов); потребность сценического самовыражения (А. Б, Гольденвейзер, Г. М. Коган). В комплексе музыкально-теоретических знаний учащихся уместно выделить два блока знаний, необходимых учащимся в музыкально-исполнительской деятельности: общие (общеобразовательные и общекультурные) и специальные. Под общеобразовательными знаниями подразумевается, что любой исполнитель должен быть образованным человеком, роль общекультурных знаний заключается в том, что все виды искусств так или иначе связаны с музыкой, в виду чего, что все виды искусств объединяются общим существенным признаком - наличием художественного образа. К специальным знаниям относится совокупность музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний. В процессе обучения они представлены в следующих дисциплинах: сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент, хоровой класс. Рассматривая умения учащихся, необходимо понимать, что умения - это практическое владение способами исполнения отдельных действий и операций или деятельность в целом согласно с целью и правилами деятельности. В соответствии с содержанием музыкально-исполнительской деятельности следует выделить три группы умений: гностические, коммуникативные и двигательные. Что касается профессионально-значимых качеств, то они являются четвертым главнейшим слагаемым исполнительского мастерства учащихся. Под «качеством» обычно понимают характеристику человека, отражающую уровень проявления того или иного психического процесса (мышления, память и т.д.) и характеристику движений (быстроты, силы, точности и т.д.). Структура профессионально-значимых качеств делится на две подструктуры: общемузыкальные качества и музыкально-исполнительские качества. Известно, что общемузыкальные качества включают качества, составляющие структуру музыкальности: эмоциональные, интеллектуальные, мнемические (связаны с памятью), сенсорно-перцептивные (связаны с восприятием и ощущением), имажинитивные (связаны с воображением и мышлением), нравственные. К музыкально-исполнительским качествам личности относят артистизм, устойчивость в концертном выступлении, психомоторные (связаны с исполнительской техникой), волевые, коммуникативные качества. Следует подчеркнуть, что основой для данной подструктуры служат общемузыкальные качества, основой которых являются общие компоненты профессионально-значимых качеств: память, восприятие, воображение, мышление, мотивация, эмоции, внимание и другие [5, 7-12]. Обобщая сказанное заметим, что музыкально-исполнительская деятельность отражает процесс познания учащимися окружающего мира. Оснащение учащихся практическими умениями и навыками позволяет развивать у них эстетические чувства, личностные качества, музыкальный вкус, тем самым, обеспечивая их общее музыкальное развитие. Музыкально-исполнительская деятельность способствует активному развитию учащихся музыкального мышления. При этом в сознании детей образуются разнообразные ассоциации и развиваются определенные образно-эмоциональные представления. Таким образом, музыкально-исполнительская деятельность в системе дополнительного образования детей функционально направлена не только на результат, но и на сам процесс, пробуждающий у учащихся эстетические чувства и переживания, а также на их творческую самореализацию.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.