МЕДИЦИНСКАЯ ТЕМАТИКА И ТЕРМИНОЛОГИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА) Сорокина Е.Ю.,Агафонова Н.Д.

Ростовский государственный медицинский университет


Номер: 6-4
Год: 2016
Страницы: 75-78
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

реализм, авторские неологизмы, образ врача, медицинская терминология, realism, author’s neologisms, doctor’s image, medical terminology

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрены некоторые наиболее известные художественные произведения Оноре де Бальзака. Проанализировано использование медицинской терминологии персонажами произведений. Определены основные средства художественной выразительности и приемы, при помощи которых Бальзак создавал образы врачей и больных в своих произведениях и вообще раскрывал медицинскую тематику.

Текст научной статьи

Образ врача в художественной литературе - не достаточно исследованная в литературоведении тема, но, вместе с тем, очень актуальна и интересна как для филологов, так и для медиков. Мотивы заболевания и лечение всегда находили свое отражение в народном творчестве, начиная с фольклора, также они не оставляли равнодушными и писателей разных времен. Образы врачей, которые они создавали в своих произведениях, давали читателям представление о медицинских теориях и взглядах, о медицине как социальном явлении с присущими ему особенностями своего времени, способствовали пониманию общей картины, которая складывалась в обществе. Для анализа были взяты художественные произведения именно Оноре де Бальзака, потому что созданный им образ врача Бьяншона, в сравнении с другими его коллегами того времени, является самым близким к образу идеального врача. Медицинская тема проходит сквозь все творчество Бальзака: главных героев его произведений сопровождают врачи - Бьяншон, Деплен, Бенасси. Особое внимание следует уделить первому из вышеприведенных - Бьяншону, который появляется на страницах романа "Отец Горио". Бальзак настолько мастерски создал его образ, что сам поверил в подлинность существования этого человека, и даже в последние времена перед своей смертью обращался к нему за помощью. Знакомство с Орасом Бьяншоном случается в пансионе "Дом Воке", где он, на то время - молодой и необразованный студент-медик, нанимает комнату. Он сообразительный и дружелюбный, и, в отличие от своих друзей, не способен заплатить любую цену за то, чтобы разбогатеть. К тому же, он обладает профессиональными знаниями, которые умело использует для того, чтобы поставить диагноз отцу Горио: "Нижняя часть его лица довольно спокойна, а черты верхней, помимо его воли, дергаются кверху.... Затем взгляни на его глаза: они точно посыпаны какой-то мельчайшей пылью... Эта особенность указывает на кровоизлияние в мозг."[1, 110]. Бьяншон также выясняет причины того, что вызвало такое состояние больного, и для него становится очевидным связь между нарушением мозгового кровообращения и нервным потрясением, которое отец Горио получил после общения с дочерями. Поэтому мы видим, что Бьяншон представляет собой пример компетентного и преданного своей профессии врача, на который, кстати, могли бы ориентироваться современные студенты-медики. Деплен, наставник Бьяншона, является прототипом реально существовавшего выдающегося французского хирурга Дюпюитрена, внесшего значительный вклад в развитие хирургии и разработавшего новые методы лечения. У Деплена было изумительное чутье: он постигал больного и его болезнь путем не то природной, не то приобретенной интуиции, позволявшей ему установить индивидуальные особенности данного случая и точно определить тот час и минуту, когда следовало производить операцию, учтя при этом атмосферические условия и особенности темперамента больного [4, 418]. Впрочем, в отличие от Дюпюитрена, заработавшего миллионы за лечение больных, Деплен в свои студенческие годы жил очень бедно, и, несмотря на стремление добыть как можно больше твердых знаний и занять подходящее ему положение, имел очень ограниченные возможности для развития своего безусловного таланта. Возможно, отчасти этим обусловлен некий его эгоизм и отсутствие сентиментальности по отношению к больным. Если говорить об отношениях "врач-больной", то именно Бьяншон выделяется на фоне других врачей своим отношением к больному: "Врачи уже привычные видят только болезнь, а я, братец мой, пока еще вижу и больного" [1, 112]. Он видит больного и относится к нему с сочувствием: "Лицо Ораса выдавало глубокую муку и скорбное сочувствие. Слишком недавно стал он врачом, чтобы оставаться равнодушным к мучениям больных и бесстрастно стоящих у смертного ложа; он не научился еще сдерживать слезы сострадания, которые застилают человеку глаза и не дают ему выбирать, как это должен делать полководец, благоприятный для победы момент, не слушая стонов умирающих" [2, 109]. В словах автора в произведениях Бальзака мы видим эмоциональность и детальность при изображении признаков заболевания, чувств, мыслей больных и их близких, последних минут их жизни. "И я тоже, - сказала она, - и я плакала ночью, глядя, как ты спишь, но плакала не слезами радости. Слушай, Рафаэль, слушай! Во сне ты тяжело дышишь, что-то отдается у тебя в груди, и мне становится страшно. У тебя такой же короткий, сухой кашель, как у моего отца, который умирает от чахотки. Я уловила признаки этой болезни по особому шуму в твоих легких. А затем тебя лихорадило, я в этом уверена, - у тебя была влажная и горячая рука..." [2, 108]. Автор с потрясающим реализмом описывает симптомы и предсмертное состояние пациентов: А затем его пронизал холод, когда он подошел к постели и при сильной вспышке огня, раздуваемого порывом ветра, обозначилась голова отца: ужо черты лица его осунулись, а кожа, плотно обтянувшая кости, приобрела страшный зеленоватый цвет, еще более заметный из-за белизны подушки, на которой покоилась голова старика; из полуоткрытого и беззубого рта, судорожно сведенного болью, вырывались вздохи, сливавшиеся с воем метели. Даже в последние мгновения жизни его лицо сияло невероятным могуществом. Высшие духовные силы боролись со смертью. Глубоко впавшие от болезни глаза сохранили необычайную живость. Своим предсмертным взглядом Бартоломео как бы старался убить врага, усевшегося у его постели. Острый и холодный взор был еще страшнее из-за того, что голова оставалась неподвижной, напоминая череп, лежащий на столе у медика. Под складками одеяла ясно вырисовывалось тело старика, такое же неподвижное. Все умерло, кроме глаз. Невнятные звуки, исходившие из его уст, носили как бы механический характер [5, 221]. Мы также видим, что ростовщик Гобсек, например, даже перед смертью думал о деньгах, это было единственным, что поддерживало его желание хоть ненадолго задержаться на этом свете; его "металлический взгляд" (эпитет), и "словно бронзовое лицо" (сравнительный оборот) подчеркивают это. "Куда ж теперь все мое добро пойдет? Мне вдруг почудилось, будто по всей комнате золото катится, и я встал, чтобы его подобрать...<...> Он приподнялся на постели: его лицо четко, как бронзовое, вырисовывалось на белой подушке. Протянув высохшие руки, он вцепился костлявыми пальцами в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании..." [3, 307]. Авторские неологизмы, созданные Бальзаком, очень точно передают картину заболевания или смерти героев; также используется персонификация для того, чтобы читатели имели более яркое представление о суть болезни: "Его подтачивал один из тех недугов, для которых медицина не нашла еще имени, они не имеют постоянного очага и гнездятся в нервной системе, являющейся, по-видимому, самым уязвимым местом нашего организма. Эту болезнь можно было бы назвать сплином "несчастья" [4, 123]. Отметим интересный момент: Бальзак не вкладывает в уста своего любимого врача медицинской терминологии; язык, которым выражается Бьяншон, является доступной для понимания его пациентам, а с ними и читателям, незнакомым с медицинской тематикой. Правда, во время профессионального общения между собой (например, на консилиуме) врачи все же используют медицинскую терминологию ("архея Ван-Гельмонта", "прогрессирующее перерождение надчревной области", "воспаление главного симпатического нерва") [2, 106]. Также медицинские термины можно услышать от самих больных (вспомним, например, слова Гобсека перед смертью): "Я ухожу, голубчик... куда ухожу - не знаю, но ухожу отсюда. У меня уж карфология началась, - добавил он медицинский термин, что указывало на полную ясность сознания..." [3, 306]. "Никогда еще она так горько не жаловалась дочери на то, что ей, больной старухе, приходится заниматься стряпней, никогда еще ревматизм и катар горла не вызывали у нее таких жалобных стонов" [3, 185]. Возвращаясь вновь к Бьяншону, а именно - к повести "Побочная семья", можем обратить внимание на то, что он демонстрирует нам еще одну черту профессионального врача, которая у современных врачей, к сожалению, отходит на второй план - это владение навыками психолога. Еще Гиппократ в древние времена говорил, что главная задача врача - вылечить пациента, но пациент не станет доверять свою жизнь врачу, если он не уверен в нем самом и его способностях, поэтому врач должен, прежде всего, вызывать доверие пациента к себе. "Вы больны и должны мне позволить вылечить вас" [3, 228], - говорит Бьяншон графу де Гранвилю, поняв его психологические проблемы, пытаясь стать ближе к нему, чтобы пациент имел возможность позволить помочь себе. В повести "Шагреневая кожа" главный герой Рафаэль собирает консилиум самых известных врачей, которым надо будет решить его судьбу. Одним из них является Бьяншон, остальные же - представители трех направлений в теории медицины и, гротескно изображая их, Бальзак уделяет много внимания формулировке их мировоззрения. Например: "Человек экзальтированный и верующий, доктор Камеристус, глава виталистов, считал жизнь человеческую неким высшим началом, необходимым феноменом, который глумится над хирургическим ножом, обманывает хирургию, ускользает от медикаментов, от алгебраических иксов, от анатомического изучения и издевается над нашими усилиями - считал своего рода пламенем, неосязаемым и невидимым, которое подчинено некоему божественному закону и нередко продолжает гореть в теле, обреченном, по общему мнению, на скорую смерть, а в то же время угасает в организме самом жизнеспособном" [2, 108]. Бриссе, Камеристус и Могреди, в отличие от Бьяншона, с безразличием относятся к больному и его страданиям, с грустью вынужден заметить сам Рафаэль, наблюдая за врачами. "Наблюдая за тремя докторами, Валантен ни в ком из них не видел сострадания к его болезни. Все трое спокойно выслушивавшего его ответы, равнодушно осматривали его и расспрашивали без всякого к нему участия. Сквозь их учтивость проглядывало полное пренебрежение. Вот уверенности в себе или от задумчивости, но только слова их были столь скупы, столь вялы, что по временам Рафаэлю казалось, будто они думают о другом." [2, 109]. Если провести параллель к нашему времени, вслед за Рафаэлем можем отметить, что именно так иногда ведут себя и современные врачи. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что Бальзак в своих произведениях создавал памятные образы врачей, что благодаря мастерству и таланту писателя жили собственной жизнью. Для создания подобных образов Бальзак использовал разнообразные художественные средства - авторские неологизмы, эпитеты, детальные описания; также следует отметить наличие медицинской терминологии в разговоре персонажей, что способствовало подчеркиванию профессионального уровня врачей. Своего любимого врача - Бьяншона - Бальзак наделил такими чертами, как преданность профессии, сочувствие и отношение к больному не как к объекту исследования, а именно как к человеку, владения навыками психолога, компетентность и постоянный профессиональный рост. Относительно других образов врачей, они тоже показательны, так как демонстрируют разные взгляды на медицину, а также имеют много общего с современными представителями этой профессии. Результаты данного исследования могут быть использованы во время довузовской подготовки современных студентов-медиков, для которых образ врача Бьяншона может являться примером, на который следует равняться, и направлением на то, к чему следует стремиться.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.