«АТАКА МЕРТВЕЦОВ» И «ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ» В ИСТОРИИ И ПОЭЗИИ Табакова З.П.

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева


Номер: 6-4
Год: 2016
Страницы: 78-83
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

концепт, историческая память, патриотизм, крепость Осовец, Великая Отечественная война, concept, historic memory, patriotism, Osovets fortress, The Great Patriotic War

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Продолжая исследование «История России в отблесках русской поэзии», автор анализирует реальные исторические события и их героев на материале поэтических текстов. Необходимым контентом русского патриотизма как базового концепта русской ментальности является историческая память о воинской доблести защитников России, преемственности героических поступков.

Текст научной статьи

«…самая настоящая история, которая нас или от своих собственных, или от других людей и дел учит о добре прилежать, а зла остерегаться». В. Н. Татищев «История Российская» История России даёт яркие образцы мужества и стойкости россиян, их патриотизм проверяется в годину сложных испытаний, как на полях военных сражений, так и в тылу. 2016 год войдёт в историю России как год подвига старшего лейтенанта Александра Прохоренко, вызвавшего огонь на себя, сражаясь в далёкой Сирии. О таких людях пишут стихи поэты, ветераны и даже дети: Есть люди, что правду в страданьях несут, Они за неё умирают и верят. Стих о подвиге и героизме [1] Пройдут годы и, возможно, люди забудут об этой страшной для нашего времени аббревиатуре - ИГИЛ. Пусть это произойдёт быстрее. Но пусть никогда люди планеты не забудут подвиг героя Пальмиры, молодого офицера российской армии. Естественно, что в России особенно остро переживают гибель Александра Прохоренко, но то, что простые люди из других стран искренне хотят поддержать родителей погибшего парня, совершившего геройский подвиг на войне против общего врага, этот подвиг приобретает общечеловеческий смысл. Всех глубоко трогает то, что супруги из Франции приехали на похороны героя и передали его семье свои семейные реликвии - военные награды. Супруги Жан Клод и Мишлин Маге решили встретить День Победы в России и принять участие в акции «Бессмертный полк». Им последовали супруги Жан-Поль и Мари-Лоранс Флок, передавшие через Российское Посольство в Париже боевые награды отца Жан-Поля, который за отличие в бою был удостоен ордена Почётного Легиона с Военным крестом и пальмовой ветвью. Эти искренние и добрые знаки признательности вселяют надежду, что не всё в мире измеряется только зонами чьих-то интересов, а существует ещё и общая Справедливость, в которую так верят русские. Верят в победу нравственных идеалов - потому и звучит музыка симфонического оркестра в ещё не разминированной Пальмире. Источник русского патриотизма в его ментальности, где любовь к Родине неотделима от долга защищать Святую Русь, как её защищали наши предки. Русский человек гордится своей историей, а история хранит память о подвигах, широко известных и тех, что почти забыты. В последнее время обозначился неподдельный интерес к истории своей страны, и многие её героические факты покидают архивы и становятся достоянием общества. О них рассказывают историки, очевидцы событий; о них пишут в газетах, им посвящают стихи. Варвара Стрижак не случайно посвятила свои песни солдатам Первой мировой войны: Значит время пришло рассказать наконец То, как русский солдат защищал Осовец. «Атака Мертвецов, или Русские Не Сдаются!» [2] Подвиг защитников крепости Осовец, совершённый в Первую мировую войну, ассоциируется со сражением, которое вошло в военную историю как «Атака мертвецов». Однако в России этот подвиг замалчивался почти 100 лет. Вспомним некоторые факты героической обороны крепости. Шла Первая мировая война. Русским нужно было сдержать наступление германцев на подступах к городу Белостоку, важному транспортному узлу, со взятием которого нарушилась бы система снабжения всей русской армии. Крепость Осовец не могла быть окружена или обойдена противником, так как справа и слева её защищали непроходимые болота. Противник мог взять крепость только приступом. У защитников крепости был выбор: либо сдать её врагу, либо защищать до последней капли крови. Они выбрали второе. Когда началась первая артиллерийская подготовка, командование русской армией просило защитников продержаться 48 часов. Но крепость продержалась 190 дней, её защита в годы Первой мировой войны стала таким же символом стойкости и мужества русских солдат, как защита Брестской крепости в Великую Отечественную войну. После первой неудачной попытки захватить крепость генштаб Германии провёл длительную и тщательную подготовку. В феврале ураганный огонь длился не менее 10 дней. Крепость обстреливалась из крупнокалиберных орудий, и казалось, что после таких ударов не останется ничего живого. Но наступала ночь, и оставшиеся в живых укрепляли свою оборону, отправляли в тыл раненых, готовились к рукопашному бою. Не добившись успеха всеми известными способами ведения военных действий, германское командование применило отравляющий газ. Всё было рассчитано с немецкой пунктуальностью: завезены тонны смеси хлора с бромом, определён момент, когда ветер дул прямо на крепость. В поэтическом дискурсе представлено описание этой газовой атаки. По местам движения газа отравлено было всё, и это было преступление не только перед человечеством, но и перед всем сущим. Смерть грызла окопы, траву и руины, Деревья желтеют и листья дрожат. 36. Атака мертвецов. 6 августа 1915г [3] Газовая атака практически не давала шансов выжить ничему живому: «смерть грызла окопы», окопы, в которых находились солдаты, и этот глагол «грызла» свидетельствует о высшей степени зверства тех, кто отдал приказ травить людей, как травят тараканов. Казалось, что вся природа дрожит перед этим варварством и даже на кирпичах, бетоне и гранитных камнях появились разрушения: И камень-гранит изменился от брома, Чтоб Свечников сдал, наконец, Осовец. Здесь меркнет трагедия, даже Содома, Здесь белому свету локальный конец. [3] Немногочисленный гарнизон крепости, казалось, был парализован. Крепость не имела в своём распоряжении противогазов, обеспечивающих эффективную защиту. Люди в этом аду задыхались, каждый вдох - это новая порция отравы, каждый выдох - это струя живой человеческой крови. Это преступление можно сравнить только с атомной бомбёжкой американцами японских городов Хиросима и Нагасаки. Русские умеют защищаться, идти на смерть, но в военной истории России нет таких бесчеловечных акций. Зато есть немало примеров спасения детей ценой своей жизни, и не только своих. В Берлине в Трептов-парке стоит памятник русскому солдату с маленькой девочкой на руках. Сама скульптура трогательна, но мало кто из посетителей знает историю этого памятника. Памятник «Воин - освободитель!» навеян подвигом советского сержанта Масалова, спасшего немецкую девочку во время штурма Берлина. Под воздействием газа обессиленные солдаты теряли сознание. И тут произошло то, что трудно объяснить обычной логикой человеческого сознания. Действительно, что происходит в душе человека, когда он вопреки всем законам природы совершает поступки, заведомо зная, что они приведут его к смерти? Почему одни люди, оказавшись в подобной ситуации, думают о спасении себя, а другие выбирают собственную смерть? Что движет в этот момент человеком? В какой-то мере на эти вопросы можно найти ответ в философской лирике Елены Туркка: все люди - по ДУХУ - друг другу равны, но разного возраста души у них, все - дочери БОГА и БОГА сыны, но всякий живёт в мире мыслей своих… [4] История России хранит тысячи примеров героического поведения русских людей, из них известными становятся только единицы. И это понятно: война пишет свои сценарии не для зрителей. Массовое проявление героизма русских - широко известная черта русского патриотизма, который является базовым концептом русской ментальности [5]. Перед всеми героями мы склоняем головы - ибо это и есть чудо подвига. В битве за крепость Осовец это чудо свершилось. Немцы, уверенные, что в крепости не осталось живых, после того, как газ стал рассеиваться, шли не атаковать, а занять отравленную крепость, на языке военных реляций - зачистить. Но в этом аду кое - кто шевельнулся, И веки тяжёлые смог приподнять, От смерти кто смог на мгновенье очнулся, Чтоб Родину снова в бою защищать.[3] Германцы выжидали только время, чтобы захватить мёртвую крепость. И вдруг они увидели страшную картину: Ударив в штыки из отравы тумана, В строю умирая, став больше бойца, Панический ужас, вселив басурманам, На смерть обречённые шли до конца.[3] Из окопов поднялись полумёртвые солдаты, харкающие кровью, с обвязанными тряпьём лицами, и бросились в штыковую атаку. Это произвело на врагов такое страшное впечатление, что они не вступили с русскими в рукопашный бой, а с криками «Мёртвые идут!», побросав оружие, бросились убегать, затаптывая своих и повисая на своих же ограждениях. Немцы бежали в панике. Вслед им била русская артиллерия. Горстка русских солдат обратила в бегство семитысячную армию. Противник в «атаке мертвецов», как её окрестили в военных донесениях немцы, понёс большие потери. И струсили немцы, не зная ЧТО это, Бежали без боя, друг друга топча, И бьёт батарея им вслед "с того света", И бьёт полурота, им в спины с плеча. [3] А крепость, которую немецкий генерал в начале осады называл «игрушечной», которую в этом бою защищало не более сотни солдат, простояла ещё 17 дней, пока не отдан был приказ взорвать крепостные сооружения и отойти на новые позиции. При этом русские солдаты не бежали, а отступили, забирая раненых и отравленных, увозя с собой оружие и припасы. В России этот подвиг привлёк внимание общественности только в преддверии столетнего юбилея. Величию народного подвига Юрий Анатольевич Галкин посвятил стихотворение «36. Атака мертвецов. 6 августа 1915 г.», отдельные катрены из которого приведены выше. Автор с болью пишет, что в момент написания произведения информация почти отсутствовала. Его стихотворение заканчивается высокой оценкой подвига безымянных героев: Так рота погибла бойцов безымянных, Великой России, Великих сынов. Знать героическую историю своей страны, помнить её героев долг и честь каждого русского человека: И пока слово “честь” для тебя не вода, Ты не должен забыть. Надо помнить всегда… [2] Недавно люди узнали о беспримерном подвиге лётчика Александра Петровича Мамкина, о подвиге, совершённом им 10 апреля 1944 года. Ему было поручено вывести детей из партизанского отряда в тыл. Детский дом в оккупированном Полоцке не успели эвакуировать, и он оказался поблизости от фашистского госпиталя. Гитлеровское командование решило для раненых немецких солдат использовать донорами крови этих малышей. Нет границ для служителей тьмы, Так, нацисты, решив без затей, В жертву страшному богу войны Принести кровь сиротских детей. Пламенный ангел. Посвящение Александру Мамкину [6] Детям угрожала смертельная опасность, но партизанам удалось вывести детей и персонал детского дома в леса. Однако и здесь дети не были в безопасности: Из партизанского отряда Детей пытались переправить. Лётчик Александр Мамкин [7] Командование поручило лётчикам вывезти детей в тыл, началась операция «Звёздочка», в результате которой было переправлено в тыл 154 детдомовца разного возраста. Сделать это можно было только по ночам. Выполняя одно из таких заданий, Александр Мамкин совершил свой беспримерный подвиг. Взяв на борт двухместного Р-5 тринадцать человек, в том числе 10 малышей, воспитательницу и двоих раненых, он вылетел по знакомому маршруту, так как до этого рейса он 9 раз вылетал за детьми в немецкий тыл. Но самолёт был обстрелян фашистами и загорелся. Наверное, себя спасти он мог, Но вот детей не мог в беде оставить. И ни при чём присяга тут и долг - Не думал о наградах он и славе. Подвиг лётчика Мамкина [8] Устав в таких случаях предписывает лётчику немедленно покинуть самолёт. Мамкин имел право спасти свою жизнь, но в этом случае погибли бы все его маленькие пассажиры. Александр, выросший сам в детском доме, не мог обречь детей на такую мучительную смерть. Он решил во что бы то ни стало спасти детей. Горел фюзеляж самолёта. И сзади дети увидали: Кабина лётчика горит! [7] Очки на глазах плавились и жгли лицо. Ноги обгорели почти до костей. Пилот горел буквально заживо. Пылал на нём комбинезон. И лётные очки расплавились, И был в пожаре шлемофон. [7] Но он нашёл силы перелететь линию фронта, посадить самолёт и даже выбраться из кабины, чтобы открыть пассажирскую дверцу. Последние слова, которые он услышал, были словами старшего мальчика: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь, я открыл дверцу. Все живы». Эти слова означали, что лётчик выполнил своё задание. Это были последние слова, которые он услышал в жизни. Наверное, на какой-то миг его сознание озарила радость свершившегося. Но силы покинули его, сознание отключилось, и он упал. Врачи, да и все, кто знакомится с этим подвигом, поражаются: как тяжело раненный, заживо горящий человек мог управлять самолётом? Ведь на нём горело всё: комбинезон, унты, перчатки на руках, которыми он крепко держал штурвал и ни на миг не мог его выпустить. Сила духа этого человека оказалась сильнее возможностей человеческого тела. И как реквием, как заклинание воспринимаются строчки из стихотворения Елены Туркка: сердец пылающих так много… они повсюду… их не счесть… почувствуй боль от тех ожогов, прими ту боль - сейчас и здесь… Весть [9] В стихотворении Нины Горлановой лётчик сравнивается с пламенным ангелом, а охваченный пламенем самолёт - с горящей птицей: Ты пылаешь - но всё же не сбит, Цель всё ближе и рядом граница. Только видно с земли, как летит В тёмном небе горящая птица. Пламенный ангел. Посвящение Александру Мамкину [6] На фоне ночного неба самолёт легко можно принять за летящую птицу. Образ охваченной пламенем птицы оказывает на читателя глубокое эмоциональное воздействие. Горящая птица с обуглившимися крыльями, обессилевшая, но непобеждённая, падает в снег. Только сила Духа, любовь к детям, которые для лётчика стали бесценным грузом, помогли герою, превозмогая нечеловеческие страдания, преодолеть невыносимую боль. Автор стихотворения показывает, что в жизни человека есть такие мгновения, когда он не думает о собственной смерти, спасая жизни других людей: Слабость тела пред Духом ничто, Хоть стегает огонь словно плеть, Груз бесценный - и нужно одно - Заглушить боль и заживо тлеть. Видит Бог, что не зря ты страдал, Сделав больше, чем мог человек. Ты их спас - но, шатаясь, упал Обгоревшими крыльями в снег.. [6] Александру Петровичу Мамкину было всего 28 лет, у него не было детей, но спасённые им ребята-сироты называли себя детьми Мамкина, а своим детям, внукам Мамкина, часто дают имя Александр. В Петербурге растёт уже праправнук Мамкина, внук того самого Володи Шишкова, который сам открыл дверцу самолёта и сказал такие заветные для героя слова: «Все живы!» Александр Мамкин погиб, но живут на земле более 80 потомков спасённых им сирот, за будущее этих людей воевал и геройски погиб солдат войны. Ему ни звания не дали, ни наград, Да и неважно это после смерти. Но сразу в рай попал он, а не в ад, И у детей спасённых - свои дети! Ведь он мальчишкой был, совсем юнцом, И у него должны быть тоже дети. Не суждено судьбою стать отцом, Но те, кого он спас, живут на свете. [8] Три эпохи и три судьбы. Между ними десятки лет. Но священное чувство долга и справедливости, готовность к самопожертвованию роднит их души. Патриотизм их в ментальности русского человека, он естественно передаётся с генами своих родителей, воспитывается всем укладом жизни общества. И время над ним не властно. Восхищаясь мужеством российского солдата, супруги Флок подчёркивают связь времён и поколений: «Мы помним и о том, что в годы войны Россия внесла огромный вклад в победу над фашизмом». Эта связь времён каким-то магическим образом отразилась и в дате рождения Александра Прохоренко - 22 июня. Она молниеносно вызывает в памяти другую дату - 22 июня 1941 года, которая тяжёлым камнем лежит на сердце каждого русского человека. Историческая память не позволяет забывать свою историю, свои истоки. Россия большая страна, в ней сотни тысяч таких скромных поселений, как Городки в Оренбургской области, где родился и вырос современный «Герой России», и в них, верю, подрастают те, кто, продолжая традиции своих прадедов и дедов, всегда готов стать надёжным защитником своей Родины.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.