ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ Шаталов А.А.,Демкина Е.А.

Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета


Номер: 6-4
Год: 2016
Страницы: 108-112
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

пропорции, зрительное восприятие, тестирование, proportion, visual perception, testing

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье приведены результаты исследований восприятия некоторых пропорциональных систем (динамическая симметрия Хембиджа, золотое сечение, применение углов, связанных с пентаграммой). Тестирование опрашиваемых выполнялось на основе оригинальных материалов.

Текст научной статьи

Результаты исследований в области влияния золотого сечения на оценку зрителем эстетических качеств пропорциональных схем, полученные Г. Т. Фехнером ещё в XIX в., достаточно хорошо известны и вошли во многие издания и справочники, см. напр. [6, 1]. Однако целями проведенного нами исследования было получение статистических результатов, связанных с оцениванием эстетических качеств различных видов пропорций. На выбор видов пропорций оказали влияние как источник [1, 74-82], так и результаты собственных исследований [2, 205; 3, 114-118; 4, 18-23], т. о. в эксперименте появились изображения на основе динамической симметрии Хембиджа, и схемы, построенные на основе угловых направлений 36º, 72º, 18º и 9º, связанных с пятиугольником и пентаграммой. Отметим, что прямоугольник, в который симметрично вписывается угол 36º, имеет отношение диагонали своей продольной половины к короткой стороне полного прямоугольника, равное 1.61803399… Проведенные опросы в общем случае включали изображения на основе выше указанных видов пропорций и золотого сечения, в сопоставлении с целочисленными пропорциональными отношениями. В целях исследования было разработано 5 типов заданий. Для опроса типа I было разработано 4 вида изображений, представляющих собой сочетание 2-х прямоугольников, согласованных по ширине и имеющих визуально близкие пропорции (рис. 1-а). Каждый из прямоугольников предлагался опрашиваемым дважды: в горизонтальном и в вертикальном положениях, оценки должны были находится в интервале от 0-5 баллов. Из 110 возможных баллов предложенные схемы набрали (рис. 1-б): 1. Прямоугольники с отношением длин по золотому сечению: 82; 2. Прямоугольники с вписанными углами 36 и 18 градусов: 82; 3. Прямоугольники на основе динамической симметрии: 81; 4. Прямоугольники с целочисленным отношением: 70. Был отмечен большой разброс в оценках, который по каждому варианту составлял для разных опрошенных от 1 до 5, таков же был и разброс и по каждому опрошенному в отношении предложенных видов схем, 0-х оценок не было. Здесь необходимо отметить, что схема с «целочисленными» прямоугольниками также была до некоторой степени связана с золотым сечением, поскольку первый из её прямоугольников имел пропорции 2:3 (это 3-й и 4-й члены ряда Фибоначчи), а второй - 4:11 (это 3-й и 5-й члены последовательности Люка). Рис. 1. Опрос типа I: а) разработка видов тестовых заданий; б) результаты опроса: 1- прямоугольник с отношением длин по золотому сечению; 2- прямоугольник с вписанными углами 36 и 18 градусов; 3 - прямоугольник на основе динамической симметрии; 4 - прямоугольник с целочисленным отношением сторон (2:3 и 4:11). Опрос типа II (рис. 2-а) включал изображения усложненных силуэтных композиций, составленных из прямоугольников с одинаковой шириной и различной высотой, половина из схем была составлена из прямоугольников с целочисленным отношением сторон, другая половина - из прямоугольников полученных на основе динамической симметрии. Оценивание схем выполнялось на двух вилов оценок: 0 и 1. Изображение с максимальной суммой баллов (9 из 55 возможных) было составлено из прямоугольников с целочисленным отношением сторон. Последующий анализ показал наличие дополнительных свойств, не заложенных сознательно в изображение, но способных повлиять на результаты опроса. Во-первых, была выявлена взаимосвязь значимых точек силуэта и порождаемых особенностями схемы направлений в 36º, 18º, 12 º и 9º (рис. 2-б). Далее, габаритный прямоугольник изображения практически точно совпадал с первым шагом динамической симметрии (рис. 2-в). Кроме того, значимые точки силуэта дают возможность уложить на схему 2 египетских треугольника (3:4:5), совпадающие катетами с осью симметрии доминирующего прямоугольника изображения. Рис. 2. Опрос типа II: а); б) значимые точек силуэта и направления36º, 18º, 12 º и 9º; в) габаритный прямоугольник и 1-е построение по системе Хембиджа; г) силуэт и египетские треугольники (3:4:5). Опрос типа III включал «квази-архитектурные» изображения, напоминающие заготовки фасадов зданий. 1/3 часть схем была составлена из «целочисленных» прямоугольников, другая 1/3 - из прямоугольников по системе Хембиджа, остальные - из прямоугольников со вписанными углами 36º и 18º, габаритные прямоугольники отвечали тем же условиям (рис.3-а). Рис. 3. Опрос типа III: а) тестовое изображение; б) взаимодействие значимых точек и направлений 36º и 72º; в) габаритный прямоугольник и 2-е построение по системе Хембиджа; г) египетские треугольники с отношением сторон 3:4:5. Оценивание проводилось в диапазоне 0-5. Диапазон суммарных оценок по схемам составил 70-92. Максимальное количество получила целочисленная схема, аналогично случаю типа II обнаружившая при дальнейшем анализе тесную взаимосвязь структурных точек и направлений в 36ºи 72º (рис.3-б). Габаритный прямоугольник практически совпадал со 2-м шагом по Хембиджу (рис.3-в). Также обнаружилась не запланированная при разработке связь схемы с египетскими треугольниками 3:4:5 (рис.3-г). Опрос IV типа (рис. 4-а) представлял собой вариацию на тему типа III, но при этом некоторые изображения имели намеренно созданную структуру, связывающую характерные точки направлениями 12º, 18º, 36º и 72º, при этом половина изображений имела 4 силуэтные точки, расположенные на полуокружности (рис. 4-б). Оценивание происходило по 5-системе (0-5), разброс суммарных оценок составил от 36 до 43 (из 55 возможных). Изображение с максимальной суммой было составлено из прямоугольников, созданных на принципах динамической симметрии Хембиджа. Рис. 4. Опрос IV типа: а) вид опросной схемы; б) взаимодействие значимых точек изображения и направлений 12º, 18º, 36º и 72º и описанная полуокружность. Опрос V типа проводился на основе изображений, представляющих собой прямоугольники со сложной внутренней ортогональной разбивкой (рис. 5-а). При этом одна треть изображений базировалась на прямоугольниках с вписанными углами 12º, 18º, 36º, другая треть - на динамической симметрии, оставшиеся имели пропорции на основе отношений целых чисел. Одна половина изображений предлагалась в горизонтальном расположении, другая - в вертикальном. Оценивание происходило по 5-системе (0-5), разброс суммарных оценок составил от 38 до 45 (из 55 возможных). Изображение с максимальной суммой было составлено из прямоугольников с целочисленным отношением сторон. Как и при опросах II-IV типов, изображение-лидер V типа в дальнейшем анализе обнаружило множество связей характерных точек с углами, происходящими от пентакля, в данном случае с углами 18º, 36º (рис. 5-б). Рис. 5. Опрос V типа: а) вид опросной схемы; б) взаимодействие значимых точек изображения и направлений 18º и 36º. Таким образом, общим во всех 5-ти типах опросов стало устойчивое предпочтение испытуемыми изображений с тесной взаимосвязью между характерными точками, и углами 36º и18º. Отметим, что эти результаты достаточно хорошо кореллируются с полученными нами ранее при анализе как современных, так и исторических архитектурных объектов [2, 205; 3, 114-118; 4, 18-23]. В свете сказанного представляет определенный интерес выполненный нами геометрический анализ взаимного расположения глаз и устройства глазной мускулатуры, показывающий углы, близкие к 72º и 36º (рис. 6). Однако конкретный психофизиологический механизм, обеспечивающий влияние этих анатомических особенностей на предпочтения восприятия, нам неизвестен. Рис. 6. Геометрический анализ взаимного расположения глаз и устройства глазной мускулатуры выявляет структурные углы, близкие к 72º и 36º. Анализ выполнен на основе изображения, заимствованного из источника [5, 1]. В состав опрошенных входили главным образом студенты начальных курсов Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, а также небольшое количество преподавателей Академии и архитекторов-практиков. Разработка общего направления описываемых в данной статье исследований, разработка видов опросных изображений и анализ результатов выполнены А. А. Шаталовым, опросы и подсчет результатов - Е. А. Дёмкиной. В проведении опросов принимали также участие студентки ААИ ЮФУ С. Е. Крюкова и А. А. Синяева.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.