ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА Айтбаев А.А.

Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына


Номер: 7-2
Год: 2016
Страницы: 180-183
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

национальный менталитет, национальное самосознание, коллективизм, индивидуализм, трайбализм, регионализм, national mentality, national consciousness, collectivism, individualism, tribalism, regionalism

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Являясь мыслительным, отражательным процессом, национальный менталитет представляет собой осознание общественного бытия, общественной жизни, осмысление богатства и содержания материальной и духовной культур. Следовательно, менталитет объединяет в себе следующие формы сознания: мышление, норму поведения, сферу чувств.

Текст научной статьи

Когда мы говорим о национальном менталитете, обычно речь идет о формировании нации (или о созревании народов до уровня нации). Здесь определяющими причинами, на наш взгляд, являются не принадлежность этнической группе и не обязательная общность языка, а территориальная общность, предопределяющая единство их экономических, социальных и политических интересов. Формируясь и объединяясь в нации, образуя национальную государственность, каждый народ вырабатывает свой менталитет, свое национальное самосознание. Национальное самосознание как основной показатель менталитета представляет собой очень многоплановое явление жизни и взаимоотношений народов. Это и социальная память (именно социальная, а не только национальная, поскольку эта последняя фиксирует лишь явления и процессы национальной жизни и взаимоотношений народов) о прошлом нации, и представление о ее разносторонней жизни сегодня, и осознание ближайших перспектив национального развития. Национальное самосознание включает в себя также понимание места, роли своей национальной общности в развитии человечества вообще. В структуру национального самосознания входят следующие элементы: обыденное (повседневное, массовое, эмпирическое) и теоретическое (идеология, национальное, общечеловеческое). Если этническое, эмпирическое, традиционное сознание означает осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации, осознание жизненных способностей к самостоятельному национально-историческому творчеству, то национальное самосознание представляет собой осознание нацией необходимости своего сплочения для осуществления национальных интересов, осознание всех сторон взаимоотношений своей нации со всеми другими народами. Структура национального самосознания показывает, что в нем специфически отражается весь комплекс общественных отношений: материальных и духовных, социальных, политических и идеологических. Следовательно, национальное самосознание как совокупность идей, взглядов, убеждений наций и народов на определенном этапе общественного развития является главным показателем их духовной развитости и дееспособности, важным средством приобщения наций к общечеловеческим ценностям. В этом плане национальное самосознание выступает как теоретическое сознание, как научная основа категории менталитета. Коллективное, общественное, по своей сущности, национальное самосознание, претворяясь и рационализируясь только выборочно (реалии своей общности), связывает высоко рационализированные формы сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию) с миром бессознательных структур, с неосознанными культурными кодами, определяя тем самым образ целостной жизни человека. Это свидетельствует о том, что менталитет и культура выступают как единый процесс социального развития. В то же время между ними имеют место и важные различия. Культура не сводится к национальному самосознанию, а последнее не растворяется в культуре. Частично совпадая с национальным самосознанием (своей духовной стороной), культура не тождественна ему. По своему содержанию культура богаче, а по объему шире чем национальное самосознание. В широком смысле слова она охватывает всю совокупность достижений физического и умственного труда, все многообразие материальных и духовных завоеваний человечества в процессе преобразования им объективной действительности. В культуру входят, и знания, и умения, и результаты преобразующей деятельности. Национальное самосознание же является мыслительным, отражательным процессом. Он представляет собой осознание общественного бытия, общественной жизни, осмысление богатства и содержание культуры. Поскольку национальное самосознание является отражением материальных и духовных факторов общественной жизни, то оно выражается в следующих формах: 1) в предметной - традициях, обычаях, в разнообразных видах материальной культуры (предметы домашнего обихода, утварь, одежда, украшения), в произведениях искусства и т.д. 2) в отражении определенных общественных отношений, закрепленных в сознании людей, мыслях, переживаниях (связанных с принадлежностью к определенной нации) какими является национальная гордость, национальный характер, патриотизм и т.д. 3) в отражении общечеловеческих ценностей таких как глобализация общественных процессов, гуманизм, социализация, интернационализм и т.д. Итак, под национальным менталитетом следует понимать обусловленную историческими традициями, обычаями и общественными отношениями, форму национального самосознания, которая соответствует определенному уровню материального производства и является показателем дееспособности и духовной развитости нации, совокупностью тех или иных достоинств, социальных и эмоциональных психологических качеств людей, направленных на преобразование действительности. Подводя итоги высказанных нами выше мыслей, следует подчеркнуть, что в менталитете кыргызского народа можно выделить определенные структуры и его компоненты. К ним относятся: духовная развитость, социальные качества, эмоционально-психологические наклонности. Показателем духовной развитости является культурный и образовательный уровень, а характеристиками социальных качеств выступают чувство национального достоинства, патриотизм, единство, толерантность, общинность, индивидуализм, эгоизм, героизм, трусость и др. Эмоционально-психологические особенности - рационализм, прагматизм, максимализм, педантизм, старательность, беспечность, расточительство и т.п. Вышеназванные структуры и его компоненты являются присущими менталитету .всех народов и наций, ибо они выступают как составные части и неразрывные элементы мирового общественного бытия и сознания. Но их проявление в жизни тех или иных народов, наций носит специфический характер, поскольку они формируются под влиянием различных условий: природных, географических, исторических, этнических, культурных, экономических, социальных. С этой точки зрения в менталитете кыргызов можно выделить такие непреходящие социальные качества как созерцательность, умозрительность, интуитивность, нерелигиозность, символичность, природовосприимчивость, т.е. экологичность, приверженность к локальным ценностям, внутренняя обусловленность родоплеменными отношениями, преемственность, т.е. духовное родство с предками, изначальная восприимчивость к переменам, т.е. кочевничество. Кроме них в менталитете кыргызов преобладают тенденции открытости, терпимости, толерантности, доброжелательного отношения к другим народам, гостеприимство, приверженность к сотрудничеству, общинность, оптимизм, героизм, любовь и сострадание к ближним, уважение к обычаям и традициям, беспечность, лень, зависть, негативное отношение к частной собственности, богатству, не уважение к законам, преклонение перед своими правителями. Вышеназванные непреходящие качества менталитета кыргызов стали основами особого типа культуры, нормативной системы (обычаи, традиции, моральные, религиозные, правовые нормы) и гражданских структур, которые отличали кыргызов от других народов. Кыргызы понимали, ощущали себя как сплоченный, обособленный, независимый, не слитый кем-то этнос, жизнедеятельность которого не связывалась с чужими структурами кроме родоплеменных отношений, а зависела от воли вождей родов и племен, которые представляли собой государство в миниатюре, своих обычаев, традиций и мироощущений. Исторически, географически, этнически и духовно Кыргызстан был связан со многими регионами мира, основой которых выступали общечеловеческие ценности. Но отличительной чертой кыргызского менталитета является то, что родовые, кровнородственные отношения воспитали у людей чувства коллективизма, уживчивости и непритязательности, взаимной помощи, общинности, которые проявлялись в совместной обработке земли, создании ирригационных сооружений, в строительстве жилищ, проведении похорон и праздников. Но в то же время родоплеменные деления и связанные с ними представления и обычаи способствовали сохранению косности, отсталости общественной жизни и семейно-бытового уклада кыргызского населения. Косность и отсталость родовых отношений кыргызов проявлялись в том, что жизнь измерялась только по мерке своего рода: успех своего рода вызывал эйфорию, а чужого - только глубокое огорчение и зависть. Родоплеменное деление кыргызов выступало основной причиной раздробленности этой нации в прошлом и раздора в настоящем. Дооктябрьский феодальный уклад, раздробленность и автономность хозяйственных связей не привели к единству всего кыргызского народа и образованию своей государственности, в результате этого они попадали с зависимость то от одного, то от другого государства. Связь с Россией, которая по социально-экономическому развитию стояла выше окружавших их государств, сдерживала их притязания на кыргызские земли. Советская власть даже в рамках тоталитарного режима, дала кыргызам определенную форму государственного устройства, сыграла известную положительную роль в экономическом и социальном развитии. В силу сложившихся в прошлом традиций кыргызы не отличаются особым рационализмом в жизни (как скажем американцы), педантичностью (как немцы), фанатической любовью к труду и старательностью (как японцы). Эти качества не рождаются сами по себе, а воспитываются из поколения в поколение. Это свидетельствует о том, что менталитет народа как традиционное сознание носит консервативный характер, но с изменением общественного строя изменяется и менталитет народа, его структура и компоненты. Одни компоненты «вынимаются», «выталкиваются» из общественного организма, другие приживаются к новым условиям, принимают новые черты. Так, например, в бывшем СССР был в большом почете коллективизм, общинность, которые выступали основным устоем советского общества. В то же время любые проявления личного интереса, индивидуализма строго осуждались, даже карались. Когда распался СССР и бывшие союзные республики начали строить демократическое общество с рыночной экономикой, наоборот, возник дефицит такого компонента менталитета как индивидуализм. Поскольку у кыргызов почти не культивировалась этика бережливости и индивидуализма, то общество вынуждено было пойти на сращивание европейского индивидуализма и чувства коллективизма, привитые в советское время. В результате этого в Кыргызской республике возникли предприятия коллективно-акционерного типа, которые ныне стали основой частного предпринимательства. Но незнание законов рыночной экономики, отсутствие контроля на акционированных предприятиях, повторение ошибок коммунистического режима по насильственной ломке отжившей социально-экономической структуры, избранный номенклатурно-аппаратный путь приватизации привели к возникновению спекулятивной и неокомпрадорской буржуазии, иногда именуемой как «паразитическая», которая способствует слиянию коррумпированной власти с эгоистической собственностью. Ярким примером этого может служить свержение власти двух экс-президентов Акаева А.А. и Бакиева К.С. с изгнанием их из страны. Поэтому главной задачей нынешнего этапа развития демократического общества в Кыргызстане является создание современных капиталистических отношений на базе двух форм собственности: частной и корпоративной. Цель данной задачи состоит в том, чтобы создать предпосылки социально-ориентированной рыночной экономики и возникновения среднего класса. Современную рыночную экономику можно рассматривать как социопримирительную систему. Она - не только частная собственность, а предполагает разнообразие форм собственности и хозяйствования, их равноправное существование. Когда речь идет о рыночной экономике, адекватной демократическому обществу, нужно говорить о двух моделях: англо-саксонской и азиатской. Первой модели присущ индивидуализм, второй - общинность, коммунитаризм. В первом случае активно проповедуется ограниченная роль государства, во втором - усиленная, где государство должно активно заниматься планированием, вести за собой частный сектор и все общество. В первой модели акцент делается на макро-, на втором - на микроэкономике. Современная модель рыночной экономики Кыргызстана отражает конвергенцию вышеназванных двух моделей.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.