ПРОБЛЕМА НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Кочеткова М.Н.,Сорокина К.А.

Тамбовский государственный технический университет


Номер: 7-2
Год: 2016
Страницы: 29-31
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

секта, международное право, ответственность, закон, sect, international law, responsibility, law

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются проблемы деятельности в мире и Российской Федерации нетрадиционных религиозных движений, деятельность которых признана незаконной..

Текст научной статьи

Проблема нетрадиционных религиозных движений в настоящее время стала одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем в обществе, как в духовном, так и в международном пространстве. Под нетрадиционными религиозными движениями мы понимаем религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Далее в докладе нетрадиционные религиозные движения будут обозначаться, как секты. Рассмотрим наиболее значительные документы, направленные как против расовой, национальной и религиозной дискриминации, так и против религиозного экстремизма. Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года), где говорится о равенстве прав людей независимо от их расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года), в котором подчеркивается, что всякое выступление, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию по признакам национальной, расовой или религиозной принадлежности, должно быть запрещено законом. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года), не допускающая дискриминации в пользовании правами и свободами на основании расы, цвета кожи, языка, религии, национального и социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года) предписывает государствам принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений. В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года) указано, что государства обязаны создавать защиту перечисленным меньшинствам, включая законодательные меры, обеспечив им возможность в полной мере эффективно осуществлять все права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом. Опыт применения законов, запрещающих возбуждение религиозной вражды и оскорбление религиозных чувств верующих в Канаде, Дании, Франции, Германии и Нидерландах почти однороден - везде эти законы ориентированы на необходимость защиты человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая как уголовную, так и гражданскую ответственность. Законодательства Канады, Франции, Дании и Нидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющим признаком которых является общность расы, национального или этнического происхождения. Законы Франции обеспечивают защиту лиц на основании их принадлежности или непринадлежности к определенной этнической, национальной, расовой или религиозной группе. Несмотря на правовое регулирование вопроса, проблема сект актуальна для мирового сообщества. В настоящее время наиболее опасными из них являются: «Ваххаби́ты», «Храм Народов», «Аум Синрике», «Неопятидесятники» (харизматики). Рассмотрим подробнее каждую из них. «Ваххабиты» как течение ислама восходит к Мухаммеду аль-Ваххабу, жившему в XVIII в., создателю того, что называют фундаментализмом. Аль-Ваххаб выступил за возврат к корням ислама, за очистку изначальной коранической традиции от позднейших наслоений. Вероучение Аль-Ваххаба сформировало отдельный толк ислама, который теперь доминирует в Саудовской Аравии. «Храм Народов»- Секта образована в Гайане и признана самой страшной в мире. Секту создал некий проповедник Джим Джонс - он добивался беспрекословного подчинения угрозами, избиениями и оскорблениями. Как вспоминали очевидцы, его проповеди походили скорее на политические митинги. Деятельность секты закончилась суицидом.членов.организации. «Аум Синрике»- Секта образована в Японии. Учение Аум Синрике, якобы основанное на текстах буддизма, по сути сочетает в себе извращенное понимание воззрений буддизма и йоги. Аум Синрике подготовила нескольких терактов в Японии, в том числе в токийском метро, в результате которого погибли 12 человек. Преступления "Аум Синрикио" вызвали шок во всем мире, однако японским властям не удалось объявить апокалиптическую секту вне закона. В настоящее время она сменила название на "Алеф" и наряду с отколовшейся от нее сектой "Круг света" продолжает существовать под гласным надзором спецслужб. По официальным данным, в рядах этих религиозных объединений состоят более 6 тыс человек. Некоторые из вышеперечисленных сект действуют в национальном пространстве РФ: «Неопятидесятники», «Ваххабиты», «Аум Синреке». 19 октября 2015 г. телеканал LifeNews сообщил о том, что сотрудники российских спецслужб выявили в Москве подпольную ячейку японской террористической организации «Аум синрикё», запрещённой на территории Российской Федерации. По данным следствия, вплоть до мая 2014 года представители секты организовывали занятия йогой, в ходе которых распространяли свое околорелигиозное учение. Участников занятий заставляли отказываться от еды и сна, а пожертвования собирали через интернет. Конечно, Государство не должно оказывать давление на индивида в вопросах свободы совести. В данном случае речь идет прежде всего об убеждениях и взглядах личного и религиозного характера, которые иногда еще называют взглядами, содержащимися "в глубине души". Однако отсутствие давления или влияния государства не означает, что в рамках общественных отношений возможно любое поведение, исходящее из каких-либо убеждений. В частности, исключается получение привилегий или отказ подчиниться законодательству, которое ясно и четко регламентирует жизнь государства и общества, на основании убеждений. Однако, понятие "свобода религии" с юридической точки зрения не раскрыто, хотя исходя, например, из практики Европейского Суда по правам человека можно сделать некоторые выводы относительно того, что же понимают под религией и свободой религии на современном этапе. Прежде всего понятие религии не должно рассматриваться в ограничительном смысле. Авторы постатейного комментария к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод верно отмечают, что "в компетенцию Европейского Суда не входит давать определение религии, да органы Конвенции и не преследовали этой цели, но представляется, что понятие религии не должно рассматриваться в узком смысле". Необходимо, чтобы религия была идентифицируемой и определялась не только желанием людей придать их убеждениям религиозный характер. В настоящее время, существуют тысячи больших и малых псевдорелигиозных деструктивных организаций, деятельность которых направлена на обогащение лидеров за счет мошенничества и манипуляции сознанием. Не исчезают и тер- рористические структуры, прикрывающиеся религиозными лозунгами. Противостояние де- структивным культам co стороны общества в ХХI в. также представляет известную проблему, осложняющуюся противодействием c их сто- роны различными технологиями и практикой деятельности: секретность, мощное финансовое обеспечение, скорость получения информации, мобильность, связи c криминальным миром, тоталитарность, иерархичность, жесткая субординация и дисциплина, профес- сиональные навыки в области манипуляции и контроля над сознанием. Также участников нетрадиционных религиозных движений настраивают на негативные эмоции против всего окружающего, что приводит к совершению преступлений против государства, общества, нередко самоубийствам. Авторы статьи считают, что для того чтобы человек не попал в секту, необходимо грамотно строить развитие образовательного процесса, отличием которого было бы учитывание стремления молодых людей к религиозным переживаниям, тяги к мистике и необъяснимому. Наши школы, высшие учебные заведения должны предоставлять подрастающему поколению ознакомление с традиционной религиозностью. Развивающийся в нашей стране человек должен знать, как развивалась наша страна, на каких религиозных представлениях строилась наша государственность и что значит «быть православным человеком».

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.