ДЕВЯТЬ СЫНОВЕЙ ДРАКОНА - ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Сомкина Н.А.

СПбГУ


Номер: 8-2
Год: 2016
Страницы: 213-218
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

китайская культура, девять сыновей дракона, народные верования, Chinese culture, long sheng jiu zi, nine offspring of the dragon, Chinese popular beliefs

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье рассмотрено происхождение, сферы распространения и культурно-прикладное значение такого явления как «девять сыновей дракона», в котором воплотились народные верования китайцев с древнейших времен.

Текст научной статьи

Девять сыновей дракона (лун шэн цзю цзы, полн.龍生九子, сокр. 龙生九子) - один из самых распространенных мотивов в китайской зооморфной символике. Входящие в этот состав существа стали неотъемлемой частью внешнего облика старого Китая, будь то архитектура или декоративно-прикладное искусство. Состав вариативен, равно как вариативно и само количество сыновей. Некоторые исследователи полагают, что число девять несет в себе не количественную, а символическую нагрузку: «девять» это троекратная тройка (янское благопожелательное число), к тому же она является самым большим числом из однозначных, поэтому имеет переносное значение - «много». Точное время возникновения данного явления неизвестно; каждый из сыновей дракона появился и развивался независимо от других, самому древнему из них более 5 тысяч лет, а самому молодому - около тысячи. Первые упоминания непосредственно о группе появляются в период Мин (1368-1644) в следующих трактатах: 1. Лу Жун (1436-1494) «Шуюань цза цзи» («Заметки из парка Шуюань» 菽園雜記) [1, 10a-10b] 2. Ли Дунъян (1447 - 1516) «Хуай лу тан цзи» («Собрание из зала у подножья горы»(懷麓堂集))[2,11b-12b] 3. Ян Шэнь (1488-1559) «Шэнъаньцзи» (升庵集 «Собрание Шэнъаня») [3, 1a-1b] 4. Ли Сюй (1506-1593) «Заметки старца Цзеань» («Цзеань лаожэнь маньби», 戒庵老人漫笔) 5. Сюй Инцю (?~1621) «Избранные беседы из зала Юйчжитан» (Юйчжитан таньхуэй, 玉芝堂談薈) Стоит отметить, что в трактате Лу Жуна перечислены «звери, изображенные на утвари», которые нигде не названы «сыновьями дракона» и представлены в количестве 14 штук. Сам Лу Жун отмечает: «Все они появляются в трактатах «Шань хай цзин» и «Бо у чжи». Вышеизложенное я встречал, будучи проездом в деревне, в доме поселянина видел его «Заметки о разном», где упоминались эти названия, записал их, чтобы после проверить. <…> Справился в «Шань хай цзине» и «Бо у чжи», ничего не нашел» [1, цз.2, с. 10b]. Несмотря на то, что в более поздний, «уставной» список из трактата Лу Жуна попали далеко не все, а значительная часть попавших была зачислена под другими именами (см. таблицу), именно его считают первопроходцем в вопросе о драконовом потомстве. Непосредственно о «девяти сыновьях дракона» первым упомянул Ли Дунъян в трактате «Собрание из зала у подножья горы». Ходит легенда, что однажды минский император Хунчжи (1470-1505) внезапно заинтересовался этим вопросом и обратился в государственную канцелярию с требованием, чтобы ему предоставили список имен и свойств девяти сыновей дракона, о которых ему часто доводилось слышать. Ли Дунъян не смог ответить на вопрос в одночасье, поэтому расспросил знакомых ученых мужей, собрал предания и на скорую руку составил список, вошедший впоследствии в вышеупомянутый трактат. Следом за ним свой список представил Ян Шэнь. Последующие авторы - Ли Сюй, Сюй Инцю и др. - ссылались на предшественников и своих кандидатов в сыновья дракона не выдвигали. Ниже представлена таблица редакций списка «девяти сыновей дракона»: Лу Жун Ли Дунъян Ян Шэнь 屭贔 биси 囚牛цюню 屭贔биси 螭吻 чивэнь 睚眦 яцзы 螭吻 чивэнь 徒牢 тулао (соотв. пулао) 嘲風чаофэн 蒲牢 пулао 憲章 сяньчжан (соотв. биань) 蒲牢 пулао 狴犴 биань 饕餮 таоте 狻猊 суаньни 饕餮 таоте 蟋蜴 сии (соотв. яцзы) 屭贔биси

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.