ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ Танаева А.Е.

Челябинский государственный педагогический университет


Номер: 9-1
Год: 2016
Страницы: 221-223
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

будущие балетмейстеры, хореографические умения, самоуправляемое обучение, партнерское взаимодействие, организационно-педагогические условия, future choreographers, choreographic skills, self-governed learning partnerships, organizational-pedagogical conditions

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрываются организационно-педагогические условия развития хореографических умений у будущих балетмейстеров: организация самоуправляемого обучения, использование ресурсов партнерского взаимодействия «вуз-работодатель», разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Мастерство исполнителя балета».

Текст научной статьи

Обострение проблемы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров в последние годы обусловлено, с одной стороны, изменением социокультурной роли хореографического искусства, выступающего основой профессионального личностного успеха будущего специалиста, осуществляющего свою деятельность в сфере танца, в связи с этим с назревшей потребностью перехода к качественно новому, инновационному развитию хореографического образования, с другой стороны, необходимостью сохранения баланса между традициями и инновациями, учитывающими специфику устоявшихся организационно-содержательных форм хореографического образования. Указанные противоречия требуют исследования организационно-педагогических условий развития хореографических умений у будущих балетмейстеров, под которыми понимаем совокупность необходимых и достаточных мер, обеспечивающих высокий уровень хореографических умений у будущих балетмейстеров. Одним из организационно-педагогических условий развития хореографических умений у будущих балетмейстеров, на наш взгляд, является организация самоуправляемого обучения. В научной литературе в последнее время достаточно подробно обсуждаются вопросы организации самоуправляемого обучения студентов (Е.Ю. Никитина, Г.И. Саранцев, Э.Г. Скибицкий, З.Р. Танаева, А.Г. Шабанов, С.Д. Шевченко и др.). Так, теория самоуправляемого обучения, развитая в работах Э.Г. Скибицкого и А.Г. Шабанова [3], иллюстрирует обучающегося, как объекта опосредованного воздействия педагога, при этом становясь одновременно подлинным субъектом учебной деятельности, в то же время регулируя собственную учебно-познавательную деятельность в рамках той модели, которая предлагается педагогом. Исходным моментом для самоуправляемого обучения являются выдвижение целей деятельности самими обучаемыми, способность обучаемого самостоятельно расширять и создавать новое знание, опора на индивидуальный поиск знаний самим обучаемым, сформированность познавательной самостоятельности и творчества [2, 56]. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство будущий балетмейстер должен обладать способностью к осознанию и эмоциональному принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции, способностью самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний. Особенности организации самоуправляемого обучения будущих балетмейстеров предполагает выполнение различного рода практических заданий, выдаваемых преподавателем. На групповых или лабораторных занятиях студенты объясняют личную методику исполнения упражнений, предполагающую авторскую оригинальную манеру исполнения движений, индивидуально-двигательную возможность тела. Такая форма организации занятий позволяет обеспечить преемственность, сокращается дистанция между преподавателем и обучаемым, тем самым осуществляется перевод их взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъектные». Таким образом, организация самоуправляемого обучения в качестве одного из педагогических условий развития у будущих балетмейстеров хореографических умений открывает существенные возможности в реализации и развитии субъектности обучаемых, при которой участники педагогического процесса вуза сознательно регулируют свою деятельность. Использование ресурсов партнерского взаимодействия «вуз-работодатель» является одним из основных организационно-педагогических условий развития хореографических умений у будущих балетмейстеров. Актуальность данного условия обусловлена возрастающими требованиями государства к качеству образовательного процесса в вузе. Взаимодействие вуза с работодателями становится важнейшим показателем качества деятельности вуза. Различные аспекты социального партнерства вуза и работодателей рассматриваются отечественными учеными. Так, Т.М. Давыденко и др. утверждают, что "эффективность взаимодействия вузов и работодателей значительно возрастает, если действует механизм перевода партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных процессов" [1, 144]. По мнению С.Н. Шашковой, механизм взаимодействия рынка труда и института профессионального образования включает в себя "методы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест; способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионально образования) к качеству профподготовки; способы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу"[4, С. 8]. Основными формами такого партнерства являются организация учебной (ознакомительная и производственная) и профессиональной (производственная и преддипломная) практик на базе организации-партнера, проведение совместных конференций, "круглых столов", встречи с представителями российских и зарубежных хореографических компаний, государственных и общественных организаций; проведение мастер-классов опытными хореографами и т.д. Одним словом, партнерское взаимодействие "вуз-работодатель" в сфере культуры и искусства предполагает поиск эффективных форм привлечения к участию в образовательном процессе организаций-партнеров, официально закрепленных в соответствующих документах - договорах о сотрудничестве. Одним из эффективных способов развития хореографических умений у будущих балетмейстеров является разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Мастерство исполнителя балета». Содержание спецкурса направлено на достижение конечного результата - достижение высокого уровня хореографических умений у будущих балетмейстеров, воспитание творческой личности, приобретение комплекса профессионально важных и социально-значимых знаний, умений и навыков, необходимых для создания хореографических композиций в соответствии с требованиями современности. В ходе изучения спецкурса рассматриваются основы композиции танца; законы, методы и способы построения хореографического произведения во взаимосвязи хореографии с музыкой и иными видами искусства; основы режиссуры, предусматривающие овладение способностями воплощения на сцене режиссерского замысла. В связи с этим спецкурс изучается на завершающем этапе обучения в учебном заведении на последнем курсе. Характерной особенностью структуры и содержания программы спецкурса «Мастерство исполнителя балета» является применение модульной технологии обучения. Тематическое содержание модулей представляет собой содержание и основные направления балетмейстерской деятельности будущего специалиста в части использования хореографических умений. При изучении спецкурса особое внимание обращается на практические занятия, обозначенные по ведущему активному методу обучения: показ и разбор этюдов, сочиненных студентами; просмотр и анализ видеоматериалов; постановка хореографии на сокурсниках, решение нестандартных ситуаций, упражнения по отработке различных танцевальных движений и т.д. Проведенная в исследуемом направлении опытно-поисковая работа показала высокую эффективность выявленных нами организационно-педагогических условий развития хореографических умений у будущих балетмейстеров.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.