ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАТЕКСТА Деминова М.А.

Алтайский государственный университет


Номер: 9-2
Год: 2016
Страницы: 5-7
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье представлен анализ основных категорий современного медиатекста на примере одного и того же журналистского материала, опубликованного в разных форматах.

Текст научной статьи

В данной статье представлен анализ основных категорий современного медиатекста на примере одного и того же журналистского материала, опубликованного в разных форматах. «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» [3] Вячеслава Козлова размещен на Интернет-сайте РБК - ведущей российской компании, работающей в сферах масс-медиа и информационных технологий. «Самый депрессивный год» [5] того же автора опубликован в ежедневной деловой Интернет-газете РБК, это электронная версия печатного издания. Проанализируем медиатексты с позиции основных категорий. В научных исследованиях последнего десятилетия представлены различные толкования современного медиатекста, в рамках определенных направлений исследования выделены основные категории медиатекста. Современные исследователи в качестве основных выделяют следующие его признаки: медийность, массовость, многомерность и многоплановость, особое языковое наполнение, динамический характер, социально-регулятивную природу (см, например, Добросклонская Т.Г., Засурский Я.Н., Рогозина И.В., Сметанина Н.И., Солганик Г.Я., Чичерина Н.В. и др). Медийность. Говоря о медийности медиатекста, следует отметить его определенную детерминированность каналом коммуникации. Медиатекст характеризуется особым набором медийных признаков, которые оказывают существенное влияние на лингвоформатные свойства текста. Возможности Интернет-сайта в передаче информации практически не ограниченны, это многоканальная передача, границы текста подвижны. Использованы вербальный, визуальный и аудио-визуальный компоненты текста. Интернет-газета все же демонстрирует возможности печатного издания. Использованы вербальный и визуальный компоненты. Массовость. Интернет-направление РБК было основано в 1995 году с создания портала деловых новостей www.rbc.ru. В настоящее время портал «РБК» занимает позицию лидера среди деловых ресурсов российского интернета. Аудитория в сентябре 2014 года составила 12,5 млн. пользователей. Газета «РБК» является лидером среди ежедневных деловых изданий в Москве: средняя аудитория одного номера составила 117 тыс. читателей, по данным исследования TNS, проведенного за период с марта по июль 2014 года. Информация в материале рассчитана на массовую аудиторию, вступающую в ретиальное, опосредованное, социально ориентированное общение. Например, «Индекс положения дел в России, с которым ознакомился РБК, основан на социологических исследованиях Левада-центра, посвященных массовым настроениям, оценкам и тенденциям 2015 года. Он будет презентован директором Левада-центра Львом Гудковым на открывающейся в четверг, 4 февраля, итоговой конференции социологической службы». Многомерность, многоплановость, гетерогенность. Два медиатекста демонстрируют разные возможности, обусловленные именно форматом издания. Материал Интернет сайта компании РБК «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» подает новостную информацию объемно, вербальный компонент подкреплен фото и видеорядом, проиллюстрирован инфографикой. Использованные способы подачи информации образуют одно структурное, смысловое и функциональное целое, обеспечивающее его комплексное, прагматическое воздействие на адресата. Материал Интернет-газеты «Самый депрессивный год» не содержит видеокомпонента, однако вербальный компонент имеет четкую графическую разбивку материала - в заглавие каждого раздела вынесена основная мысль, что облегчает восприятие текста. Мы, действительно, имеем дело с «полифоническим коммуникационным продуктом», в котором большой объем информации четко структурирован для облегчения восприятия и осмысления содержания. Языковое наполнение. Специфика языка медиатекстов определяется прежде всего тем, что они рассчитаны на массовую аудиторию. В вербальном выражении анализируемые медиатексты идентичны, информация адресуется широкому кругу лиц, она общественно значима и оперативна. Заголовки точны и полностью отражают тему материала: «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР», «Самый депрессивный год». Ключевые слова материала заключены в первых двух абзацах, учитывая особенности восприятия. Информация представлена легко осмысливаемыми фрагментами. Нет длинных предложений. Лексические и синтаксические средства организации медиатекста обусловлены техническими (необходимость «прокручивать» текст) и психологическими особенностями читателей (большая, по сравнению с печатными СМИ демократичность и раскованность, просмотровое чтение). Наблюдаемая усредненность языковой нормы подчеркнута общественно-политической лексикой в высказываниях: россияне, политическая система, социологические исследования, массовые настроения, последствия экономического кризиса, падение доходов, девальвация рубля, санкции, пик пораженческих настроений, обесценивание рубля, преобразования, перестройка, развал СССР, либеральные реформы, кризис, массовое сознание; специальной терминологией: конференция, социологическая служба, индекс положения дел в стране, уровень депрессивных настроений, социологический опрос, электоральные рейтинги; эмоционально-оценочными и экспрессивными высказываниями: агрессия, ожесточение, страх, обида, отчаяние, зависть, депрессия, астения, усталость, растерянность, одиночество, удовлетворенность, самоутверждение, надежду, уверенность и другие приятные и созидательные чувства, агрессивная антиукраинская кампания и др. Автор медиатекста проявлен исключительно в отборе материала, казалось бы, обезличенная форма подачи материала обладает воздействующей силой. В материале «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» автор практически не проявлен, отсутствуют элементы субъективного восприятия действительности, автор стремится к объективности, комментируя отчет Левада-центра. В газетном материале «Самый депрессивный год» автор новостного материала анализируя данные, предоставленные Левада-центром, в заголовках разделов, формулируя основную мысль раздела, дает оценку: усталость и одиночество, назад в СССР, Россия не Европа, кругом враги, - тем самым демонстрируя субъективное восприятие действительности. Новостному журналисту не свойственно явно выражать в тексте свое отношение к действующим лицам, а также творчески переосмысливать имеющиеся данные, придавая им определенную окраску. Это ограничение накладывается специально - эмоциональные новости почти всегда читаются хуже, чем бесстрастные, потому что на новостной сайт идут не за ценными эмоциями журналиста, а за информацией. С одной стороны, тексты сетевых медиа содержат признаки публицистических текстов печатных СМИ, а с другой, - тексты сетевых СМИ обладают специфическими лингвостилистическими чертами, связанными в основном с техническими особенностями функционирования сетевых СМИ и особенностями восприятия этих СМИ интернет-пользователями. Динамический характер. Динамический характер медиатекста связан с незаконченностью, процессуальностью и открытостью. Событие, о котором заявлено в материале, отчет только анонсируется директором Левада-центра Львом Гудковым. Материалы отчета будут представлены на итоговой конференции социологической службы. РБК заранее ознакомился с Индексом положения дел в России и информирует аудиторию до официального представления материалов социологического опроса. Это означает, что появятся и другие материалы, раскрывающие суть этого события и в общем информационном потоке, и, возможно, в материалах автора. Если, говорить об открытости в связи с интертекстуальностью, то она, безусловно, присутствует, поскольку автор ссылается на отчет Левада-центра, который, по сути, уже является вторичным текстом. В цепочке: опрос россиян - результаты (отчет) - медиатекст, медиатекст конструкт третьего порядка. Кроме того, интертекстуальность поддерживается включением чужой речи - приводится цитата директора Левада-центра Льва Гудкова: «Завистливые и закомплексованные образы мышления превалируют. Завидуют в первую очередь коррумпированным чиновникам, которые благодаря своей близости к власти смогли урвать жирный кусок. Отсюда же и ощущение проигравших. Но концентрация на прошлом - это не желание вернуться туда, а лишь форма критики власти». Его мнение становится последней точкой, видимо, автор солидарен с Гудковым. Графический материал, представленный в медиатекстах, также заимствован из отчета Левада-центра, несет всю смысловую нагрузку в материале. Основной текст, конечно, графический. Вербальный компонент и видеоряд обрамляют график. Комментируют факты. Социально-регулятивная природа медиатекста. Анализируемый материал, безусловно, имеет социально-регулятивную природу, представляя результаты социологического опроса, автор выносит выводы в заголовки «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР», «Самый депрессивный год». Факты, представленные в медиатексте в инфографике, способны повлиять на индивидуальную картину мира членов общества - поддержать, изменить, трансформировать в зависимости от установок самого реципиента, в зависимости от значимости информации для потребителя. В тексте также содержится комментарий специалиста, объясняющего положение вещей, и если установки эксперта совпадут с позицией реципиента, то существенных изменений в сознании не произойдет. Итак, выделенные категориальные признаки, универсальные для всех медиатекстов, имеют некоторую специфику, обусловленную способом передачи информации.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.