АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ «КОНЦА ИСТОРИИ» В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Хакова Г.С.

Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова


Номер: 1-3
Год: 2017
Страницы: 158-159
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

эсхатология, исторический процесс, актуальность, гносеология, аксиология, eschatology, the historical process, the relevance, epistemology, axiology

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается концепт «конец истории». Возникнув практически в самом начале философии, проблема завершенности исторического процесса «прошла» через всю историю философии до наших дней. В начале третьего тысячелетия, в силу ряда причин, парадигма ожидания «конца истории» вновь стала крайне актуальна.

Текст научной статьи

Необходимо отметить, что следует различать индивидуальную эсхатологию, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, то есть учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. Автора данной работы интересует как раз «всемирная эсхатология» и еще конкретнее, такая ее часть, как «учение о цели истории и ее конце». Проблему направленности исторического процесса можно отнести к «сквозным» для истории философии. Уже древнегреческие мыслители затрагивали эту тему в своем творчестве. При этом на каждом этапе развития человечества философы неизменно находят новые ответы на вопросы о направлении и цели истории, что дает основания отнести такого рода проблемы философии истории к числу «вечных» и подлинно философских. Истоки понимания истории, как некоего процесса, который когда-то зародился, потом проходит стадию развития, а затем неизбежно завершится, заложены в самом человеке, в антропоморфности его сознания. Экзистенциалисты впервые наиболее точно обозначили проблему «заброшенности» человека в мир. Согласно Ортеги-и-Гассету, окружающий нас мир иррационален и человеку страшно и неуютно в нем: «Человеческая жизнь именно в силу своей неотчуждаемости, по сути, есть одиночество, изначальное одиночество» [7, 262]. Апокалипсические представления об историческом процессе еще более усилила вторая мировая война. Экзистенциалисты, которые пережили это время (А. Камю, К. Ясперс) еще больше заговорили о нестабильности и хрупкости человеческого мира, а значит, и истории. «Конец истории» стал уже не просто какой-то отвлеченной метафизической проблемой, а реально вошел в сознание и жизнь целых поколений людей. В современной философии проблема «конца истории» по-прежнему крайне актуальна [1; 2; 3; 4; 5; 6; 10]. Несколько лет назад вышла книга американского философа Ф. Фукуямы, которая уже в своем названии несет эсхатологические мотивы - «Наше постчеловеческое будущее». В ней мыслитель пишет о том, что современному миру угрожают даже не войны, а нечто совсем другое - развитие биотехнологий. Поэтому сегодня настоящей опасностью является то, что с помощью биотехнологий, возможно изменить саму суть природы человека. И это может привести к «постчеловеческой» фазе истории» [9, 18]. А ведь именно устойчивая человеческая природа является источником преемственности человеческого вида, то есть, сутью истории всего человечества. Есть опасность в том, что, изменив биологическую природу человека, мы изменим вообще ход исторического процесса, и речь идет не просто о какой-то новой стадии «постиндустриального общества», а о некой «нечеловеческой истории». В работе Фукуямы отчетливо проявляются эсхатологические мотивы по отношению к будущему развитию истории человечества, так как бесконтрольное развитие современных биотехнологий может привести к «концу истории» в ее человеческом понимании и выражении. «Человеческая природа формирует и ограничивает все возможные виды политических режимов, и потому технология, достаточно могучая, чтобы изменить нас, может иметь потенциально зловещие последствия для либеральной демократии и самой природы политики» [9, 19]. Выход, по мнению Фукуямы в том, чтобы уже сегодня создавать всемирные организации по жесткому контролю за биотехнологиями. Несмотря на смысловую близость понятий «конец истории» и «конец света», необходимо все-таки отделять их друг от друга. При этом хоть и схожи, но отличаются и глубинные причины, вызывающие историческую эсхатологию и эсхатологию вселенскую, мировую. Если первая подпитывается страхами более или менее реальными, или, во всяком случае, рациональными, то вторая имеет более иррациональную природу. Эсхатология историческая, представления о «конце истории» опираются на реальные угрозы человеческому обществу и во многом являются рациональной попыткой охватить познанием ход исторического процесса, придав ему предназначение и смысл. Хотя в обществе всегда существует некий общий подсознательный или экзистенциальный страх, большая часть массовых страхов имеет специфический характер, обычно ясно указывая на источник опасности. К подобным страхам в современном мире можно отнести, в частности, технологические катастрофы, крупномасштабные теракты, ядерную войну. Существуют такие страхи, как боязнь различных международных кризисов, гражданских и межэтнических конфликтов; страх перед регионализацией и дезинтеграцией национального государства, глобализацией мира и утратой национальной идентичности, геноцидом, оккупацией страны иностранной властью; захватом власти некоторой агрессивной экстремистской группой. Люди также испытывают страх перед диктатурой и массовыми репрессиями; они опасаются все углубляющихся экономических кризисов, плохого урожая, природных бедствий, вспышек эпидемий. Не исключены также страхи перед катастрофами глобального характера, такими как массовое вымирание человечества в результате, например, столкновения Земли с массивным космическим телом. Но не только реальный страх катализирует сегодня идею «конца истории». Данный концепт выполняет важную гносеологическую и аксиологическую роль в системе мировоззрения человека, определяя значимость истории и человеческой жизни, являясь важным социально-философским способом постижения реальности. Идея конечности позволяет человеку выйти за свои пределы. «Предел исторических возможностей таится в глубине человеческого бытия. Полное завершение никогда не будет достигнуто в мире человека, потому что человек является тем существом, которое всегда стремится выйти за свои пределы, и не только не бывает, но и не может быть завершен. Человечество, которое пожелало бы остаться только самим собой, утратило бы в этой замкнутости в себе свою человеческую сущность» [10, 225].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.