СПОСОБЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В ПОНЯТИЕ «ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ» И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В АНАЛИЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ Ростецкая А.М.С.

Астраханский государственный университет


Номер: 1-3
Год: 2017
Страницы: 170-172
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

виртуальный музей, музейный текст, мультимедийные средства, концепция дизайна, virtual museum, museum text, multimedia, design concept

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье рассматриваются определения понятия «виртуальный музей», предпринимается попытка разграничения значений данного термина, производится анализ виртуальных музеев (современной истории России и архива фотографий Дмитрия Бальтерманца).

Текст научной статьи

Понятие «виртуальный музей» вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Прошло двадцать лет, и сегодня в сети Интернет можно найти тысячи электронных музеев с таким названием, в том числе российских. Среди них мы находим представительства реально существующих музеев и модели музеев несуществующих, хотя ресурсы первого типа преобладают. Дискуссии по поводу определения понятия «виртуальный музей» ведутся постоянно, но до сих пор в данном вопросе нет единого мнения. На наш взгляд, сегодня проблема становится вновь актуальной, так как возрос и стремительно продолжает возрастать интерес к музейной проблематике, что связано, в первую очередь, с развитием культурологического туризма. Исследуются особенности функционирования виртуального музея в современной информационной среде, в первую очередь, с целью повышения его эффективности. Прежде всего, дадим определение понятия «виртуального музея», опираясь на труды экспертов в области музеологии: Лебедев А.В., Лагутин А.Б., Наседкин К.А., Селиванов Н.Л. и др. [3] В наиболее общем виде формулировка будет следующей: виртуальные музеи - это сайты, разработанные по законам музейного проектирования, которое предполагает особую технологию создания экспозиции (наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции, или концепции дизайна, и связующего их экспозиционного сценария). Главное условие, что результатом становится музейный текст - разговор на особом музейном языке [3, 73-74; 2, 72-75]. Однако, на наш взгляд, возникает другая проблема: согласно определению, в понятие виртуального музея входят как представительства реально существующих музеев, так и те, что организационно (то есть физически) не существуют. Виртуальными музеями также называют реально существующие музеи, в которых размещены, помимо экспонатов, виртуальные объекты. В конце 90-х А.В. Лебедев писал о подобной проблеме, но на тот период актуальным было разграничить понятия «виртуальный музей» и электронный каталог, поскольку простой набор фотографий с комментариями нередко уже называли виртуальным музеем [6]. На данном этапе мы считаем необходимым попытаться разграничить три разных значения, которые входят в понятие виртуального музея: можно говорить о «представительстве в сети» (реально существующего музея), о «музее с виртуальными объектами» (о материальном музее, в котором размещены виртуальные объекты) и о «музее ирреальном» (существующем только в компьютерном мире), точно указывая в названии на тип ресурса. Что касается технической стороны, то стоит отдельно указывать на присутствие трехмерной панорамы. Пока во всех случаях используется слово «виртуальный», что создает помехи при коммуникации, и не ясно, о каком именно музее (и в организационном, и в техническом плане) идет речь. Под описание виртуального музея подходят и Виртуальный музей современной истории России, который является представительством в сети Интернет Государственного центрального музея современной истории России, и архив фотографий Дмитрия Бальтерманца, созданный дочерью выдающегося советского фотокорреспондента. Сайт-представительство Музея современной истории состоит из трех больших комплексов: основного - одноименного, «Подпольная типография 1905-1906 гг.», «Открытое хранение фондов» - каждый из которых имеет разделы, например, «Спецпроект к 70-летию Победы» и другие [5]. Второй ресурс посвящен полностью фотографиям одной личности - Дмитрия Бальтерманца. Структурирован следующим образом: разделы «Биография», «Наследие» и «Творчество» (последнее состоит из подразделов «Война», «Политика» и др.) [4]. Дизайн разработан в соответствии с тематикой музеев. Экспозиционный сценарий, то есть порядок ознакомления с материалами, связывает между собой научную концепцию и дизайн, как это и отражено в определении понятия «виртуальный музей». Для ресурсов характерно использование мультимедийных средств, то есть наличие информации в различных форматах: видео, аудио, изображения, инфографика. Но самое главное, что результатом в обоих случаях является музейный текст, который вызывает у посеﺍтитеﺍля (в нашем случае - пользователя) чувство сопричастности к описываемым событиям и доказывает, что ключевую роль в усвоении сведений играет коммуникация. Важно учитывать тот факт, что представителей молодого поколения среﺍди виртуальных посеﺍтитеﺍлеﺍй музеﺍйных сайтов сущеﺍствеﺍнно вышеﺍ, чеﺍм среﺍди реﺍальных посеﺍтитеﺍлеﺍй музеﺍеﺍв, слеﺍдоватеﺍльно, правило «просвеﺍщай, играя» становится еﺍщеﺍ болеﺍеﺍ актуальным [3, 74-83]. Материалы Виртуального музея современной истории России представлены в формате лонгрида, в котором изображение и аудиофайлы сочетаются с краткими, но емкими комментариями, вызывающими интерес читателя (пользователя): «23-го августа Сталинград был подвергнут самой длительной бомбардировке, в ходе которой погибло 90 тысяч человек, а сам город превратился в сплошные руины - в нем не осталось ни одного целого дома». В архиве фотографий Д. Бальтерманца текст также подготовлен в публицистическом стиле и аналогичен рассказу экскурсовода в музее: «В этом же году газета Известия, с которой Бальтерманц продолжал сотрудничать, предложила ему поехать в командировку, чтобы сделать фоторепортаж о присоединении к СССР Западной Украины. В случае успеха, он получал шанс стать штатным фотокорреспондентом газеты. Таким образом, выбор дальнейшего жизненного пути был сделан. Несмотря на то, что архив не сохранил материалов этой командировки, пути одного из самых известных советских фотографов был дан старт». Отличительной чертой музейных текстов является структурно-композиционная простота, необходимая для того, чтобы пользователь мог быстро усвоить информацию [1, 81-83]. С этой же целью историческая значимость событий представлена в цифрах, а некоторые сведения структурированы в виде списков, например «10 раритетных предметов из коллекции музея, посвященных Великой Отечественной войне». Таким образом, проанализировав представительство Государственного центрального музея современной истории России и архив фотографий Д. Бальтерманца, приходим к выводу, что оба ресурса могут считаться виртуальными музеями: хотя на первом ресурсе представлен виртуальный тур, или трехмерная панорама, а на втором - нет, но каждый из них обладает научной концепцией, концепцией дизайна и связующими их экспозиционными сценариями, результатом является музейный текст.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.