СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССА - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Донцов Д.А.,Поляков Е.А.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Номер: 1-4
Год: 2017
Страницы: 95-101
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

общество, личность, социализация, механизмы социализации, society, personality, socialization, socialization mechanisms

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье системно исследуются виды, типы, формы, факторы и социально-психологические механизмы социализации личности как комплексного феномена общественной практики и результата развития человека в обществе.

Текст научной статьи

Вначале рассмотрим тезаурус (определения научных терминов) в подвергаемой комплексному и системному анализу в данной статье области. Когда мы говорим «социальное», то подразумеваем нечто относящееся к обществу, возникшее и формирующееся под влиянием происходящих в обществе процессов. Понятие «социум» трактуется как понятие «общество». Понятие «социальная действительность» практически идентично понятию «социальная среда». [1, 2, 3, 4, 5, 16, 20, 21, 23, 26, 33] «Социализация» понимается как явление и как процесс. Социализация определяется как процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация подвергается анализу как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом. Имеется ввиду нецеленаправленное («стихийное», «несфокусированное») и/или целенаправленное (в качестве социального воспитания в институтах социализации) воздействие (влияние) общества на личность. Таким образом, имеет место стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация анализируется как процесс самоизменения личности. Социализация выделяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. [1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 16, 18, 19, 20, 21, 23, 26, 33] Имеется понимание социализации в качестве «социального научения» в необихевиоризме. Имеет место характеристика социализации человека как результата его социального взаимодействия с другими людьми в символическом интеракционизме. Выделяется определение социализации в качестве самоактуализации человеческого «Я» в гуманистической психологии (Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс и др.). [1, 5, 20] В отечественной педагогике, психологии и социологии социализация выделяется именно как социально-педагогическое явление. Наряду с этим, социализация выделяется также как общественно-культурное явление. В данном контексте имеет место процесс социализации личности, определяются возрастные этапы социализации личности, выявляется взаимосвязь возраста и социального развития личности. Во всём рассматриваемом содержании выделяется понятие социального института. Социальным (общественным) институтом, «в широком смысле», являются, например, система народного образования, система здравоохранения, система социальной защиты населения, система вооружённых сил РФ, система МВД РФ, пенитенциарная система и другие макросоциальные системы общественных (социальных) отношений. [4, 8, 9, 10, 11, 18, 20, 21] Выделяются социальные страты (классы, слои, прослойки), - по Владимиру Александровичу Ядову. Имеют место социальная интеграция и дезинтеграция в обществе, - относительно каждой личности. Имеются просоциальная, социальная, асоциальная, антисоциальная позиции и направленности личности и/или группы лиц в социуме (по отношению к социуму). В этой связи на современном этапе развития науки понимается социальное развитие личности взрослого человека. [22, 26, 27, 28, 30, 31, 33] Наряду с выделенным выше, в анализируемой содержательной сфере рассматривается понятие социальной установки (аттитюда). Выделяется научная теория установки Дмитрия Николаевича Узнадзе. Согласно этому подходу, установка - это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Исходя из этого, мы можем определить установку социальную (аттитюд) как психологическую готовность и деятельностную (поведенческую) предрасположенность личности к вполне определённому эмоциональному реагированию и когнитивному восприятию, возникающую при антиципации (предвосхищении) им проявления (какой-либо степени выраженности) какого-либо хорошо знакомого человеку социального объекта. [1, 2, 4, 26, 33] Имеет место социально-педагогический подход Анатолия Викторовича Мудрика, в котором рассматриваются нижеследующие аспекты. Воспитательные силы общества - это воздействие на членов общества через социальные институты общества, в особенности - через всю систему народного образования. В этой связи выделяется понятие «социальное воспитание». В данном содержательном поле понимаются такие социальные явления, процессы и феномены как: принципы социального воспитания; ценности социального воспитания; объекты и субъекты социального воспитания; индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания; взаимодействие субъектов социального воспитания. Человек в связи с этим определяется как объект и как субъект («агент») социального воспитания (социализации). [20, 21, 22] В данной содержательной области также выделяются такие понятия и формы деятельности как: институт воспитания; жизнедеятельность институтов воспитания; система социального воспитания; методика социального воспитания; методика организации взаимодействия институтов воспитания; методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой; методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания. Об этих параметрах повествует подход А.В. Мудрика. В названном и проанализированном социально-педагогическом и социально-психологическом контексте целостно рассматривается и определяется явление «социализация». [20, 21, 22] При этом выделяются социально-психологические, политико-экономические и территориально-географические факторы, влияющие на процесс социализации личности. Имеется концепция А.В. Мудрика об основополагающих факторах, определяющих собою процесс и результат социализации личности. Здесь выявляется следующее смысловое содержание в рамках типологии данных факторов социализации. Микрофакторы социализации: семья и домашний очаг; соседство и микросоциум; группы сверстников и субкультура; институты воспитания, другие организации (общественные, государственные, частные, религиозные организации). Мезофакторы социализации: СМК (СМИ); тип поселения: деревня, село, посёлок городского типа, малый город, средний город, крупный (большой) город, «город-миллионник», мегаполис; регион (региональные условия). Макрофакторы социализации: страна; этнос; общество; государство. Мегафакторы социализации: космос; планета; мир. [20, 21, 22] В этой связи А.В. Мудриком выделяются объективные («заданные») условия социализации. В этом контексте человек также может пониматься и как жертва неблагоприятных условий социализации. В связи с этим даётся характеристика виктимного (от лат. victima - жертва) социального поведения личности; выделяются объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. [20, 21, 22] Наряду со сказанным выше, в рассматриваемом подходе А.В. Мудрика определяются средства и агенты социализации, а также профессиональная специфика агентов социализации (воспитатели, педагоги, полицейские, политики и т.д.). При этом поименованным здесь, выше, отечественным учёным, с позиций социальной педагогики выделяются разные общественные способы социализации личности: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный и рассматриваются разнообразные подходы к проблеме социализированности человека и включённости человека в общественные связи. [20, 21, 22] В проанализированных смыслах отечественными классическими авторами, педагогами и психологами выделяются понятия социализации, десоциализации и ресоциализации. Поясним то, что «ре» - смысловая «приставка», в научных психологических терминах обозначающая одну из двух следующих идей (предпосылок, смыслов, значений): 1) возобновление, восстановление или повторение чего-либо, например, действия, мысли, переживания; 2) противоположное направление или противодействие чему-либо, кому-либо, например, - «реакция» (ответная), «реабилитация» (восстановление, - противодействие дезадаптации), «ресоциализация» («повторная» социализация). [1, 2, 4, 6, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 30, 33] В настоящем содержательном контексте отечественными учёными-психологами выявляются механизмы (социальные и психические формы) социализации личности. Это: интериоризация/экстериоризация по Льву Семёновичу Выготскому, внешняя/внутренняя мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинштейну, идентификация/отчуждение по Валерии Сергеевне Мухиной. Также ряд авторов, например, Александр Иванович Донцов в трактате «Феномен зависти: Homo invidens?», - выделяют в этом широком социально-психологическом поле такие механизмы социализации как адаптация/дезадаптация, реадаптация, конформизм/нонконформизм и пр. [1, 2, 4, 6, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 30, 33] Итак, по Л.С. Выготскому, базовые социально-психологические механизмы социализации: интериоризация и экстериоризация. [3, 6, 7, 21, 23] Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - буквально: переход извне внутрь. Интериоризация понимается в качестве усвоения, «присвоения» субъектом своего социального опыта взаимодействия с обществом (с большими и малыми социальными группами). Интериоризация понимается как некая объективация человека в социальной среде. Интериоризация понимается как психологическое научное понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и через овладение внешними знаковыми средствами. Результат процесса интериоризации: формирование социального опыта личности и «построение» её психических процессов, происходящее на основе взаимодействия с другими людьми (например, формирование внутренней речи на основе внешней речи). Интериоризация определятся в смысле любого усвоения и присвоения какой-либо информации, каких-то знаний, социальных ролей, ценностных предпочтений и т.п. Теория Л.С. Выготского: формирование внутренних средств общения (например, внутренней речи) «овеществляющееся» в рамках совместных видов деятельности людей и коммуникации между ними. Отнесение Л.С. Выготским понятия «интериоризация» (синонимы Л.С. Выготского: «вращивание», «овнутривание») к формированию т.н. системного строения сознания, понятийно в науке противопоставляемого т.н. смысловому строению сознания. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 15, 19, 20, 23] Экстериоризация (от лат. eхterior - внешний, наружный) понимается как «вынесение вовне» результатов умственных и эмоциональных психических действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в идеальном и/или материальном продукте, являющимся результатом психической и внешней деятельности субъекта. Например, реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной, сделанной графически или предметно; воспроизведение художником в виде рисунка, в виде картины тех образов, которые создаются первоначально т.н. внутренним взором, т.е. - в интраплане, во внутреннем плане действия, - по Петру Яковлевичу Гальперину. «Осуществление» экстериоризации проявляется в процессе творчества. Экстериоризация понимается в качестве этапа, завершающего творческий процесс. Экстериоризация и творческое мышление взаимосвязаны (концепция Якова Александровича Пономарёва). [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 33, 34, 35] Имеется научное утверждение того, что при решении любой научной или учебной задачи, при деятельности по разрешению фактически любой практической задачи, можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего (интериоризации и экстериоризации), - по С.Л. Рубинштейну. Имеют место «продукты» (результаты) экстериоризации. Есть научное обоснование того, что результаты умственных действий, совершаемых человеком в процессе решения задачи в уме, записываются, словесно выражаются или изображаются им в виде графических схем, цифр, а также реализуются им в тех или иных вербальных и практических действиях, - согласно подходу С.Л. Рубинштейна. [3, 6, 7, 14, 17, 23, 27, 31] Также в системно-деятельностном отечественном научном психологическом подходе есть научное подчёркивание того, что как направление умственной, эмоциональной, волевой и мотивационной психической деятельности, экстериоризация противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме (научный пример, уже приведённый нами выше, - концепция П.Я. Гальперина). Имеется научное раскрытие того, что в ходе психического развития ребёнка и взрослого формируются и совершенствуются оба данных процесса. [2, 3, 6, 7, 11, 13, 15] Итак, экстериоризация понимается в качестве некоей субъективации человеком социального опыта, приобретённого им в процессе жизнедеятельности и, при этом, как определённый возврат этого социального опыта в социум в переделанном человеком внутренне, внутриличностно трансформированном и творчески переработанном виде. Имеет место научное рассуждение о том, что именно так, за счёт этого процесса и происходит социально-культурное развитие общества и человечества. [3, 27] Как мы указывали выше, в отечественной науке есть теоретико-эмпирическое социально-психологическое выявление Валерией Сергеевной Мухиной, на основе механизмов интериоризации и экстериоризации, следующих социализационных механизмов: «идентификация» и «отчуждение». Идентификация понимается в качестве социально-психологического соотнесения субъектом себя самого с другими людьми, с какой-либо социальной и/или профессиональной, культурной группой. Отчуждение понимается в качестве социально-психологического обособления субъекта от социума и/или от какой-либо социальной (профессиональной, культурной) группы. В этой связи осуществляется раскрытие того, что такие механизмы социализации человека как идентификация и отчуждение очень важны для общественного становления (социализации) каждой личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Да и в молодости и взрослости этот феномен амбивалентного группирования (идентификации/отчуждения) социально весьма значим для каждой личности. [6, 7, 8, 9, 10, 19, 21, 25, 26, 27, 29, 30, 33, 34, 35] В обозначенном контексте отечественными учёными-психологами рассматриваются основополагающие параметры личностного развития как специфического свойства внешней среды развития личности, т.е. как качества общества, социума. В этой связи выявляется научное понятие социальной ситуации развития личности как социальная характеристика личности, введённая в психологический тезаурус отечественным учёным Л.С. Выготским. На основе позиции классика мировой психологии Л.С. Выготского, на современном этапе развития научного знания социальная ситуация развития личности понимается как явление, относящееся и к детям и ко взрослым. Социальная ситуация развития личности проявляется в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребёнка и взрослого. Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выготскому, определяется как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности. Первое: объективное место ребёнка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к ребёнку и взрослому обществом. Второе: особенности понимания (осознания) ребёнком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми. «Социальная ситуация развития ставит перед любым субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте», - писал Лев Семёнович Выготский в книге «Психология развития человека». [3, 6, 7, 14] В связи с этим концептуальным постулатом Л.С. Выготского, и на методологической основе данного подхода (культурно-историческая концепция формирования высших психических функций человека) в психологической науке производится обоснование того, что психическое развитие человека детерминировано влиянием на него двух основных групп факторов, - факторов среды и факторов наследственности. В этой связи выделяются совместная деятельность и общение в качестве предопределяющих развития человека сил, - согласно Сергею Леонидовичу Рубинштейну, Алексею Николаевичу Леонтьеву, Даниилу Борисовичу Эльконину, Артуру Владимировичу Петровскому, Галине Михайловне Андреевой, Александру Григорьевичу Асмолову, Артуру Александровичу Реану, Александру Ивановичу Донцову, Юрию Петровичу Зинченко и целому ряду отечественных учёных-психологов. [1, 2, 3, 5, 14, 18, 23, 30, 31] Социальный вид системной организации по Б.Н. Рыжову [32] Здесь, далее, мы рассмотрим социальные системные аспекты в контексте системной психологической теории. [32] Социальный вид системной организации, имея общий для развивающихся систем тип системодинамики, может быть разделен на следующие иерархические уровни по аналогии с биологическими системами: - на микроуровне, элементарной социальной системой является любая информация об окружающем мире, понятие о предмете, отчужденное от самого предмета, вне зависимости от того, является ли носителем этой информации биологический индивид (человек), группа людей или же знак, иероглиф, искусственно созданный материальный объект; [32] - центральным уровнем социальной системы является человеческая личность - активная информационная структура, обладающая возможностью как воспроизведения новых элементарных информационных структур и их композиций, так и репродукции собственной структуры - воспроизведения себя в материальных предметах или структуре другой личности. При этом межличностное взаимодействие может быть как непосредственным, в результате общения, так и опосредованным с помощью других людей, книг и иных носителей информации; [32] - наконец, социальная система макроуровня - культура или цивилизация - является генеральной совокупностью всей находящейся во взаимодействии социальной информации как элементарного, так и личностного уровня организации. Иначе, это совокупное знание социума о мире и самом себе. [32] В настоящее время понятие социальной системы почти неразрывно связано с понятием человеческого сообщества, в сущности, нам известны лишь «биосоциальные» системы. Однако нельзя исключить того, что функции субъекта социальных отношений смогут осуществляться и за пределами биологического мира, например, компьютерными устройствами. В таком случае возникнет технический социум. [32] В литературе обсуждаются нередко самые невероятные перипетии существования такого социума. Сходятся все авторы этих фантастических произведений лишь в одном - если такой социум и будет создан, он будет глубоко враждебен человеческой цивилизации и будет стремиться ее уничтожить. [32] Существует и другая точка зрения, согласно которой технический социум явится закономерной ступенью эволюции информационных систем в ряду: растительный мир - животный мир - биосоциальный мир - технический социум. Ступенью, не отрицающей все предшествующие поколения информационных систем и выполняющей, с наиболее общих системных позиций, ту же роль что и они. С этой точке зрения, технический социум, созданный человеческой цивилизацией, с неизбежностью воспроизведет все её прогрессивные черты, перешагнув в то же время, за многие физические ограничения, вытекающие из биологической природы породившей его цивилизации. [32] Параметры социальных связей в системе по Б.Н. Рыжову [32] Вместе со всем известным в мировой и отечественной психологической науке содержанием системного или системно-деятельностного подхода, для психологии важна общая способность к установлению существенных связей в регулируемых системах. Эта способность предстаёт как один из важнейших показателей и наиболее заметных характеристик человеческого ума. При этом, немаловажным является обстоятельство, насколько велика исходная система, в которой устанавливается новая связь. Значимость или ценность одинакового изменения энтропии будет тем выше, чем больше по объёму исходная система. Например, ценность одного и того же меткого замечания, высказанного однажды в дружеской среде частным лицом, а в другой раз, высказанного уже публично государственным деятелем в ситуации политического кризиса, может быть совершенно различна. Для подтверждения этого факта стоит напомнить известную метафору, использованную британским экс-премьер-министром Уинстоном Черчиллем в знаменитой фултоновской речи вскоре после завершения второй мировой войны. [32] В то историческое время мир оказался разделён на два блока. Во главе одного из них стоял Советский Союз, а второго - Соединённые Штаты Америки. [32] Вчерашние союзники в общей борьбе против нацизма встали перед лицом забытых на время войны идеологических противоречий, усиленных обоюдными претензиями на мировое господство. В то же время в сознании народов не было чёткого представления о новой ситуации, которая сложилась в мире после победы над общим врагом. И русские и американцы, хотя и принадлежали к разным политическим системам, все же видели друг в друге братьев по оружию. Это благодушие, считал Черчилль, может дорого обойтись западным странам. Необходимо создать понятный каждому и устрашающий образ врага, не прибегая вместе с тем к большому объёму новой информации - ведь обыденное сознание хорошо воспринимает только знакомые факты. Черчилль превосходно справился с поставленной задачей. Он нарисовал в сознании своих слушателей хорошо знакомый им образ железного занавеса, которым с наступлением ночи закрывают витрины магазинов. Но в его речи занавес опустился между двумя мирами. Привычный и вполне мирный образ неожиданно приобрел зловещий символ ночи, опустившейся над половиной Европы. А в слове «железный» обывателю уже слышался металлический лязг гусениц надвигающихся на «беззащитный» Запад советских танковых армий. Простой, но, без сомнения, эффектный образ приобрел для западного мира роль существенной связи между двумя частями мировой системы. Выражение это (известнейшее выражение, даже - словосочетание, - «железный занавес») было растиражировано другими политиками и журналистами, и вскоре стало пугающим синонимом социалистического лагеря. На многие десятилетия борьба с «железным занавесом» стала знаменем в руках противников советского блока. [32] К сожалению, мы видим на современном этапе, что история повторяется на следующем витке спирали: более сложном и закрученном, включая информационную войну и связанные с нею социальные феномены.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.