ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИЦЫ АНАСТАСИИ КРЫЛОВОЙ Княжицкая Т.В.


Номер: 10-2
Год: 2017
Страницы: 56-58
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

художник, творчество, живопись, акварель, портрет, artist, art, painting, watercolor, portrait

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется творчество Анастасии Крыловой, охарактеризован ее путь в искусство, а также основные жанры, стили, техники, в которых работает художница, исследованы особенности творческого метода и стилистические особенности ряда работ.

Текст научной статьи

Путь Анастасии Крыловой в искусство традиционен для многих одаренных людей, и уникален неповторимостью человеческой судьбы. Творческие способности Анастасии проявились рано. Ее первые художественные опыты существовали в форме игры, но уже тогда состоялась первая в ее жизни выставка рисунков. После школы было пять лет обучения в Новоалтайском Государственном Художественном Училище у А.А. Дрелева и П.Д. Сырова, затем - в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Учиться было интересно, часто - трудно. Анастасия училась на отделении живописи, после третьего курса получила специализацию в мастерской портрета у Д.А. Слепушкина. После окончания ВУЗа начала преподавать в Академии акварели и изящных искусств С.Н. Андрияки. К этому моменту художница работала преимущественно в технике масляной живописи. Акварель была для нее своего рода «романтической» и загадочной техникой: плавные переходы цвета, переливчатость и эфемерность материала манили, требовали профессионального освоения. Желание углубить знания и усовершенствовать навыки в этой сфере были одним из обстоятельств при выборе места работы. В Академии С.Н. Андрияки Анастасия преподает академический рисунок, живопись, основы композиции. Одновременно сама работает в технике многослойной акварельной живописи, ежедневно постигая на практике традиции русской школы акварельной живописи XIX века, того времени, на который пришелся расцвет этой техники в России. Многие знаменитые художники прошлого, которых зрители хорошо знают по работам маслом, успешно и виртуозно работали в технике многослойной акварели. Это Александр Иванов и Михаил Врубель, Александр Бенуа и Константин Сомов, Валентин Серов и Илья Репин и многие другие. Их достижения еще не вполне изучены и освоены современными мастерами акварели, и художникам нашего времени еще предстоит сказать свое слово в этой традиции акварельной живописи. Анастасия уверена в ценности достижений русских художников-акварелистов прошлого, и увлеченно практикуется в многослойной акварельной живописи. Творчество - жизнь Анастасии в прямом и в переносном смысле. Работе с учениками посвящены дни, заказы и собственные творческие задачи занимают вечера. Сама Анастасия не разделяет свою деятельность на педагогику и живописную практику, считает, что эти сферы приложения сил дополняют друг друга, и преподавание дает ей, как художнику, новые идеи и импульс для собственного творчества. Как у профессионала своего дела у нее нет предпочтений в выборе материалов для работы: она уверенно владеет маслом, акрилом, пастелью, акварелью. И в выборе материалов руководствуется творческой, а не технической задачей. Есть в биографии художницы тема, которая «держит» ее уже несколько лет. Это - портреты актеров. Неожиданная идея привела Анастасию к блестящим результатам. Замысел написать портрет известного человека впервые возник у нее в год окончания Академии И. Глазунова. В качестве дипломной работы хотелось написать особенный портрет, портрет человека творческого, с интересной судьбой, человека, которого бы знали и уважали в обществе. Придя на спектакль, в котором играла Нина Усатова, Анастасия познакомилась с актрисой и впоследствии написала ее портрет. Он стал первым в небольшой пока серии портретов актеров театра и кино. Затем во время работы на пленэре произошла случайная, а может, тактично устроенная судьбой, встреча с актерами Владимиром Валентиновичем Меньшовым и Верой Валентиновной Алентовой. Так появились еще два великолепных портрета. Затем - портрет Александра Васильевича Панкратова-Черного. Эту серию работ нельзя назвать парадной. Актеры показаны в привычной им среде: в рабочем кабинете, в гримерной, возле загородного дома, без официальных поз и торжественных улыбок, в окружении любимых вещей и примет профессии. Умные и обаятельные, ироничные и грустные, улыбающиеся и серьезные - все они показаны в тот момент, когда не играют роль, не работают на публику, а находятся в состоянии спокойного созерцания, являя миру свою настоящую личность. Портреты-характеры, портреты-биографии, это - лица с загадками, которые хочется разглядывать и разгадывать, которые привлекают внутренним благородством, духовной жизнью и живым блеском интеллекта в глазах. Портретное творчество Анастасии Крыловой построено на двух началах, свойственных вообще русскому реалистическому искусству - эстетическом и этическом. В отличие от многих художников-современников, бездумно играющих формой и цветом, Анастасия создают многоплановые, сложные по смыслу портреты. Нет в них простоты и понятной с первого взгляда идеи, есть - богатство смыслов и неподдельное чувство - чувство любви к людям и окружающему миру, и это так трогательно и обворожительно, что заставляет возвращаться к ее картинам снова и снова. Искусство портрета привлекает Анастасию, по ее собственному признанию, она готова писать портреты хоть каждый день. Пишет всегда с натуры, а это сегодня, в эпоху всеобщего дефицита времени, часто трудновыполнимое условие. Сеансы работы с моделью по несколько часов нужны Анастасии не только для ведения собственно живописной работы. Они нужны, чтобы узнать человека, почувствовать его личность, получить всестороннее, многогранное знание о портретируемом. Ведь портрет только тогда удачен, когда кроме внешней похожести, есть в нем что-то еще, часто неуловимое с первого взгляда, что заставляет зрителя вглядываться в образ на холсте, вступая с ним в неслышный диалог. В чем залог хорошего портрета? Не только во внешней схожести, это дает и удачная фотография. Залог хорошего портрета - в эмоциональном отношении художника к портретируемому, переданное красками на холсте. Когда художник очарован своей моделью, он видит лучшие стороны характера человека, узнает его помыслы и чувства, в полной мере ощущает личность и выражает свое отношение к ней на живописном полотне. Зритель же, воспринимая внешние формы и узнавая на картине черты знакомого человека, улавливает и эмоциональный фон, заложенный художником в красках. Как этого достигает живописец - всегда остается тайной творчества. В портретах, созданных Анастасией Крыловой - не просто внешнее сходство, а искреннее восхищение людьми, с которыми ей посчастливилось встретиться. В лучших своих работах Анастасия поднимается до создания типического образа российской творческой интеллигенции начала XXI века. В 2016 году художница получила заказ от Торгово-Промышленной Палаты Алтая на создание портрета государственного и политического деятеля России Евгения Максимовича Примакова. Собственно работе красками предшествовало подробное изучение материалов о жизни и деятельности Е. М. Примакова, зарисовки в его кабинете в Москве. На картине мы видим уставшего человека за столом с грудой важных бумаг. Но даже в официальном портрете, где герой изображен в рабочей обстановке, нет глянцевой красивости и нарочитости. Е. М. Примаков глядит на нас с картины, отложив на минуту свои важные государственные дела, ненадолго вернувшись в мир своей личной жизни. Но во всех, даже камерных портретах, сохраняется репрезентативность. В работе над портретами Анастасии помогает изучение живописи старых мастеров. Она много копирует старинные картины в музеях, так, как это было принято во все времена, напрямую общаясь с подлинниками, ведет разговор с мастерами прошлого без посредничества бумажной репродукции. Копии картин Рембрандта и Ван Дейка, Йорданса и Веронезе подсказывают современному художнику проверенные временем рецепты создания живописного произведения. А в русском искусстве - И. Н. Крамской, А. Н. Серов - вот те мастера портрета, которые восхищают Анастасию, они - ее наставники из глубины времен. Эти встречи с искусством дают возможность изучать технику работы лучших живописцев прошлого и Анастасия ценит этот опыт. Кроме портретов она много пишет пейзажей. Не столько потому, что этот жанр ей близок, сколько потому, что природа всегда рядом и более предсказуема, чем человеческая натура. Летом в отпуске и по выходным художница ездит на пленэры, пишет маслом и акварелью. Ее живописные этюды отличаются широким панорамным охватом сюжета, в картинах много неба, воздуха, просторов и далей. И эта своего рода надмирность, которую обеспечивает как высокая линия горизонта и особенности композиции, так и тональное решение работ, присутствует не только в работах маслом, но и в акварелях и даже в рисунках художницы. В творчестве А. Крыловой много изображений цветов. Они написаны в жанре натюрморта и ботанической живописи, преимущественно акварелью. Ботанический жанр, по мнению Анастасии, один из самых простых для начинающих свой путь в искусстве, недаром он так популярен сейчас среди любителей акварели. Анастасия создает эти простые и вместе с тем очаровательные работы вместе со своими учениками и не относится к ним всерьез - только как к обучающей задаче. Акварель по ее мнению, отлично воспитывает внимательность, усидчивость, осознанность - и в этом ее большое преимущество для целей обучения. В отличие от традиционного ботанического жанра в живописи, в котором принято демонстрировать строение цветка, а изображение его «анатомии» является преобладающей задачей, Анастасия больше внимания уделяет расположению элементов и часто создает целые «ботанические» букеты или композиции. А небольшая акварель «Пташка» напоминает графические листы с изображениями птиц знаменитого русского художника графа Федора Толстого. Натюрморты с цветами Анастасия также пишет акварелью в многослойной технике, на глубоких темных фонах, и многие из них представляют несомненную художественную ценность по гармонии композиции, колорита и световоздушной среды. Предметный мир в ее натюрмортах написан легко и свободно, как будто и нет за этими картинами долгого кропотливого труда. Свежие цвета, нежнейшие оттенки, отчетливость в передаче фактур, изумительно написанные детали, например, тонкие кружева все той же акварелью, в которой, как известно, не используется белая краска, представляют нам Анастасию как тонкого колориста и графика. Картины Анастасии Крыловой «дышат» неподдельным чувством, и это чувство - любовь к людям и миру, оно подкупает искренностью и завораживает профессиональным исполнением. Обычно искусство нравится людям, когда в нем все просто и понятно, все прописано, детали на месте. Но только тогда, когда в искусстве есть «нагрузка» высшим смыслом - люди чувствуют себя счастливыми и возвращаются к нему снова и снова. Именно так действует на зрителя творчество Анастасии Крыловой, оно дает эмоциональный подъем и насыщает душу, а значит это - настоящее искусство. Обаятельные портреты представителей творческой интеллигенции России, в которых художница продолжает классические традиции русского реалистического искусства, изысканные натюрморты, прекрасные далевые пейзажи, все это - разные грани одного таланта, таланта, который еще, возможно, не проявил себя в полной мере, и у которого есть все шансы сказать значительное слово в российском искусстве XXI века.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.