ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ Семенова Л.В.

Нахимовское военно-морское училище


Номер: 11-2
Год: 2017
Страницы: 69-71
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

анализ, текст, литература, поэзия, аnalysis, text, literature, poetry

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Комплексная работа с поэтическим текстом служит надёжным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы её осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам. Использование элементов известных методик, применение различных форм работы с поэтическим текстом при подготовке учащихся направлены на успешное выполнение заданий литературе.

Текст научной статьи

Литература - особый предмет. Это урок, на котором мы соприкасаемся с душой наших учеников. Поэтому воспитательный потенциал урока литературы имеет очень важное значение. Учитывая, что интерес к чтению стремительно падает, наша задача -сформировать грамотного читателя, который понимает автора, его позицию и готов вступить с ним в диалог. Феномен художественного произведения в том, что его скрытые смыслы являются более важными, чем те, которые лежат на поверхности. Все произведения школьной программы содержат эти скрытые смыслы - и наша задача - научиться их находить и понимать. В школьном курсе большую трудность у учащихся вызывает поэзия. Часто ученикам трудно выучить стихотворение наизусть, они говорят: «Я не понимаю, о чём здесь говорится». А наша задача - помочь им понять. Как это сделать? Художественное произведение важно своей эмоцией. Эмоции возникают тогда, когда возникает переживание. А цель лирики - рассказать не о событии, а о переживании. А на уроке литературы (при ограниченности времени, учитывая специфику нашего учебного заведения) мы должны создать такие условия, чтобы ученик проникся этим переживанием. Итак, учимся анализировать стихотворение. Схема анализа существует, но она, как и всё в школьном курсе, сделана в определённых рамках, по определённому стандарту, она «скучная» и вряд ли вызовет переживание. Конечно, у каждого стихотворения свои особенности. Но, как правило, мы пробуем анализировать стихотворение, идя от автора. Сначала стихотворение читаем - это может быть и чтение преподавателя и, при современных возможностях, хорошее актёрское чтение. Художественное чтение - самый важный и самый правильный анализ поэтического текста, т. к. чтение - это осмысление, создание модели стихотворения. Далее следуют вопросы на осмысление текста: • Какое настроение стихотворения? • Что вызывает переживание? • Что показалось непонятным? Все ответы, данные детьми, будут правильными, т.к. здесь ученик говорит о себе. К примеру, после чтения стихотворения А.Майкова «Весна! Выставляется первая рама...» мы задаём следующие вопросы: • Какие звуки мы слышим в первой строфе? (шум, благовест храма, говор народа, шум колеса) • А что видим? ( «вон даль голубая видна») Если бы человек смотрел из окна. Он увидел бы весь бескрайний свод, но он видит только клочок голубого неба. • Почему? (Потому что он находится в комнате. При этом кто-то, а не он выставляет раму) • Почему? (Он болен, лежит в постели, не может двигаться, а жизнь и воля, которой повеяло в душу - это всё знакомо из жизненного опыта. Обращаем внимание - это не Майков - это лирический герой. А поэт мог написать о ком-то или о каком-то периоде своей жизни). Все эти выводы ученики сделают сами. А мы с помощью наводящих вопросов поможем увидеть скрытый смысл стихотворения. Анализируя стихотворение, каждый раз идя от автора, героя, переживания, мы тренируем умение понимать то, о чём «говорит» и о чём «молчит» текст. Начинаем анализировать с переживания, идти от автора, а далее может быть любая точка анализа (в зависимости от особенностей стихотворения и возраста учащихся): звукопись, стихотворный размер, ритм, лексика, особенности синтаксиса, композиция, средства выразительности, создание палитры настроения, иллюстрирование и т.д. Анализ лирического произведения - это проявление творчества учителя. Здесь нет готовых рецептов, но важно всё: и накопленный опыт, особенности класса и умение учителя направить детей на постижение основной идеи стихотворения. Не всегда удаётся проводить такой подробный анализ, но, тренируя умение понимать, мы видим результат. Наши нахимовцы, прочитав стихотворение С.Есенина «Нивы сжата, рощи голы...» говорят, что это не о приближении зимы, а о переживании героя, а познакомившись со стихотворением «Собаке Качалова» не сомневаются, что стихотворение не о собаке - это стихотворение, которое можно отнести к интимной лирике. Обязательным условием успешной работы с поэтическим текстом на уроке является настрой детей. И задача учителя создать атмосферу восприятия и понимания поэтического произведения. Я очень люблю уроки, посвященные древней японской поэзии. Когда дети впервые видят хокку, они очень удивляются: разве это стихи? Но, постепенно овладевая необходимыми фоновыми знаниями, знакомясь с особенностями другой страны, другой эпохи, проникаются неподдельным интересом. И уже очень скоро не только разгадывают хокку и пытаются их дописать, но и неплохо создают свои стихи данного жанра, следуя строгим правилам, (слайд) Пусть сразу мы не получим отличных результатов, и наши современные дети, обладающие клиповым и фрагментарным мышлением, без нашей помощи глубоко и полно не проанализируют стихотворение, но мы, работая с высокохудожественными текстами, способствуем развитию чуткости, такта, эмоциональности. Поэтическое восприятие стихотворения - еще более пространный критерий. Согласно его требованиям, читатель, после прочтения стиха должен пережить определенные эмоции, чувства, стих должен вызвать некие мысли, стать толчком к определенным выводам. Однако то же самое может произойти и в случае с прозой - она может спровоцировать не меньше переживаний. Да и простой разговор между людьми, может вызвать сильное волнение, так что же, и его можно считать поэзией? «Эмоциональное воздействие стиха не получится измерить по силе, поэзия вообще не точная «наука». Значит, и утверждать, что один текст производит сильное впечатление и, следовательно, является стихом, нельзя» (13:12). Так и получается, что композиционное построение стихотворного произведения лучше всего демонстрирует его принадлежность к истинной поэзии, стало быть, и значение техник работы с текстом нельзя недооценивать. Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что целенаправленная работа над стихотворными произведениями дает свои результаты. Удивительно, но факт: интерес к чтению появляется даже у тех учеников, которые отнюдь не отличаются хорошим поведением и особым прилежанием к учебе. Подобная работа с поэтическими текстами помогает глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое “я”, учит анализу художественного произведения, развивает речь учащихся и мышление; дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.