МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА США XVII - XIX ВВ.: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Микаберидзе И.А.

Ставропольский государственный педагогический институт


Номер: 11-2
Год: 2017
Страницы: 36-39
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Формирование музыкальной культуры США началось в конце 17 в. и во многом определялось колониальным типом развития страны. Музыкальные традиции Европы, Африки, Азии, перенесённые на американскую почву, усваивались и изменялись применительно к новым условиям; одновременно происходило зарождение новых, типично американских музыкальных традиций, отражавших образ жизни и духовные запросы «молодой нации». Пестрота состава населения США, неравномерное освоение различных частей страны, приведшее к образованию нескольких историко-культурных областей (Новая Англия, Юг, Калифорния, Северо-Восток, Аллеганы, Средний Запад и др.), обусловили значительное многообразие видов, жанров, стилей музыки. В 20 в. наряду с продолжающимся усвоением элементов музыкальных культур других стран начинается обратный процесс - усиливающегося влияния музыки США на искусство народов других континентов. Наиболее древнее на территории современных США - искусство северо-американских индейцев, многочисленные племена которых имели самобытную музыкальную культуру, связанную со сложной системой верований, ритуалов и обычаев. В песнях (трудовых, военных, лирических, обрядовых и др.) важная роль принадлежит ритмическому началу; техника пения отличается специфическими эффектами, часто связанными со звукоподражанием голосам природы. Среди инструментов - главным образом, духовые (флейты, свистки) и ударные (барабаны, трещотки). В процессе колонизации Северной Америки постепенно складывалась музыкальная культура, тесно связанная с европейской, вскоре приобретшая ряд отличительных признаков. Колонисты-англичане были пуританами, строгость нравов и религиозная этика которых препятствовали развитию светских музыкальных жанров; они ограничивались пением псалмов. В южных колониях, где влияние пуритан было не столь сильным, в среде английских, шотландских и ирландских переселенцев были распространены песни и танцы их родных мест. В соответствии с духом складывавшейся нации особое значение приобрёл в США религиозный гимн, который стал универсальной формой музыкального выражения. В связи с повсеместным распространением религиозного гимна получили особое развитие традиции хорового пения. Стали возникать хоровые школы, издававшие специальные руководства. Религиозные гимны создавали многие талантливые любители (С. Белчер, О. Холден, Дж. Ингалс, Дж. Морган, Д. Рид, Т. Суон, Дж. Кимбелл. У. Биллингс). Большое значение в развитии профессиональных музыкальных традиций имела деятельность немецких т. н. протестантов-пиетистов и Моравских братьев, основавших поселения Эфрата, Литиц, Назарет, Сейлем, Бетлехем. В жизни этих поселений культовая музыка (гимны, псалмы и энсземы) играла особую роль: строились органы, создавались «Collegium musicum». К 18 в., по мере расселения иммигрантов из разных стран Европы, образовались центры различных национальных музыкальных культур: Калифорния и другие юго-западные штаты, граничившие с Мексикой, стали районами средоточия испанской культуры, Каролина - французской, Луизиана - испано-французской, Пенсильвания - немецкой и английской и др. Европейские музыканты, продолжавшие переселяться в США (главным образом из Англии), вносили новые светские тенденции, характерные для английской музыки 18 в. (театральные представления с музыкой, домашнее музицирование). Стала популярна английская балладная опера («Флора, или Крюк в колодце», «Опера нищих»). Во 2-й половине 18 - начале 19 вв. главную роль в музыкальной жизни страны продолжали играть профессиональные музыканты-иммигранты из Европы, в то время как коренные американцы оставались «благородными любителями». Просвещённые американцы, однако, стремились получить хорошее образование, в том числе музыкальное. Музыка стала важной частью повседневной жизни американцев; особенное развитие получило домашнее музицирование (household music), с которым связано распространение клавишных и других музыкальных инструментов; стали издаваться широкодоступные сборники популярных сочинений. Концерты того времени носили салонный характер и состояли главным образом из чередования вокальных и инструментальных номеров (баллады, марши, танцы). Из танцев были распространены хорнпайп, рил, стреспей (англо-кельтской традиции), гавот, менуэт, котильон, контрданс и кадриль, позднее стал популярен вальс. В конце 18 в. активное развитие получили профессиональные формы музыкальной жизни. В качестве политического и культурного центра выдвинулась Филадельфия (А. Рейнагль - автор песен, театральной музыки, пианист и учитель музыки, семья Карров, Р. Тейлор, Дж. Лайон). В 1820 было основано Общество музыкального фонда, организовавшее и субсидировавшее концертную жизнь и музыкально-учебные заведения. В начале 19 в. образовалось Филармоническое общество, оркестр которого стал основой Бостонского симфонического оркестра. С 1820-х гг. в стране началось общее увлечение итальянской оперой. В Новом Орлеане, Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско возникли первые постоянные оперные театры; исполнялись оперы Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и др. В 1820-40 гг. обозначились две тенденции в развитии музыки США: одна из них связана со стремлением культивировать на американской почве различные виды и формы музыкальной культуры и музыкальной жизни европейского типа, другая - с возникновением чисто американских форм, главным образом бытовых. Взаимодействие между этими тенденциями привело к большому разнообразию видов, жанров и стилей музыки США. В 1830-40-х гг. появились сборники наиболее популярных гимнов («The Boston academy collection of choruses», 1836; «The Sacred lyre», 1840, и др.). Их авторами и составителями были Т. Хейстингс, Л. Мейсон, Т. Уэбб и др. Наиболее демократической и широко распространённой формой искусства стали сентиментальные баллады X. Расселла, Дж. X. Хьюитта, У. Б. Брэдбери, Ч. Хорна, С. Ланьира. Получила распространение традиция фортепьянного виртуозного исполнительства; концерты гастролёров - известных европейских пианистов. Выделялся композитор и концертирующий пианист-виртуоз Л. М. Готшалк (Готчок; уроженец Нового Орлеана), автор фортепьянных пьес экзотического характера («Банджо», «Сувенир из Пуэрто-Рико») и сентиментальных баллад («Умирающий поэт» и др.), а также оперных и симфонических сочинений. Возникли многочисленные фирмы по производству клавишных инструментов. Развитие симфонической музыки привело к созданию постоянных симфонических оркестров (симфонический оркестр Нью-Йоркского филармонического общества). В конце 19 в. создавались американские филармонии, были основаны первые крупные оркестровые коллективы. Начиная с последней четверти 19 в. в крупнейших городах США стали создаваться оркестровые коллективы: в 1878 основан Нью-Йоркский симфонический оркестр, в 1881 - симфонические оркестры в Бостоне и Сент-Луисе, в 1892 - в Чикаго, в 1895 - Питсбурге, в 1896 - Цинциннати, в 1897 - Лос-Анджелесе, в 1900 - Филадельфии. С середины 19 в. стали регулярными гастроли в США крупнейших европейских музыкантов. К 1830-м гг. относятся первые русско-американские контакты в области музыкального искусства (работа в России американских музыкантов Дж. Зандела и Дж. Белчера). Важную роль в становлении местных традиций и затем в развитии музыки США в целом сыграло музыкальное искусство американских негров. Негры-невольники были носителями самобытной музыкальной традиции, связанной с древней африканской культурой, которая подверглась в Америке воздействию музыкальных традиций переселенцев из Европы (в т. ч. религиозной псалмодии). Постепенно изменялось отношение к музыкальному искусству негров; рассматриваемое вначале как экзотика, примитивная форма выражения, оно получило признание в качестве важной составной части американской музыкальной культуры - афро-американской музыкальной традиции. Характерной чертой музыкальной жизни с середины 19 в. был «театр менестрелей», или «минстрел-шоу». Подобная традиция, возникшая в Англии в 18 в., была привнесена в американское искусство английским актёром Ч. Мэтьюсом, приехавшим в США в 1822. Значение минстрел-шоу определялось тем, что эти представления привлекли внимание широкой публики к музыке американских негров. В начале 1840-х гг. в Нью-Йорке и Бостоне выступали группы «Менестрели Кристи», «Менестрели Брайанта», «Вирджинские менестрели». С традициями театра менестрелей тесно связано творчество С. Фостера, сентиментальные, патриотические и комические песни которого завоевали огромную популярность в США. К 1870-м гг. минстрел-шоу начали вытесняться ставшими популярными к тому времени водевилями, бурлесками, «верайети-шоу» (представления, сочетавшие песни и танцы с акробатическими номерами) и др. В середины 19 в. получила распространение традиция «плавучего театра», связанная с бурным развитием судоходства на Миссисипи. Труппа совершала поездку по реке на судне с сооружённой на нём сценой и давала спектакль на каждой пристани. Стали популярны также духовые оркестры (бэнды), которые создавались вначале при армейских подразделениях, полицейских участках, пожарных командах и др. После окончания Гражданской войны развитие получило музыкальное образование; изучение музыки включалось в университетские программы. В 1875 г. основан первый музыкальный колледж в Гарвардском университете, затем в Пенсильванском (Филадельфия), Йельском (Нью-Хейвен) и др. Центром музыкального исполнительства ко 2-й половине 19 в. стал Нью-Йорк, музыкально-просветительским центром оставался Бостон. Здесь стал выходить первый американский музыкальный журнал «Journal of music» (1852-81). Начала развиваться музыкальная наука; были опубликованы труды по истории музыки А. У. Тейера, Ф. Л. Риттера и др. С Бостоном связано и становление в 19 в. профессиональной композиторской школы. Глава бостонской школы - профессор Гарвардского университетата Дж. Н. Пейн, автор оркестровых произведений. Среди его младших современников - А. Фут, Д. Г. Мейсон, X. Паркер, Дж. У. Чедуик, Ф. Ш. Конверс, Ч. М. Лёфлер, Э. Б. Хилл, Д. Бак, У. У. Гилкрист, Ф. Г. Глисон и др. Особое место среди композиторов этого периода занимал Э. Мак-Доуэлл, который стремился своим творчеством и музыкально-общественной деятельностью способствовать духовному развитию американского общества. В конце 19 в. для музыки США большое значение приобрело фольклорное направление, целью которого являлось изучение и использование в композиторском творчестве богатого и многообразного музыкального фольклора страны. Его возглавил А. Фаруэлл, композитор, педагог и общественный деятель. Со 2-й половины 19 в. в США активно развивались различные формы музыкального театра. В девяностые годы 19 в. широкое распространение получили характерные формы европейской и американской эстрады. Среди них экстраваганца (заимствована из французской эстрады, содержит много балетных номеров), ревю, шоу и другие виды представлений, сюжетных и бессюжетных, состоящих из вокальных и танцевальных номеров, пантомимы и акробатики. Наряду с распространением европейской оперетты (в первую очередь английской) развивались традиции американской комической оперы (произведения У. Спенсера, Р. Де Ковена, Сузы, 1880-90-е гг.). На рубеже 19-20 вв. на Юге США сложились своеобразные формы негритянского музыкального выражения - блюз и регтайм. Из представителей т. н. архаического блюза наибольшей известностью пользовались «Биг Билл» Брунзи, «Блайнд Лемон» Джефферсон. Среди авторов т. н. городского блюза - У. К. Хенди («Сент-Луис блюз», «Джо Тернер блюз» и др.); в числе исполнителей - Б. Смит, X. Ледбеттер (Ледбелли) и др. В 1870-1900-е гг. на Юге США возник регтайм, специфический стиль игры на фортепьяно, основные особенности которого - синкопирование, элементы полиритмии и характерная акцентуация, связанные с постоянными незначительными смещениями по времени правой и левой рук относительно друг друга. Получили известность пианист-композитор С. Джоплин, прозванный «королём регтайма», Дж. С. Скотт и др. В конце 19 в. были открыты оперный театр «Метрополитен-опера» (1883).

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.