МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА США XX-XXI ВВ.: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Микаберидзе И.А.

Ставропольский государственный педагогический институт


Номер: 11-2
Год: 2017
Страницы: 39-43
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

К началу 20 в. музыкальная культура США включала развитые формы музыкальной жизни, своеобразную систему специальных учреждений и организаций. В первые десятилетия 20 в. сложились специфические национальные виды музыки, обладавшие совершенно новым типом выражения, - блюз, джаз, мьюзикл, т. н. кантри-мьюзик и др.; возникли национальная композиторская, исполнительская и музыковедческая школы. С начала 20 в. музыкальная жизнь стала развиваться и в городах штатов Среднего Запада, в Калифорнии, а также других штатах; возникли новые исполнительские коллективы и музыкально-учебные заведения. Симфонические оркестры были созданы в Миннеаполисе (1903), Сан-Франциско (1911), Хьюстоне (1913), Детройте (1914), Балтиморе (1916), Кливленде (1918), Далласе, Рочестере, Луисвилле. Открылись консерватории в Сан-Франциско и Кливленде, музыкальные колледжи университетов в Корнелле (Итака, штат Нью-Йорк), Станфорде, Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) и др., Манхаттанская опера в Нью-Йорке (1906), позднее - оперные театры в Филадельфии, Новом Орлеане, Бостоне, Цинциннати, «Лирическая опера» в Чикаго (1954) и др. Один из крупнейших американских композиторов Ч. Айвз сумел обобщить в своих сочинениях всё богатство традиций музыки США - протестантские гимны, патриотические и трудовые песни, сельские танцы, спиричуэлы, регтайм, марши для бэндов, а также традиции минстрел-шоу и др., что позволяет считать Ч. Айвса первым действительно национальным американским композитором. В 1920-е гг., характеризовавшиеся бурным развитием американской науки, техники, промышленности и особенно интенсивным развитием американского общества, сформировались некоторые из важнейших видов современной музыки США - джаз, мьюзикл, а также «кантри-мьюзик» (т. н. сельская музыка), определились их особенности, пути развития и формы бытования. В многонациональном Новом Орлеане возникли ранние виды джаза (hot), отличавшиеся особой непосредственностью, динамичностью и импульсивной остротой. Ведущими представителями раннего джаза стали негры - трубачи и руководители небольших бэндов Ч. «Бадди» Болден, Дж. «Кинг» Оливер и др. (т. н. классический новоорлеанский стиль) и белые музыканты - руководитель бэнда Дж. «Папа» Лейн, корнетист Д. «Ник» Ла Рокка и др. (стиль диксиленд). Позднее джаз получил развитие в Чикаго и Нью-Йорке; выдвинулись певец и трубач Л. Армстронг, кларнетист «Пи Уи» Расселл и др., затем джаз распространился по всей стране и за рубежом. В бродвейских театрах зародился мьюзикл, основанный на специфическом сочетании элементов драмы, пения и пластики, объединявшихся характерной динамикой. Получили распространение танцы чарльстон, фокстрот, тустеп, танго. В 20-е гг. возрос интерес к традиционному национальному песенному и танцевальному искусству (песни строителей железных дорог, лесорубов, моряков, креольские песни-танцы Юга, песни американских венгров, поляков и др.). Началось систематическое собирание этих песен, их научная классификация; появились первые сборники песен, составленные ведущими фольклористами Дж. Ломаксом (1910) и С. Шарпом (1917). В штатах Северная Каролина, Виргиния, Теннесси р-на Аппалачских гор сформировалось традиционное песенное и танцевальное искусство, получившее название «кантри-мьюзик» - пение в сопровождении гитары, а также сольная и ансамблевая игра на скрипках, банджо, цитрах, губных гармониках. Диапазон исполнительских традиций широк - от непритязательного и безыскусного пения любителей до выступлений мастеров-профессионалов; среди них - Дж. Роджерс, семейство Картеров, Ч. Аткинс (гитарист), Р. Эйкаф (скрипач), позднее - X. Уильямс, Б. Айвс, Т. Э. Форд, Г. Кэмпбелл, Дж. Денвер, Дж. Кэш. Кантри-мьюзик, являющаяся по существу традиционным искусством лишь части населения США, стала в 50-60-е гг. восприниматься многими в Америке и других странах в качестве американской народной музыки. Изобретение фонографа в 20-е гг. 20 в., с помощью которого удалось записать и сохранить для истории исполнение как выдающихся исполнителей классической музыки, так и представителей раннего джаза, блюза и др. видов устного и полуустного музыкального искусства, дало импульс к дальнейшему развитию звукозаписи. Особое значение имело распространение граммофонных пластинок. Радио, грамзапись, позднее - телевидение, магнитозапись, видеозапись, а также применение электронной аппаратуры (в т. ч. звукосинтезаторов и компьютеров) начали оказывать всё большее воздействие на различные формы американской музыкальной культуры. В середине 1920-30-х гг. происходят качественные изменения в композиторском творчестве. Из эклектичного оно постепенно превратилось в искусство с явно выраженными американскими особенностями: в музыке американских композиторов выработался свой тип музыкальной экспрессии, характеризующийся специфической звуковой динамикой, которая отличает и другие виды музыки США (джаз, популярная музыка и др.). Специфика национального стиля музыки американских композиторов - свободное обращение с традиционными музыкальными формами, особенно интенсивное развёртывание музыкальной ткани (динамичность развития, активность метрической пульсации, специфические мелоритмические образования); в характере общего движения импульсивное начало преобладает над формально-логическим. В середине 1920-30-х гг. созданы выдающиеся произведения Дж. Гершвина, К. Раглса, Г. Хенсона, У. Г. Стилла, Коуэлла, А. Копленда, Дж. Антейла, Р. Харрпса, Р. Сешнса, У. Пистона, У. Риггера, Дж. Дж. Беккера, В. Томсона, Дж. Э. Карпентера, Ф. Грофе, Р. Томсона, Д. Мура, Л. Соуэрби, Кв. Портера, Б. Роджерса, Л. Стрингфилда, Р. Донована, Б. Филлипса, О. Люнинга и др. В творчестве этих композиторов были заложены все важнейшие черты музыкального «американизма», позднее разнообразно развивавшиеся ими и композиторами более поздних поколений. В 1910- 1920-е гг. в США поселились многие выдающиеся исполнители (главным образом из России), среди них: пианисты - Артур Рубинштейн, О. С. Габрилович, И. А. Венгерова, Р. Левина, Э. Петри, М. Задора, П. Витгенштейн; скрипачи - Л. С. Ауэр, Я. Хейфец, М. Эльман, Е. А. Цимбалист, Дж. Сигети; виолончелист Г. П. Пятигорский. Среди исполнителей 1920-30-х гг. выделяются дирижёры Ф. Райнер, А. Родзинский, пианист Дж. Керкпатрик, органист Дж. Яссер, скрипачи Ф. Кнейзель, А. Сполдинг, М. Поуэлл, Л. Персингер, виолончелист и дирижёр А. Уолленстайн; певицы Э. Троубелл, Д. Джаннини, М. Андерсон, М. Форрестер, певцы Л. Мельхиор, Ж. Пирс, Р. Хейс, Л. Тиббетт, Э. Пинца. В 30-х гг. возрос интерес американских композиторов к опере. Особенно большое значение имела опера «Порги и Бесс» (1935) Гершвина. В 1930-е гг., названные «джазовой эрой», всё большее распространение получал джаз. Популярная музыка этих лет отличалась значительным разнообразием жанров, стилей и манер исполнения; получили известность артисты кино и эстрады Ж. Макдональд, Ф. Астор, Э. Джонсон и др., распространился лирический интимный стиль эстрадного пения, т. н. крунинг. Крупнейшие музыканты стран Европы, эмигрировавшие в США после установления в них фашистского режима, способствовали проникновению новых европейских влияний в музыку США (П. Хиндемит, Б. Барток, Б. Мартину, А. Шёнберг, Д. Мийо, Э. Кшенек, Г. Эйслер, К. Вейль, П. Дессау, Э. Тох, С. Уолпе, И. Ф. Стравинский). В 1940-е гг. выдвинулись композиторы, которые искали собственные пути музыкального выражения уже внутри сложившейся национальной школы (Э. Сигмейстер, К. Кеннан, Д. Гиллис, Дж. Маккей, Н. Березовский, Р. Р. Беннетт, Г. Рид, Н. Набоков, Э. Бекон, А. Черепнин, X. Брент и Э. Клафлин). С конца 40-х гг. музыка композиторов США стала чаще исполняться за рубежом. Среди исполнителей джазовой и популярной музыки выдвигаются певцы Ф. Синатра, П. Комо, Д. Мартин, Джо Уильямс, Б. Экстайн, Н. «Кинг» Коул, Т. Беннетт, певицы Э. Фицжералд, Б. Холидей, Дж. Гарланд, К. Макре, Л. Хорн, А. О'Дей, Джо Стаффорд (стили «крунинг», «шаутинг» и др.). Большой известностью пользовались эстрадные оркестры А. П. Мантовани, Дж. Глисона, А. Костелянеца, П. Уэстона, Г. Дженкинса, П. Фейта и др. В 50-е гг. в творчестве большого числа композиторов (Г. Кубика, Р. Уорда, Г. Бинкерда, Р. Келли, Б. Лииса) ощутимо пристрастие к неоклассицизму. Дж. Винсент, С. Эффинджер, У. Бергсма тяготеют к использованию элементов фольклорного «американизма», Л. Кёрчнер, Дж. Рочберг, Э. Имбри, Н. Рорем используют серийную технику. Дж. Кейдж сыграл значительную роль в усилении тенденций авангардизма в США и других странах, экспериментаторство становится основным принципом творчества, его «философией» («Воображаемые пейзажи» № 1 - 4, «4 мин. 33 сек.», концерт для фортепьяно с оркестром). Творчество О. Люнинга и В. Усачевского связано с электронной музыкой («Рапсодические вариации»). Творчество А. Хованесса, Л. Харрисона и Чу Вэньчуна свидетельствовало об усиливающемся интересе к внеевропейским культурам, особенно к азиатским, что во многом связано с интенсивной эмиграцией из Японии, Южной Кореи, а также с гастролями многих музыкантов из стран Азии. В джазе в 50-е гг. наметились новые тенденции. Основными стилями стали «хард боп», «фанки» и «кул», позднее «прогрессив». Стали проводиться фестивали джазовой музыки. К джазу начали относиться как к серьёзному искусству; появились его теоретики. Из стилей т. н. популярной музыки 50-х гг. особое распространение получили рок-н-ролл (певцы Б. Холли, Э. Пресли, Б. Хейли, Ф. Домино, Ч. Чэккер) и танец твист, среди негритянского населения - эстрадные формы стиля «госпел». На песенные и танцевальные формы и жанры большое влияние оказал распространившийся в США стиль «боса-нова». В 50-е гг., в период наивысшего расцвета «бродвейских театров», были поставлены мьюзиклы «Зовите меня госпожой» (1950) Берлина, «Пареньки и куколки» (1950) Ф. Лёссера, «Кандид» (1950) и «Вестсайдская история» (1957) Бернстайна, «Король и я» (1951) и «Звуки музыки» (1959) Роджерса, «Канкан» (1953) Портера, «Моя прекрасная леди» (1956) Ф. Лоу, «Крошка Эбнер» (1956) Дж. де Поула, «Звонят звонки» (1956) и «Джипси» (1959) Дж. Стайна, «Музыкальный человек» (1957) М. Уилсона. В 60-70-е гг. основаны многие культурные центры - Линкольн-сентр в Нью-Йорке (1962), «Метрополитен-опера», Балетный театр, Центр им. Кеннеди в Вашингтоне, Центр искусств в Лос-Анджелесе. В концертных залах различных музыкальных центров выступали лучшие артисты и коллективы США и других стран. С 60-х гг. особую роль в развитии музыкальной культуры США начинают играть университеты. Музыкальные колледжи многих университетов проводят циклы концертов для популяризации старинной, новейшей, а также внеевропейской музыки. Особое развитие в университетах получило музыковедение (комплексные исследовательские программы, конференции, публикации). Непрерывно усложняется музыкальная жизнь особенно в области композиторского творчества. Возрастает количество произведений разных жанров, возникают новые течения, что приводит к распаду единой системы музыкальной культуры и образованию отдельных, мало связанных между собой «подсистем», с неуправляемыми процессами, происходящими в них. Происходит частая смена стилей, композиторской техники, которые не успевают утвердиться даже на короткое время. Поиски новых принципов организации музыкального материала, средств выразительности и способов воздействия на восприятие слушателя превратили творчество многих композиторов в ряд непрерывных экспериментов: звуковые «пучки», «электронные» звучания, включение эпизодов свободной импровизации, алеаторика, «словесные» и «графические» партитуры, «машинное творчество (с использованием компьютеров), что привело к разрушению музыки как целостного художественного явления (антимузыка, включающая т. н. хэппенинг, мультимедии, концептуализм и др.), к необратимым изменениям её эстетической и социальной функций. В конце 60-70-е гг. возник неоавангардизм (М. Поуэлл, Э. Браун, Д. Эрб, Э. Солсмен, Дж. Крэм, М. Фелдмен, Ч. Вуоринен, С. Мартирено, У. Крафт). В числе композиторов, выдвинувшихся в 70-е гг., - У. Волком, М. Брезник, Ч. Додж, Ф. Ржевский, Т. Пасатьери, У. Олбрайт, Дж. Шуонтнер; их творчество отличается большим разнообразием. В джазе в 60-70-е гг. поиски новых средств выражения связаны, главным образом, с негритянским движением в США, с борьбой негров за независимость своей культуры (free jazz). Приобрели известность Сон Ра, О. Нелсон, К. Джонс, Ч. Мингес, Э. Долфи, А. Шепп, Дж. Чикай, С. Тейлор, оркестры Т. Джоунса - М. Льюиса, Д. Эллиса (большинство музыкантов - негры), представляющие различные течения и стили. Открылись джазовые школы, студии, факультетыты в консерваториях, при университетах, во многих университетах возникли джазовые группы. В 60-70-е гг. особое развитие получила поп-музыка, тесно связанная с молодёжным движением и ставшая его важнейшим средством самовыражения. Поп-музыка сложилась во взаимодействии последовательно возникавших стилей - ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, соул. Её ранние формы (начало 60-х гг.) - т. н. калифорнийский рок, «психоделическая музыка», погружающая исполнителей и слушателей в состояние транса, прострации, часто с помощью наркотических средств. Наиболее известные группы («America», «Jefferson Airplane», «Santana», «Chicagо») представляют различные её направления (hard-rock, blues-rock, glitter-rock, new rock); многие группы широко использовали электронную аппаратуру, отличались не только стилем исполнения, но и манерой сценического поведения. В 60-70-е гг. большой успех имели мьюзиклы «Камелот» (1960) Лоу, «До-ре-ми» (1960) и «Смешная девчонка» (1964) Стайна, «Как достичь успеха, не прилагая особых усилий» (1961) Лёссера, «Скрипач на крыше» (1964) Дж. Бока, «Хэлло, Долли» (1964) Дж. Хермана, «Человек из Ламанчи» (1965) М. Ли, «Кабаре» (1966) Дж. Кендера, «Маленькая ночная музыка» (1973) С. Сондхайма, «Кордебалет» (1976) М. Хемлиша, в которых проявилось мастерство актрис Б. Стрейзанд, К. Чэннинг, Л. Минелли, актёра З. Мостела и др. Получили распространение новые жанры - рок-мьюзикл и рок-опера: «Волосы» (1967) Г. Макдермота, «Иисус Христос - суперзвезда» (1970) Э. Л. Уэббера, «Томми» (1970) П. Тауншенда и др. Характер современной музыкальной жизни США обусловливается ситуацией «открытого культурного пространства» - постоянным поглощением элементов других музыкальных культур (европейских, африканских, азиатских) и в то же время активной экспансией за рубеж собственнной музыкальной продукции, что в значительной степени «размывает» национальное своеобразие многих явлений американского музыкального искусства. США участвуют во многих международных музыкальных программах, состоят в многочисленных международных организациях; во многих городах выступают ведущие солисты и исполнительные коллективы из разных стран, в свою очередь, американские артисты много гастролируют за рубежом. В стране проводятся международные музыкальные конференции, фестивали и конкурсы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.