ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРФОРМАНСА В СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Дегтярев А.Н.

Краснодарский государственный институт культуры


Номер: 11-3
Год: 2017
Страницы: 38-40
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В конце 20-го века родился совершенно новый, самостоятельный вид искусства - «перформанс». Как заявляет философ, искусствовед М. Шувакович: перформанс это «эксперименты художников в области художественных практик, которые хотели выйти за пределы объекта в визуальном искусстве, т.е. включить реальные человеческие тела в реальное присутствие» [1,135]. Основой для перформанса всегда является некое творческое заявление художника, его «крик души», желание высказать некую мысль человечеству. С точки зрения искусства перформанс являет собой процесс, в то время как картина художника, например, являет собой конечный результат работы автора. Так же отличительной особенностью данного искусства, в начале его развития, являлось то, что основным выразительным средством, материалом и инструментом художника было его тело, тем самым автор являлся основным субъектом перформанса. На данный момент перформанс не перестает функционировать как независимое искусство, однако рассмотрим принципы интеграции данного искусства в сферу театрализованных представлений и праздников. Основную силу как искусство перформанс набрал к концу 70-х годов 19 века. Он стал более организованным, развлекательным, при этом, не потеряв своей эпатажности, а так же обрел большую публику поклонников. Уже к концу 80-х годов в этом искусстве начали появляться театральные элементы, и перформанс как самостоятельное творчество очень плотно вошел в массовую культуру, став ее неотъемлемой частью. В процессе соединения театрализации и перформанса, сам он приобрел несколько новую форму. Главным изменением в процессе слияния явилось то, что автор идеи теперь не выступал в качестве ее исполнителя. Основной задачей перформанса в театрализованном представлении стало создание определенной атмосферы того или иного события, в которое должен погрузиться зритель. Главное звено всего процесса перформанса есть зритель, он двигатель драматургического процесса и всей концепции в целом, как говорил Я. Енуль: «Зрители становятся мегафоном, переводящим реальность в искусство» [2,24]. Основой для внедрения перформанса в театрализованные представления явился его неотъемлемый компонент - непосредственная связь художника и зрителя. Творческий акт перформанса является неким диалогом публики и автора, он вбирает в себя как пассивное наблюдение, так и активное участие. В то же время художник-перформер ни в коем случае не навязывает готовые мысли и образы, скорее дает возможность зрителю самостоятельно, через собственную ценностную систему погрузиться в сопереживание предлагаемому действу. Основными качествами перформанса стали его полифоничность, интерактивность и в то же время необходимо упомянуть некоторые особенности данного направления искусства: эпатаж, экспрессия и преобладание художественных образов. В некоем стыке ежедневной жизни и искусства проявлялась сущность перформанса, его дерзкое отношение к реальности, провокации, разрушение временного пространства, а зачастую и выход перформеров за рамки приличия. Зрителя будоражили экспрессивные эксперименты художников-перформеров над собственным телом, которые во многих случаях были очень рискованными, наносили вред исполнителю, а иногда даже заканчивались летальным исходом. В отличие от театрализованного представления, перформанс никогда не имел сценарную основу, поскольку его суть заключалась в неожиданном, спонтанном действии, однако некое подобие драматургической основы все же имело место быть, его можно назвать своеобразным литературным планом действия. Иногда в основу перформанса ложились религиозные церемонии, либо языческие ритуалы. В отдельных случаях художник-перформер намеренно отказывался от драматургической основы перформанса, да и действия в целом, примером служит неподвижное сидение на стуле перед зрителем, либо продолжительный показ какого-либо изображения и т.п. Можно сказать, что перформанс как самостоятельный вид искусства появился как раз благодаря своим неожиданным аспектам: немереным молчанием, чрезмерным бездействием и пустоте в целом. Эти аспекты стали главными для данного рода искусства, вызывая у зрителя спонтанные мысли и чувства. Таким образом, в процессе сближения театра и перформанса, к началу 70-х годов интересным феноменом стал некий театра перформанса. Это театр визуальных образов, где отсутствуют основные законы драматургии, композиции, режиссуры. Спектакли-перформансы не имели конкретного места действия, конкретных персонажей, сюжета, диалогов, это зрелище в котором нет ни начала, ни конца. Как правило, художниками-перформерами в таких спектаклях, акцент сводился только к зрительскому восприятию. По большому счету такие представления нельзя назвать театром в полной мере, тем не менее, нельзя принижать их значимость социальной культуры в целом. За последние двадцать лет, с приходом компьютерных технологий и видео игр, люди полюбили полное погружение в другое пространство. В связи с этим, интерактивный перформанс пользуется все большим спросом в театрализованных представлениях и праздниках. Поскольку форма театрализации напрямую зависит от социального, потребительского заказа, то зачастую публика и определяет каким должно быть содержание театрализации. Данная тенденция рождает огромную проблему, касающуюся не только перформанса, но и всей культуры в целом. Дело в том, что потребительский рынок чрезмерно влияет на содержание современной культуры. В современном социокультурном пространстве потребитель является главным вектором течения искусства, таким образом, происходит отказ от высоких духовных идеалов, ориентируясь на массовые эстетические потребности. Основой любого сценического действия является конфликт, это правило не обходит и перформанс, но здесь конфликт принимает несколько иную форму. Противоречие рождается не внутри перформанса, а наоборот, оно выходит за его пределы, таким образом, конфликт образуется между аудиторией и перформером. Противоречие заключается внутри самого зрителя, между его желанием быть бездействующим наблюдателем и противоположным желанием получить эмоции через погружение в атмосферу и действие перформанса. Соответственно между перформером и каждым конкретным зрителем возникают разные конфликты, зависящие от определенных эмоций данного зрителя, его жизненной позиции, возраста, опыта и т.д. В силу перечисленных причин перформанс не может иметь определенного сценария и конкретных временных рамок. В данный момент тема атмосферы в театрализованных представлениях остается малоизученной, несмотря на то, что многие режиссеры и исследователи говорят о важности создания определенного эмоционального состояния зрителя. В то же время, внутри перформанса, атмосфера является практически главным выразительным средством, поскольку является связующим звеном всех его элементов. Она объединяет все художественные и реальные фрагменты в единое сценическое действо и воплощает художественный образ происходящего. В процессе становления перформанса как самостоятельного искусства, его целью был посыл самого художника, его творческое высказывание, привлечение общественности к какой-либо проблеме, то основная цель его внутри театрализованного представления меняется, поскольку здесь главенствует коллективное восприятие и сопереживание действию. Таким образом, целью перформанса как формы театрализованного представления является создание определенной атмосферы и управление эмоциональным настроением зрителя. В соответствии с данной целью перформер и подбирает определенные выразительные средства для создания единого, неповторимого действа. Исходя из вышесказанного, перформанс является достаточно новым элементом театрализованного представления. Он воплощает в себе совершенно особые принципы, основываясь на спонтанности, абсурдности, эпатажности, в то же время, выполняет эстетическую, гедонистическую функцию, тем самым раскрепощая зрительскую аудиторию. Появление нового элемента в театрализованных представлениях требует от авторов и режиссеров нового типа драматургического мышления, умения создавать атмосферу поверх основного действия, организовать взаимодействие исполнителей и аудитории, направить действие в нужном векторе, так чтобы у зрителя создавался необходимый образ представления. Так же необходимо предвидеть развитие действия перформанса, чтобы задать верное соотношение точных сценарных действий и спонтанных ситуаций провоцируемых перформансом.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.