СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (1 пол. ХХ в.) Сахаров В.А.,Сахарова Л.Г.,Степанов К.С.,Трапезников М.В.,Позднякова А.С.

Вятский государственный университет


Номер: 2-2
Год: 2017
Страницы: 47-49
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

молодежь, здоровый образ жизни, воспитывающая среда, педагогика, воспитание, youth, health promotion, the educative medium, pedagogic, upbringing

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная статья посвящена анализу социально-педагогических аспектов духовно0нравственного воспитания молодежи в педагогическом наследии русского зарубежья в первой половине ХХ века.

Текст научной статьи

Современная школа находится сегодня в поиске целостной педагогической системы, способной обеспечить наилучшим образом воспитание, раскрытие и развитие духовно-нравственных основ личности ребенка. В этой ситуации естественно стремление ученых и практиков выявить или создать такие методики, которые способствовали бы улучшению общего нравственного состояния общества, обретению утраченных нравственных позиций в отношениях к Отечеству, к семье, к своему народу, друг к другу. Как известно, новая русская культурная традиция, являвшая собой синтез традиционной отечественной культуры и лучших достижений западной цивилизации, оформилась в конце XIX - начале XX века. Развивавшаяся в ее русле педагогическая мысль имела гуманистический характер, была педоцентрична, выдвигала и отстаивала идеал целостного воспитания, стержнем которого было воспитание нравственности . После событий октября 1917 года педагогическая традиция продолжалась не столько в Советской России, сколько в «России зарубежной», то есть в среде русской эмигрантской диаспоры. Русская эмиграция 20-40-х годов XX века в Европе, по общему признанию исследователей этого феномена, являлась особым, во многих отношениях оригинальным культурно-историческим явлением [5,119]. В 1930 -е гг. отечественными мыслителями в эмиграции были созданы фундаментальные труды религиозной и экзистенциальной направленности. В них представлена новая трактовка и иерархия российских национальных ценностей, переосмыслена их связь с общечеловеческими. Системообразующей нормой национального образования и воспитания выступала религиозно-нравственная традиция православия, которое являлось в это время основой не только мировоззрения философов, но и их мироощущения в целом, давало возможность ощущать себя в неразрывном духовно-эмоциональном единстве со всем русским народом. Здесь можно повторить известный тезис о том, что культура человека, народа- это, прежде всего, его вера. С этой позиции православие выступало важнейшим нравственно-интеллектуальным стимулом для творчества, создавало ценностную опору для нелегкого существования на чужбине. Постепенно в эмиграции формируется новая философия национального образования и воспитания, определяются ее духовные, нравственные и этические приоритеты. Если в советской педагогике и системе образования основополагающими ценностями выступали материализм, диалектика, интернационализм, партийность, атеизм, то в философии образования русской эмиграции такими ценностями были православие, служение делу возрождения великой, свободной России, патриотические традиции русского народа. В трудах философов и педагогов русской эмиграции «первой волны» (И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, Н.Н.Афанасьев, К.А.Ельчанинов, Л.А.Зандер, И.А.Лаговский, С.С.Куломзина, С.Четвериков, А.С.Четверикова и др.) особо подчеркивалась необходимость осуществления религиозного, духовно-нравственного и патриотического (национального) воспитания детей с опорой на их эмоционально - потребностную сферу. Обсуждение проблемы сущности и смысла духовно-нравственного воспитания осуществлялось в широком философском контексте в связи с рассмотрением общемировоззренческих и собственно этических вопросов. Мыслители-педагоги русского зарубежья занимали гуманистическую позицию в раскрытии сущности воспитания. Духовно-нравственное воспитание понималось ими содействие нравственному становлению человека, как фактор духовного созревания, становления личности. В педагогике Русского зарубежья широко обсуждались возможности различных средств нравственного воспитания. Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру [7]. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение - совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым и создавая воспитывающую среду [3,380]. Уникальной по своим воспитательным возможностям рассматривалась семья как естественная воспитывающая среда жизни и развития ребенка. По убеждению педагогов Русского зарубежья (И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, прот. С.Четвериков) семья является эмоционально-значимой средой жизни и деятельности ребенка, в которой происходит развитие его нравственных чувств. По определению И.А.Ильина «семья есть для ребенка лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести» [2,152] Благодаря каким условиям семья становится такой воспитывающей средой? - Одним из главных условий этого, считает В.В.Зеньковский, является «эмоциональная близость, эмоциональное единство»[1,123] членов семьи. «Всякая радость одного члена семьи празднуется всей семьей; не существует никаких непереходимых перегородок между отдельными членами семьи, но есть одна общая жизнь, не подавляющая никого, но подымающая тон личной жизни и усиливающая ее активность», - писал В.В. Зеньковский [1,123]. Если это условие отсутствует, то воспитательная роль семьи снижается. «Почти всегда эмоциональная тупость, эмоциональная замкнутость являются свидетелями того, что в детские годы душа ребенка не могла раскрыться навстречу лучам социальности, что она сжималась и морщилась в холодной атмосфере взаимного равнодушия, враждебности, чисто внешних отношений, царивших в семье»[1,125] Вторым важнейшим условием является взаимная любовь и духовное единство супругов. «Главным условием такой семейной жизни является способность родителей ко взаимной духовной любви. Ибо счастье дается только любовью долгого и глубокого дыхания, а такая любовь возможна только в духе и через дух», - подчеркивает И.А. Ильин [6, 81-84]. Третье важное условие - родительская любовь к детям: «заменить семью в этом деле ничто не может: ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь, и притом с такою щедростью, как нигде более [4,148]. В семье и только в семье ребенок чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости - существом, возникшим в сокровенной совместности двух других существ и обязанным им своей жизнью, личностью, раз навсегда приятною и милою во всем ее телесном - душевном - духовном своеобразии» [6,98]. Аксиологическими ориентирами воспитания в семье, по его мнению, должны были стать такие общечеловеческие ценности, как любовь, внутренняя свобода, вера, совесть, (т.е. нравственные чувства). Воспитание в семье, здоровая атмосфера семейных взаимоотношений создают основу для развития чувства любви, долга, бескорыстия. «В браке и в семье человек учится от природы - любить, из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть не что иное, как христианская любовь, - отмечает И.А.Ильин, - Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христианской любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием»[2,152] Развитие нравственных чувств ребенка в семье создает основу для его дальнейшего культурного развития, полноценного духовно-нравственного и патриотического воспитания. Духовно-нравственное воспитание ребенка является главной задачей семейного воспитания: «главная задача брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей. Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть. [2,150]. Педагогическое наследие Российского зарубежья, как неотъемлемая часть многовековой истории образования России, может оказать немалую помощь современным педагогам в их поиске способов решения проблем нравственного и патриотического воспитания личности. Исследование проблем образования и развития педагогической теории и практики Российского зарубежья позволит включить в исторический контекст культуры и педагогики России незаслуженно забытые пути решения проблем воспитания и социализации молодежи, сделать достоянием педагогики целый пласт идей и концепций, отражавших как общечеловеческие, так и духовные и национальные ценности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.