СООТНОШЕНИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО И КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ В XIII В Зубенко В.В.,Плешков Е.В.

Краснодарский университет МВД РФ


Номер: 2-4
Год: 2017
Страницы: 79-81
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

каноническое право, Европа, декреты, canon law, Europe, decrees

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена анализу некоторых аспектов соотношения римского частного и канонического права в средневековой Европе в XIII в.

Текст научной статьи

Одним особенно знаменательным явлением на протяжении многих поколений после Грациана была быстро растущая взаимозависимость между каноническим правом и восстановленным римским частным правом. Рассмотрим особенности соотношения римского частного права и канонического права средневековой Европы, опираясь на уже опубликованные труды в этой области [1,2,3,4,5], а также с помощью распространенных в науке права методов [6,7,8,9,10,11,12,13]. Грациан очевидно включил несколько, если таковые вообще имеются, ссылок на римское право в первоначальной версии «Декретов», но на заре его истории анонимный интерполятор добавил почти 150 последних канонов к его книге, включая большое количество текстов римского права. Канонисты в конце XII века обычно заимствовали термины, идеи, понятия и институты у цивилистов, в то время как светские авторы часто сравнивали канонические институты и практику с теми, которые они находили в римских правовых текстах. В начале XIII века симбиотические отношения между двумя изучавшимися видами права (называемыми так в отличие от обычного права и внутригосударственного статутного права, которые обычно не были плановыми предметами изучения на юридических факультетах университетов) так тесно срослись и распространились, что ученые иногда говорят о рецепции римского права канонистами. Рецепция в этом контексте означает, что канонисты приняли Свод цивильного права Юстиниана как дополнительный источник канонического права. Таким образом, когда канонические источники не давали ответов на вопрос или решения проблемы, канонисты иногда черпали информацию и правовые нормы, в которых они нуждались из источников римского права. С практической точки зрения эти два вида права также были взаимозависимы. Студентам права, действительно надеявшимся зарабатывать себе на жизнь как практикующие юристы, необходимо было изучать оба права, чтобы получить знания, необходимые ему в дальнейшем для обеспечения себя средствами к существованию. Краткие справочники по гражданскому праву для канонистов и по каноническому праву для гражданских обывателей следовательно завоевали популярность у читателей и широко распространялись. Более того, начиная со второй половины XIII века и далее все более частые ссылки на «всеобщее право» или ius commune, означавший такие нормы материального и процессуального права, которые обычно применялись во всем христианском мире. В действительности всеобщее право обычно означало римские канонические правовые понятия и практика, которые городские и королевские суды могли применять для разрешения проблем при недостаточности или отсутствия соответствующих местных обычаев или статутов. Далее, ius commune включало не только тексты римского канонического права, но также признавало типовые глоссы и мнения комментаторов как авторитетные источники права. По большой части ius commune опиралось в вопросах канонического судопроизводства на гражданско-процессуальное право как на модель, которую она приспособила для своих собственных целей со сравнительно незначительными изменениями. Во многих регионах ius commune также включало в себя и нормы канонического субъективного права, основанного на нормах права справедливости, разрешавшие судьям устанавливать правила, приспосабливая обстоятельства отдельной ситуации, когда от судьи требовалось отступить от строгости следования праву. Таким образом, ius commune в действительности преобразовало римское каноническое право в массу правовых обычаев и норм, считавшиеся основным местным обычаем и законом. Судьи могли и прибегали по своему усмотрению к применению массы норм или обычаев, которые они считали пригодными для разрешения споров и поддержания мира внутри общины. В целом же каноническое право к середине XIII века стало особенной академической дисциплиной, все более специальной и в интеллектуальном отношении все более отдалявшейся от богословия, теологии и гражданского права, но все-таки еще концептуально связанной с обоими. Стоит ли в таком случае удивляться, что во второй четверти XIII века канонисты начали искать пути утверждения своей выдающейся индивидуальности. Первоначально это делалось в форме создания определенных академических званий, для того чтобы отличать людей, сведущих в каноническом праве от обучавшихся другим дисциплинам. Даже до XIII века в документах время от времени появляются такие звания как «магистр декретов» (magister decretorum), но такое звание в то время необязательно означало какой-либо определенный курс обучения или доказывало, что человек, носивший это звание, имел университетскую степень. Тем не менее, в течение двух десятилетий указание при фамилии такого рода обозначения приобрело более точное академическое значение. «Магистр декретов» к 20-ым годам XIII века вероятно означало, что человек занимался изучением курса или прошел курс обучения канонического права в университете, и по его окончании сдал экзамен своему преподавателю, который удостоверял, что он был компетентен преподавать и заниматься профессиональной деятельностью и практиковать как канонист. Структура и номенклатура степеней в 50-х годах XIII века выросли и стали более сложными, что приводило к путанице. Звание «доктор декретов» (doctor decretorum) к тому времени стало общеупотребительным для определения дипломированного канониста, не только окончившего курс обучения, продолжительностью пять или более лет, но также сдавшего как предварительный экзамен своему преподавателю лично, так и открытый экзамен комиссии, а также читавшего лекции по каноническому праву в университете, который и присуждал ему звание. Окончившие один или два года обучения по дисциплинам канонического права, в то время получали звание «бакалавры декретов», в то время как достигшие в обучении успехов, достаточных чтобы сдать экзамен своему преподавателю, часто носили звание «лицензиата декретов».

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.