К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАПРЕТЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИДЕОЛОГИЮ Шуайпова П.Г.,Мищенко М.С.

Всероссийский государственный университет юстиции


Номер: 2-4
Год: 2017
Страницы: 113-115
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

идеология, государство, права и свободы человека и гражданина, the ideology of the state, the rights and freedoms of man and citizen

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется вопрос о конституционном запрете на государственную идеологию.

Текст научной статьи

Стабильность современных социальных отношений позиционируется современной российской властью в качестве одного из наиболее успешных последствий проводимых в годы президентства В.В. Путина реформ. В самом деле, устойчивое общество высоко оценивает результаты работы главы государства на своем посту. При этом отсутствуют какие-либо значимые протестные движения, государственный механизм работает исправно, не сотрясаясь от внутренних конфликтов, уровень жизни по сравнению с 90-ми годами заметно вырос, престиж российского государства, несмотря на санкции стран Запада, соответствует статусу между "сильной региональной державой" и "сверхдержавой". Все это делает Российскую Федерацию державой, способной отстаивать свои геополитические интересы и осуществлять действия, необходимые для обеспечения национальной безопасности. Всё вышесказанное безоговорочно соответствует действительности и не может быть признано спорным и неоднозначным. Однако остается открытым вопрос: на каком фундаменте были реализованы все вышеперечисленные достижения? Обычно государственная политика основывается на идеологии. Она и является тем фундаментом, на котором на долгосрочной основе «строятся» стратегии государственного управления. Указанная свойство идеологии определяется ее понятийными особенностями. Рассмотрим их, используя методы, применяемые в юридической науке [3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14]. В современной науке под идеологией обычно понимают совокупность фундаментальных представлений, выражающих через упорядоченную систему ценностей отношение к качеству разных сторон социальной реальности: праву, образованию, государству, труду, собственности, социальной политике и т.д., и т.п. [2] Посредством идеологии мы имеем четкое представление о том, на каких ценностях должна базироваться власть в своей политической деятельности, какие формы социальной защиты следует реализовывать, какую роль в организации государства играет принцип разделения властей. Идеология фактически выступает ориентиром для оценивания сторон социальной реальности, в том числе имеющих отношение к предметности конституционного права. Всё вышесказанное позволяет нам выделить функции идеологии: 1) идеология формирует политическое сознание, дает необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции. Все это имеет чрезвычайно важное значение, поскольку идеологические воззрения, в отличие от просто политических воззрений, характеризуются универсальностью; 2) идеология посредством выражения групповых и общественных политических интересов, способствует осмыслению групповых интересов и ценностей; 3) идеология интегрирует разные социальные группы в политические партии, движения, блоки по интересам, в рамках которых в обществе осуществляются основные начала политической борьбы; 4) идеология развивает политическую культуру граждан конкретного государства; 5) идеология выступает ориентиром для оценки адекватности и перспектив государственного управления, поскольку именно через идеологию электорат реализует свое видение как потенциальной деятельности политической партии в роли основного генератора государственного управления, так и текущей государственной политики, когда партия, победив на выборах, уже приступила к реализации своих политических идей и идеалов [10]. Между тем, ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации [1] определяет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Совершенно очевидно, что под понятием "обязательной идеологии" законодатель начала 90-х годов имел в виду то конституционное состояние, когда какая-то одна единственная идеология рассматривалась в качестве "обязательной", будучи постулированной в роли единственной. Полагаем, что у государства должна быть единственная идеология. Нельзя осуществлять политические действия, проводить целостную и непротиворечивую политику, основываясь на принципах идеологического плюрализма. Идеология должна быть той, с которой конкретная партия или группа лиц, пришла в органы государственной власти через процедуру политических выборов. Но у власти не должно быть единственно верной идеологии. Это противоречит сути демократии, как разновидности политического режима. Обоснованность идеологии должна подтверждаться эффективностью управления обществом, наличием позитивных результатов в деятельности власти для простых избирателей. И если всего этого нет, то одна идеология должна замещаться другой. Причем единственно правильный путь для подобного процесса в демократических обществах - замена одних политических партий и ведущих политиков на другие, которые принесут во власть вместе с собой новые идеологические модели. Смысл такой ротации состоит в убежденности, что для конкретного общества или для конкретного политического момента более предпочтительной с точки зрения эффективности может оказаться иная идеология. Процедура выборов дает обществу легальную возможность сделать «идеологическую рокировку». Идеология должна быть обязательной. Однако обязательность идеологии должна быть присуща лишь для политика, пришедшего к власти. Эта обязательность есть гарант исполнения предвыборных обещаний, гарант обеспечения политического движения, придерживающегося определенных идеологических ценностей. А вот для общества ни одна из идеологий, действительно, не может быть обязательной. Никто не должен отнимать у человека право на свободу политического выбора. Но если политик во время выборов декларирует одни политические ценности, а, придя к власти, отказывается от них, то подобная необязательность сродни разновидности мошенничества. Идеология должна быть государственной. Да, в обществе нормальным является положение, когда имеется идеологический плюрализм. Именно он выступает базисом для формирования разных партий и движений, обеспечивающих альтернативность политического выбора, без которого возникновение демократии просто немыслимо. А вот система государственного управления в условиях идеологического плюрализма или отсутствия идеологии, как таковой, абсурдна. Идеологический плюрализм в корне ломает целостность государственной политики. Не может быть так, что Председатель Правительства в России реализует одни идеологические ценности, а Президент - другие. Это будет блокировать эффективность власти. Что касается отсутствия идеологии, как таковой, то это еще более парадоксальная ситуация. Она ведет к тому, что общество не будет иметь ясного представления, каковы «замыслы» политиков, находящихся у власти. Увы, это наша текущая ситуация. Подведем итог рассмотренных проблем. По сути, нам декларируются две основные ценности: патриотизм и стабильность. Но для того, чтобы эти ценности не нуждались в искусственной подпитке, необходимо обеспечить решение целого ряда иных задач, обеспечивающих возникновение и патриотизма, и стабильности, четкая формулировка которых без идеологического оформления невозможна. А вот здесь российское государство упирается в обозначенную норму в Конституции, запрещающую декларировать политикам во власти свою принадлежность к какой-либо идеологии. В связи с этим считаем, что часть вторая статьи 13 Конституции РФ нуждается в изменении и предлагаем свою редакцию в форме конституционной поправки: «никакая идеология не может устанавливаться в Конституции Российской Федерации в качестве единственно верной и обязательной для всех».

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.