ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ Дереча И.И.,Семенова М.В.

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета


Номер: 2-5
Год: 2017
Страницы: 11-14
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

проектная деятельность, подростки, формирование, творческие способности, project activity, adolescents, formation, creativity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблема поиска педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности. В основу исследования проблемы формирования творческих способностей положены результаты тестирования, анкетирования, опросников, позволяющие выявить уровень творческих способностей.

Текст научной статьи

Проблема развития творческих способностей является одной из ключевых в системе современного образования. Творчество - самый сильный импульс в развитии человека. Л.С. Выготский отмечал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»[4]. Творчество запрашивает от личности высокой информированности в той области, в которой она желает творить. Мы считаем, что проектная деятельность дает большие возможности для формирования творческих способностей подростков. Понятие «проектная деятельность» тесно связано с такими дефинициями как «проект», «деятельность» и «творчество». Эти термины имеют различный характер с точки зрения разных отраслей науки. Мы рассматриваем данные понятия с точки зрения педагогики и психологии. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. В.С. Лазарев отмечает, что проект - это труд, выполняемый единовременно для получения уникальных результатов. Проект - это последовательность событий, связанных между собой, которые происходят в течение некоторого ограниченного времени и направлены на достижение уникального, но определенного результата [9]. Мы разделяем точку зрения И.И. Дереча и под учебным творческим проектом понимаем самостоятельно разработанный и реализованный продукт, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультированием педагога [6]. В ходе реализации проектной деятельности формируется проектное мышление. Проектное мышление - процесс обобщенного познания действительности, в ходе которого учащиеся используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации. Подростковая проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной, практической и творческой составляющей, в результате которой подросток производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной новизной[5]. Нам импонирует точка зрения Д.Б. Богоявленской, что творчество - это деятельность человека, в результате которой рождается что-то новое, неповторимое, оригинальное, представляющее культурную или материальную ценность, уникальность [1]. Нами было проведено исследование, целью которого являлось теоретическое обоснование и реализация педагогических условий инициирующих формирование творческих способностей подростков средствами проектной деятельности. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы №31 в г. Ишиме. В исследовании приняли участие учащиеся седьмых классов в возрасте 14 лет в количестве 30 человек. На первом этапе нашего исследования мы провели диагностику творческих способностей подростков. Для диагностики уровня творческих способностей подростков мы выделили следующие критерии: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный. Показателями когнитивно-эмоционального критерия являются: беглость, сопротивление замыканию, гибкость, точность, оригинальность, разработанность идеи. Личностно-креативный критерий предполагает выявление уровня личностной креативности. С целью диагностики уровня личностной креативности подростков мы использовали метод тестирования по опроснику «Уровень личностной креативности» Джонсона в адаптации Е.Е. Туник. По результатам адаптированного опросника Джонсона мы получили результаты, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 Уровень творческих способностей подростков Уровень творческих способностей Группы Экспериментальная Контрольная Количество % Количество % Низкий 4 26,7 4 26,7 Средний 8 53,3 9 60 Высокий 3 20 2 13,3 Анализ результатов позволяет заметить, что высокий уровень творческих способностей имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 в контрольной группе (13,3%). Низкий уровень творческих способностей имеют по 4 человека (26,7%) в экспериментальной и контрольной группе. Большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень творческих способностей: 8 испытуемых (53,3%) в экспериментальной группе и 9 испытуемых (60%) в контрольной группе. По результатам полученных данных можно сделать вывод о преобладании у испытуемых обеих групп среднего уровня развития творческих способностей. С целью изучения творческих способностей, таких как беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность мы провели тестирование по методике Дж. Гилфорда «Варианты употребления предметов» точность. Результаты по тесту Дж. Гилфорда предаствлены в таблице 2. Таблица 2 Уровень творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность, точность) Уровень творческих способностей Группы Экспериментальная Контрольная Количество % Количество % Низкий 6 40 10 66,7 Средний 6 40 3 20 Высокий 3 20 2 13,3 Из полученных данных мы видим, что высокий уровень имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 человека в контрольной группе (13,3%). Средний уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 3 человек (20%) в контрольной группе. Низкий уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 10 человек (66,7%) контрольной группе. В результате полученных результатов мы можем прийти к выводу, что у большинства подростков контрольной группы по данной методике преобладает низкий уровень творческих способностей, тогда как у экспериментальной группы равное количество испытуемых показали низкий и средний уровень творческих способностей. Проведение фигурного теста Е. Торренса, с целью определения уровня креативности, позволило нам оценить некоторые показатели: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». По результатам теста Е. Торренса мы получили результаты, которые представлены в таблице 3. Таблица 3 Уровень творческих способностей подростков (по результатам Фигурного теста Е. Торренса) Уровень творческих способностей Группы Экспериментальная Контрольная Количество % Количество % Низкий 1 6,7 2 13,3 Средний 11 73,3 10 66,7 Высокий 3 20 3 20 Анализ результатов позволяет констатировать, что большинство участников обеих групп показали средний уровень развития творческих способностей: 11 человек (73,3%) из экспериментальной группы и 10 человек (66,7%) из контрольной. Высокий уровень был выявлен у 3 подростков (20%) из контрольной группы и 3 (20%) из экспериментальной группы. Низкий уровень был выявлен у 1 (6,7%) подростка из экспериментальной группы и 2 подростков (13,3%) из контрольной группы. В результате полученных данных по данной методике можно сделать вывод, что у испытуемых обеих групп преобладает средний уровень творческих способностей. Таким образом, на основе данных констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что у большинства подростков преобладает средний и низкий уровень творческих способностей, что на наш взгляд обусловлено недостаточным вовлечением в творческую деятельность подростков в рамках учебной программы. Мы предположили, что формирование творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: мотивационную направленность на самореализацию участников проектной деятельности; использование активных методов взаимодействия педагогов и учащихся, организация группового взаимодействия; установление педагогически целесообразных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом - педагогом и учащимися. Реализуя первое педагогическое условия, мы провели лекцию-конференцию для подростков экспериментальной группы «Психология в жизни человека, решение проблем общества. Взгляд XXI века», в ходе которой, подростки познакомились с теми возможностями, которые открывает психология перед современным человеком. Реализуя второе педагогическое условие мы вместе с подростками провели «мозговой штурм», технологию «дебаты» и выявили актуальные и значимые для подростков темы для проектов, например, «Психологический портрет лидера», «Зачем нужна эмпатия», «Физическая работоспособность учащихся 7 класса»[8].используя и В процессе реализации третьего педагогического условия мы провели тренинг «Как сделать свой проект интересным для людей. От репродукции к креативности». Большой интерес у подростков вызвала деловая игра «Моя идея», в ходе которой каждый подросток доказывал значимость своего проекта, обосновывал финансовое обеспечение проекта, отвечал на вопросы «заказчика» проекта. С целью актуализации мыслительных операций у подростков мы использовали теоретические положения, разработанные Е.В. Слизковой, Комаровой Ю.В., позволяющие сопоставлять, анализировать различные точки зрения по проблеме. В процессе работы над проектом, когда у подростков возникали интеллектуальные затруднения, педагоги не давали готовые ответы, а использовали проблемные ситуации, разработанные С.А. Вдовиной[2]. Для оценки защиты выполненного проекта мы использовали следующие критерии: - качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, - объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи. - культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории. - ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта. - деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность[3,7]. Наше исследование дает возможность констатировать, что реализованные педагогические условия способствуют успешному формированию творческих способностей у подростков с использованием проектной деятельности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.