ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ Каденова Ж.Т.

Ошский государственный социальный университет


Номер: 2-5
Год: 2017
Страницы: 26-29
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

глобализация, народная педагогика, этнопедагогика, народная культура, традиции, педагогическая функция, globalization, folk pedagogy, ethnical pedagogy, popular culture, traditions, educational function

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В этой статье рассматривается влияние глобализации на народную национальную культуру. Проводится анализ о противостоянии народной педагогики “массовой культуре”.Основные материалы взяты из русской, мировой этнопедагогики.

Текст научной статьи

В мире с каждым днем становится сложнее, вся планета опутана интернет сетями, любую информацию можно распространить через информационные сайты, социальные сети. Жители планеты преимущественно общаются на нескольких языках (английский, китайский, немецкий, французский, русский), а остальные языки находятся на грани исчезновения. В век глобализации люди становятся похожими друг на друга, забываются национальные обычаи, традиции, культуры. Испокон веков нацию, народ определяет язык. Народ, потерявший свой язык, теряет народную педагогику, теряет этническую идентификацию. В Центральной Азии в начале ХХ в. были такие нации как лакай, барлас,конурат. Впоследствии эти народности затерялись в других народах. В то же время в Северной Сибири насчитывалось 45 разных народностей. Менее чем за век такие народы как кет, ительмен, керек, негидал исчезли. С народа нельц осталось 200 человек, и то говорят на русском языке, с народности тофа 722 человек из них только 2% говорят на родном языке, из алеутов осталось 644 человек, 95% не знают родного языка. Самое главное было прекращено обучение на родном языке. В столице Кыргызстана в городе Бишкек с каждым годом кыргызский язык теряет свою позицию. Родители детей отдают в русскоязычные школы, причина в республике очень высокий процесс миграции. Многие выпускники школ едут в Российскую Федерацию, где знание русского языка является первоочередной задачей. Выпускники, окончившие кыргызские школы, не могуть работать в иностранных фирмах, крупных промышленных предприятиях, в государственных органах, не могут поехать учиться в Россию, от них требуется знание русского, английского языков, а знание кыргызского языка не обязывается. В городе Бишкек и Ош умных, сообразительных учеников перетягивают, переманивают в школы с русским, английским, турецким, немецким языком обучения. Процесс глобализации приводит к ослаблению народной педагогики, национального родного языка. Еще один фактор- исламизация кыргызской общественности. И в городах, и в селах учащиеся перестают посещать общеобразовательные школы, уходять учиться в медресе. Отрицательные стороны этого явления проявляются везде: в селе Эски-Ноокат в религиозном празднике Ураза-байрам исламисты попытались захватить здание районной государственной администрации; а также подожгли, разрушили новогоднюю ёлку, избили Деда Мороза, прогнали Снегурочку, ярые исламисты разбивают телевизоры, компьютеры, сжигали фотографии. В городе Джалал-Абад девочки, посещавшие медресе, не встали с места во время звучания гимна Кыргызской Республики. Кыргызские парни, молодёжь добровольно вступают в ряды таких организаций как “Исламское движение”, “Талибан”, “Туркестанская Исламская Республика”. Причины такого влияния на молодёжь это: в медресе, в институтах ислама ослаблен, а то и совсем нет обучения по следующим направлениям: как естественно-математическим, родиноведение, родной язык, история, отказ от национальной идеи приводит к арабизации, туркизации, исламизации общества. Одной из отрицательной стороны глобализации является то, что появилась «массовая культура», «массовая культура» тормозит, мешает развитию национальной культуры. Молодёжь Кыргызстана через массовую культуру: электронное письмо (E-mail), телепередачи, кино, интернет, мобильный телефон, компьютерные игры, DVD, караоке и т.д. своих «героев» находят в боевиках, «западнизация» захлестнула нас. Вследствие этого у учащихся общеобразовательных школ понизился читательский интерес, ослабевает литературно-эстетический вкус. И в этот период огромное место занимает народная культура. А.Муратов говорит: «Художественная литература общества в познании самого себя, помнит пройденное, в гуманизации сознании молодежи, в освоении всего богатство родного языка выполняет огромную роль. Век глобализации, когда все происходит со стремительной быстротой, человечество должно снова и снова изучать, помнить пройденную историю, с каждым днем актуальной становится диалог культур, и большая ответственность возлагается на школьный предмет-литература». Прогрессивное движение человечества всегда уделяло внимание чтению книг, культура, образованность, грамотность измерялось через чтение. По сравнению ХХ веком, в ХХI веке человечество перестала читать, интерес к чтению погас. Специальные исследования показывают, что в Англии дети, подростки перестали читать, а в Германии общественность была в шоке, узнав уровень читаемости молодежи. Международная организация по оцениванию знаний учащихся (PISA) провела исследования среди развитых 32 стран мира по чтению книг, учащиеся Российской Федерации заняли 28-место. Хотя СССР (в том числе Российская Федерация, Кыргызстан) более полувека считалась самая читаемая держава [1,46]. По исследованиям социологов ребята младших классов говорят «мне нравится читать книги» 43%, то в 10-классе этот показатель падает до 17%, в противовес этому показатель « не нравится, не читаю» в младших классах составляет 8% , то в старших классах показывает 17%. По исследованиям 2001-года в России 43% учащихся книги читают из домашней библиотеки, 18% с общественных библиотек, 16% покупают в книжных магазинах, а остальные берут и читают друг от друга и со школьной библиотеки. Учитывая интерес, подростки 11-14 лет читают книги про животных и природу 16%, 11% приключения и «ужастики», 8% фантастику, 7% сказки, 7% про технику, 4% на исторические темы [1,49]. Интересный факт: с каждым годом у детей пропадает интерес к чтению сказок, может это последствия современного мира урбанизации, глобализации, ребята отдаляются от народного фольклора? И в тоже время у учащиеся пропадает интерес к чтению вообще. С конца прошлого века, пришедший с Запада «кризис нечтения»очень быстро распространился и в Кыргызстане: электронное чтение, видеопродукции, мультимедиа всё это простоит книге. Эти явления наблюдаются не только в городах, но и в селах. Везде есть, играют компьютерные игры, выросло так называемое «мультимедийное поколение». В Кыргызстане система образования находится в кризисном состоянии. По исследованиям PISA международная организация из 57 стран Кыргызстан занимает самое последнее место. По стандартам образования у учащиеся 8-класса уровень образования не достиг даже 40% (2007-год источник). Именно в этом плачевном положении предмет кыргызская литература не выполняет свои функции [2,12-13]. Итак, в век глобализации молодёжь не должна забывать традиции, обычаи, язык, культуру, историю своего народа. И в этом народная педагогика отводится ценная роль. В век глобализации воспитательные традиции народной педагогики связаны следующим: 1. Национальные традиции в менталитете народа, психологически впитаны, передается поколениям и это имеет огромное значение. Например, у кыргызов есть традиция уважение и почет аксакалам, культура поклонения, по сравнению с детьми Европы, националы больше глубже поймут это. 2. Народная педагогическая культура прошла через века, была основой воспитания, испытана многими поколениями, из-за этого её можно назвать идеальной педагогикой. 3. Народная педагогика вырабатывалась веками, людьми умудренными опытом, удобна в применении, в жизни. Например, возьмите пословицы в одной, двух строках заключается жизненная философия, универсальна в применении, действенна в воспитании. Акматали Алимбеков дает следующую характеристику народной педагогике: «А) Требования к воспитанию появляются до появление нации. Например, уважение и почет к старшим появилось в племенном обществе. Молодёжь слушалась вождей племени, брали с них пример, строили взаимоотношения подобно им. С испокон веков эта традиция сохраняется в обществе. Даже на заре истории мифы и легенды полны такими идеями, примерами. В формировании нации, народа именно эти ценности считаются духовным началом. Б) В народной педагогике идеи, традиции, обычаи появились из-за нужды. Во-первых, самое нужное духовное начало для народа превращается в идеал воспитания. Во-вторых, развитие практической, жизненной, духовной потребностей рождает педагогические находки, опыт, получает дальнейшее развитие. В) В зависимости от географии, истории у каждого народа педагогическая культура имеются различия, условия. Географическая среда, историческая условия везде не одинаковы. Г) Прежде всего народная педагогика - это практика социальной жизни, система воспитания. Итак, народная педагогика это не только воспитание, обучение через идеалы, а феноменальное формирование идей через практику [3,6-7]. Дальше ученый дает характеристику народной педагогике в своей книге «Кыргызская этнопедагогика» переводит определение народной педагогике: А.Э.Измайлов: «народная педагогика появилась в последствии исторического, социального опыта, проверялась на практике, передавалась из поколения в поколение- общность система знаний, навыков, привычек». А. Ш. Гашимов: «Собрание взглядов, традиций, обычаев, нравов. Объектом народной педагогики является гражданин личность любого пола, любого возраста». Я.И.Ханбиков: «Собрание включает цели обучения и воспитания, ресурсы, навыки, обязанности является сборником эмпирических знаний». Г.Н.Волков: «Народная педагогика в устном народном творчестве традиций, обычаев, игр, игрушек идеи народной педагогики и опыт воспитания собраны в одном понимании». И.Б.Бекбоев: «Народная педагогика - это разработанный народом в устном народном творчестве, в традициях, в обычаях, в ритуалах, в национальных играх этнографические, исторические, археологические материалы, сохраненные в педагогических идеях, в исторических воспитаниях. Итак, народная педагогика - это национальная грамотность, начало, истоки культуры… Положения народной педагогики появились вследствие жизненной необходимости до появления научной педагогики; народная педагогика собрала и сплотила народ, развивала, обучала, воспитывала, сформировала общность как нацию, народ среди других народностей.Образцы кыргызского народно педагогического положения, правила национальной кыргызской педагогики можно увидеть в эпосе «Манас»». Обобщая труды исследователей А.Муратов приходит к такому мнению, народная педагогика: - во-первых, идеи воспитания того или иного народа сформировались до того как сформировалось народ; - во-вторых, эти идеи в географических, исторических условиях развиваются, отбираются в потребность народа; - в-третьих, идеи проверяясь, передаются из поколения в поколение как ценная вещь; - в-четвертых, народной педагогике традиции всегда направлены на воспитание; - в-пятых, она состоит из эмпирических знаний, практики, в то же время не противостоит классической педагогике, они дополняют друг друга; - в-шестых, приобретение народных масс не является идеей одного человека, никто не может являться автором и т.д. [4,10].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.