ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Карпенко В.Н.,Карпенко И.А.,Щегликова Н.Н.

Белгородский государственный институт искусств и культуры


Номер: 3-2
Год: 2017
Страницы: 121-125
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

эстетическое воспитание, хореографический коллектив, танцевальное искусство, aesthetic education, dance team, dance art

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается эстетическое воспитание в хореографическом коллективе, которое направлено на развитие и совершенствование способностей обучающихся, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, отличать в искусстве гармонию от дисгармонии, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Текст научной статьи

Танцевальное искусство в России является одним из самых важных факторов формирования духовно богатой, гармонически развитой личности и с каждым годом приобретает всё большую популярность. Благодаря регулярной системе занятий хореографическому искусству, воспитанию и образованию, учащиеся приобретают общую эстетически-художественную и танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей позволяет более тонко осознать и понять профессиональное хореографическое искусство. «Синтетическая природа хореографии как особенного и самостоятельного вида искусства - это закономерный результат его одновременной подчиненности пространственным и временным законам, что является одной из особенностей танца» [3, 9]. Танцевальное искусство является одним из самых популярных и распространённых среди детского контингента видом искусства. Родители охотно приводят своих детей в хореографические коллективы, школы, студии, ансамбли, танцевальные кружки и группы, где с большим желанием и удовольствием, с немалым рвением они занимаются. Дети получают не только танцевальные навыки и музыкальность, но и умение осмысленно и выразительно передавать характерные особенности той или иной хореографической постановки. Невербальные технологии, применяемые на занятиях хореографией, представляют собой особые возможности для формирования духовно-нравственной сферы. Выражение индивидуальности помогает сформировать правильное представление о действительности и дать верную оценку происходящим событиям с точки зрения духовно-нравственного отношения, что в свою очередь, способствует формированию личности. Развитие эмоционально-чувственной сферы, воображения прямо пропорционально проявлению её творческого потенциала. Творчество как фактор, рождающий новый подход, нетрадиционный взгляд, способствует формированию духовно-нравственной позиции личности, способной ломать стереотипы, преобразовывать действительность в соответствии с духовно-нравственными принципами. Дети - это особая категория людей. Все они индивидуальны, каждый со своим характером. Они очень эмоциональные и легко ранимые. Характерная особенность детского творчества - его всеобщий характер. Ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Через хореографию закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой хорошего, плохого, красивого, уродливого. Особенностью хореографического искусства, как средством воспитания, заключается в том, что в хореографии сконцентрирован творческий опыт человека, его духовное богатство, в хореографических произведениях разных жанров художник выражает своё эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В танце отражается человеческий духовный мир, его чувство, вкусы, идеалы [4, 149]. С точки зрения психологии и педагогики танец рассматривается как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Ещё Сократ в возрасте 60 лет брал уроки танцев у знаменитой танцовщицы Аспазии и объяснял это просто: «Вы смеетесь, когда я хочу танцевать, как эти молодые люди. Разве это настолько смешно, что я хочу делать упражнения, необходимые для здоровья? Разве это плохо, что, танцуя, я хочу уменьшить вес своего тела» [2, 83]. Думается, что авторитетное высказывание мудреца прошедших столетий в пользу целительного значения танцевальных упражнений поучительно и для наших современников. В настоящее время существуют весьма противоречивые представления о танце. Многие исследователи сходятся в том, что танец - это ритмическое движение. Рассматривая танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий учёный К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказал, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека являлся ритмический строй труда [2, 92]. Э.А. Королева считает, что первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Таким образом, с психологической точки зрения, танец является элементом невербального поведения человека и пусковым механизмом в искусстве общения. Функции танца в этом контексте следующие: • показатель эмоциональное состояние партнёра; • создание образа партнёра по танцу; • индикация сложившихся отношений между партнёрами и их • изменений. Танец служит средством самораскрытия и выражения чувств ребёнка. Танец даёт возможность ребёнку без риска высказать всё, что может и не может быть выражено словами. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания «Я» [6, 213]. Танцевальное искусство подразумевает решение многих задач, одной из которых является углублённое осознание детьми собственного тела и возможностей его использования. Вторая состоит в усилении чувства собственного достоинства у членов группы. В-третьих, танец используется для развития социальных навыков посредствам приобретения участниками соответствующего и притом приятного опыта. Четвёртая задача состоит в том, чтобы помочь детям вступить в контакт с их собственными чувствами путём установления связи чувств с движениями. Занятия в хореографическом коллективе подразумевают совместную работу участников, игры, и другие невербальные формы общения. В основу обучения детей в хореографическом коллективе необходимо положить игровое начало. Речь идёт о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелёгкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится её смыслом продолжением. Известно, что динамические упражнения игрового характера благотворно влияют на здоровье детей, и, повышая тонус, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение [7, 124]. Также хореографическое искусство воспитывает у ребёнка любовь к окружающей действительности. Особенности психологического взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с природой позволяют подлинно прочувствовать различные состояния природных объектов в процессе творческого создания экологического образа. Пережив, хоть однажды, состояние голодного, озябшего воробья ребёнок проникается чувством сострадания, жалости, появляется желание помочь. Нравственные чувства приобретают характер действенных чувств. Формирование способности вчувствования в природный объект, эстетической восприимчивости, перенесения себя в облик природного существа и действие на новой основе способствует проявлению сочувствия природным объектам, гармонизации личности ребёнка с природой, самим собой и обществом. Хореографическое искусство создаёт благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Большую роль в формировании личности ребёнка играет и репертуар хореографического коллектива. Подбор репертуара для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста необходимо постоянно обновлять, внося с учётом времени и особенностей обучаемых детей определённые коррективы. Поэтому, формирование репертуара дело не просто ответственное; оно определяет всю деятельность различных видов коллектива. Выбор постановочной работы, прежде всего, должен быть основан на возрастных особенностей детей. При постановке хореографического номера особое внимание надо уделить: - Хореографическому образу. Работая над образом героя необходимо продумать его историю, что с ним происходило, и что с ним будет происходить. Автор только тогда добьётся результата, если сделает поведение своего героя логичным, правдивым, естественным. Линия поведения героя в процессе сценического действия даёт возможность раскрыть перед зрителем его образ с наибольшей полнотой, а, следовательно, помогает раскрытию сюжета и идеи произведения. Наблюдения, анализ жизненных явлений, характеры людей, их взаимоотношения, психология человеческих поступков, всё это является пищей для фантазии балетмейстера [8, 21]. Подбирая образ для детей необходимо очень серьёзно относиться ко всему выше сказанному. Образ должен быть интересен детям, должен заинтересовать их. Перед тем как начинать работать с детьми над постановкой номера, необходимо рассказать им о персонаже: что он из себя представляет, какой у него характер, чем он занимается. Через образ ребёнок раскрепощается, развивает свою мимику, учится легко «входить» и «выходить» из образа, что не мало важно. - Подбору музыкального материала. Музыка - неотъемлемая часть хореографии. В творчестве каждого балетмейстера она является его источником, которая питает его вдохновение, определяет атмосферу и характер создаваемого хореографического образа. Во время исполнения танца, музыка помогает зрителям понять его характер, эмоциональное состояние, атмосферу танца, помогает проникнуть в его содержание. Музыка влияет на чувства, мысли, настроение. Музыка и хореография - родственны. Хорошая музыка развивает музыкальный вкус, развивает понимание красоты музыкального произведения. При подборе музыкального материала, необходимо обратить внимание на то, чтобы она была доступной для детей, увлекательной и развивала их фантазию. Выражение музыки в танце заключается, прежде всего, в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не только к общему характеру настроения (весёлое, грустное) и к выражению элементарных чувств, но и к сложным образам, которые в равной мере могут быть присущи и музыке и танцу [5, 145]. Необходимо также рассматривать музыкальную драматургию. В её основе лежат эмоционально-выразительные темы. И в их соотношении, контрасте, развитии, воплощаются драматические конфликты. Благодаря логике музыкального развития образно значимая эмоция переходит в идею - рождается эмоциональный образ, который в танце является эмоционально- пластическим. Огромную роль в создании образа в музыке, играет ритм. Соответствие танца и музыки относится также и к форме. Музыкальной и хореографической формой называется строение музыкального или хореографического произведения. Форма определяется содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых или танцевальных элементов, распределённых во времени. Форма является первоосновой искусства [1, 115]. - Подбору танцевальной лексики. При сочинении танцевального номера, необходимо учитывать физическую подготовку ребёнка. Физическая нагрузка обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Необходимо поставить себе задачу - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к гармоничному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Одним из важнейших факторов в работе с детьми является - использование минимум танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа и словесных объяснений. Но необходимо чувствовать «меру». Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, также может вызвать скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно [8, 25]. Работая с детьми, также следует обращать внимание на их психологические особенности. Педагогу необходимо владеть знаниями педагогики и психологии, знать возрастные особенности детей. Так, как одним не осторожным словом можно «ранить» ребёнка, «отбить» желание заниматься хореографией. Необходимо постоянно уделять, каждому в равной степени, своё внимание, поощрять добрыми словами. В этом случае дети с большим удовольствием будут приходить к вам заниматься хореографией. Таким образом, перед родителем и его ребёнком существует огромный выбор хореографических коллективов, которые различаются и по своим видам, и по своим жанрам. Ребёнок может выбрать тот хореографический кружок, студию, или школу, которая ближе ему по содержанию и пониманию. Хореографическое искусство способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Занятия танцевальным видом искусства приносят детям широкий диапазон эмоциональных переживаний, связанных с творческим преодолением трудностей. Через хореографию закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой хорошего, плохого, красивого, уродливого. Дети - это особая категория людей, особая субстанция. Все они индивидуальны, каждый со своим характером. Они очень эмоциональные и легко ранимые. Важно поощрять творческую инициативу детей, подростков и взрослых участников коллектива в желании и осуществлении задуманного. И нередко, включившись в творческую хореографическую атмосферу, активно занимаясь с руководителем аналитической работой для грамотного понимания содержательной стороны танцевального искусства, участники ансамбля выбирают профессию хореографа.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.