СОФИСТЫ И СОКРАТ. ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА Герич А.А.

Казанский государственный энергетический университет


Номер: 3-2
Год: 2017
Страницы: 144-146
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

софизм, Сократ, поиск человека

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена периоду классической античной философии -софизму и учению философа Сократа, открытию «человека» в философском смысле, его проблем и достижений.

Текст научной статьи

В Древней Греции, примерно в VII-VI вв. до н. э. закончилось становление рабовладельческого строя, тяжелый физический труд был переложен на рабов, и у свободного населения появилось время для досуга. Философия в Древней Греции была своеобразной протонаукой, т. е. содержала в себе основы других наук (физики, медицины и т. д.). По мере их отделения формировалась особый предмет - философия. Исходя из того, изучение каких вопросов преобладало в тот или иной период, в развитии философии выделяют: космоцентрический этап (от греч. Kosmos -пространство, окружающий мир). Антропоцентрический этап (от греч. Anthropos - человек). Теоцентрический этап (от греч. Theos - Бог). Рационалистический этап (от лат. Ratio - разум, мышление) - новое время (XVII-XIX вв.). И современный этап в философии, условно его можно назвать плюралистическим (от лат. Pluralis - многообразие). Философы современности изучают этические проблемы и заняты поисками смысла человеческой жизни[1]. Главным вопросом древнегреческой философии был связан с человеком (антропоцентризм). Человек как философская категория начал отдельно изучаться во второй половине V века до н. э. Антропоцентризм - философский мировоззренческий принцип, главной задачей которого было определить: что собой представляет человек; что в нем преобладает - материальное или духовное; может ли он познавать окружающий мир; каков смысл человеческой жизни. Представители антропоцентрического направления: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Философы обратились к изучению «этоса» (с др. греч. - «обычай», «нрав», отсюда - этика) и «логоса» ( с др. греч. - «мысль») к исследованию самого человека, его отношений к другим людям и самого главного в человеке - его «разума», который обнаруживается в слове, в способности человека говорить, рассуждать. Этот «поворот к человеку», антропологическую революцию в философии совершили софисты. Софисты (от др. греч. - «умелец», «мудрец») - это древнегреческие платные преподаватели красноречия. Многочисленные софисты заложили основы ряда гуманитарных наук, прежде всего - грамматики и риторики. Они открыли глаголы и местоимения, синонимы и омонимы, периоды и метафоры, внимательно анализировали смысл тех слов, которые постоянно употребляются в повседневной речи. Впервые была понята огромная роль слов: слово может обладать колоссальной силой, давать власть над людьми. Софисты создали настоящий культ слова. Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашений. Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями современников. Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей, обосновав законы морали и выделив законы нравственности. Однако человек, чтобы вновь себя найти, должен был обрести более прочную основу своего бытия и знания. Сократ - и антипод софистов, их сильнейший критик. Он думал, что человек как мыслящий есть мера всех вещей, а разум - один во всех, нечто всеобщее, в отличие от чувств. Человек - это, прежде всего разум и знание человека, а потому и критерий истины - не ощущения и чувства человека, но его разум. На место релятивизма (относительности) и нигилизма (полного отрицания всего) софистов, Сократ ставит свой «гносеологический оптимизм» - истина есть, существует. Для поиска истинного знания Сократ пользовался двумя методами. Один из них известен как сократовская ирония. Во время беседы он надевал на себя шутовскую маску глупого и наивного человека. Он восхищался собеседником, изображал себя его преданным другом, часто спрашивал совета, просил научить чему-нибудь. Собеседник в ходе диалога расслаблялся, начинал поучать Сократа, возомнив себя знатоком всех вещей на свете. Но с этого момента Сократ срывал с себя маску и с помощью многочисленных доводов показывал, что на самом деле собеседник неправ, и все его знания на деле оказываются неверными. Таким образом, Сократ наглядно демонстрировал людям, что на самом деле они ничего с точностью не знают. Но после демонстрации собеседнику его незнания начинался второй этап беседы, и Сократ применял свой следующий метод, который получил название «майевтика» (в переводе с древнегреческого это слово переводится как «повивальное искусство»). И действительно, на этом этапе философ вместе со своим собеседником делает попытки вместе отыскать истину. Сам Сократ говорил, что невозможно отыскать истину, если душа не беременна ею. А после того, как человек, с которым он беседовал, убеждался в том, что его знание неверно, он сам жаждал узнать истину, то есть его душа «беременела» ею. Поэтому Сократ играл роль своего рода повивальной бабки, помогая родиться истине. Реакция на такое «издевательство» над афинскими гражданами была самой различной, и, наверное, поэтому афиняне недолюбливали философа. Сократ определил добродетели и знания через этический рационализм: добродетель есть всегда знание, а порок - невежество. Но Сократ считал, что «большинство людей находятся в заблуждении относительно истинного блага: они заботятся об удовольствиях, богатстве, власти, славе, но не о собственной душе. Истинное же познание и добродетель доступно немногим - мудрецам, философам. Но и эта человеческая мудрость немного стоит по сравнению с божественной мудростью». Отсюда знаменитое сократовское - «я знаю, что ничего не знаю» - как раз и фиксирует отношение человеческого познания к божественному разуму [3]. Таким образом, после изысканий древнегреческих натурфилософов (космоцентристов), которых главным образом интересовало устройство окружающего мира, софисты и Сократ обратили внимание философии на человека, его проблемы и достижения. В этом смысле о Сократе говорят, что он открыл для философии личность и спустил философию с небес на землю. И хотя Сократ еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно, то, что он заложил основы их воззрений и подготовил почву для развития философской науки на следующие тысячелетия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.