ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Аушева П.И.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


Номер: 3-4
Год: 2017
Страницы: 85-88
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

толерантность, самодетерминация, мультикультурное общество, сензитивный возраст, изучение английского языка, tolerance, self-determination, multi-cultural world, the sensitive age, English studying

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрываются значимость толерантности в процессе самоопределения личности, а также толерантного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Рассматриваются особенности и определяются условия эффективного формирования терпимого отношения к иному мировоззрению, религии и национальной принадлежности сквозь призму разных возрастных групп.

Текст научной статьи

В условиях современной России, как многонационального и поликонфессионального государства, актуализируется феномен толерантности, связанный с глобализацией и интеграцией всего общества. Важными принципами совместного сосуществования и выживания в мультикультурном пространстве выступают: этика диалогов культур, терпимость к чужим ценностям и межнациональное общение. Теоретико-методологическую основу исследования проблемы толерантности составили концептуальные подходы Асмолова А.Г., Кочеткова В.В., Петрова В.Н., Гриншпун И.Б., Макарчука А.В., Сухарева А.В., Дзялошинского И.М., Васильева Л.С., Реан А.А., Деркач А.А., Хомякова М.Б., Рябинина А.Л., Казакова Ю.В., Зазыкина В.Г., Федотова М.А. и многих других педагогов и психологов. Само понятие толерантность требует видения жизни как позитивного целого, состоящего из множества культур, и предполагает воспитание терпимости ко всему чужому и чуждому. Принятия многомерности и многонациональности социальной среды с противоречивыми мировоззренческими установками является неотъемлемой составляющей диалога культур. Анализ литературы по проблеме толерантности показывает, что становление, механизмы и условия для ее развития закладываются в начальной школе как самом сензитивном возрасте для восприятия. Всем известно, что толерантность личности, уходит своими корнями в детство с его широким социальным экспериментированием, что позволяет устанавливать глубокие связи с миром, доверять ему, идти к саморазвитию, самобытной реализации независимо от национальности и цвета кожи. Многими учеными доказано, что гармония в системе «ребенок - окружающий мир» дает большую вероятность личностной реализации, самосовершенствования на следующих этапах онтогенеза в мультикультурном обществе. Еще одним важным аспектом изучения данной проблемы выступает ее динамика. Толерантность, как одна из свойств личности, должна воспитываться в развитии, на протяжении становления личности, с раннего детства до юношеского возраста. Именно поэтому начальная школа играет ключевую роль в развитии культуры межнационального общения. Главными принципами современного школьного обучения выступают несколько последовательных этапов воспитательного и психологического воздействия: 1. актуализация потенциальных ресурсов толерантности; 2. подсознательная настроенность на успех межнационального общения; 3. формирование определенных механизмов преодоления барьеров интеграции и взаимодействия культур. Акцент воспитания толерантности в начальной школе, должен быть сделан на межнациональное общение в процессе совместной деятельности, сближающей детей. Коллективное творчество порождает целую гамму межиндивидуальных связей, таких, как привязанность друг к другу, потребность в общении, желание работать и учиться вместе, независимо от национального признака. Важным аспектом воспитания толерантности в начальной школе, является актуализация подсознательных коммуникативных ресурсов человека, что является довольно значимым фактором развития жизненного сценария личности, основы которого закладываются в начальной школе. Подростковая субкультура представляет собой более сложный синтез формирующихся паттернов поведения, обеспечивающих взаимодействие внутри группы. Расширение сферы общения подростков за пределами школы и разнонаправленность их интересов, которые не ограничиваются образовательным процессом, связно с увеличением возможностей воспитания, образования и социализации. Психофизиологические особенности развития данной возрастной группы являются благоприятным фактором формирования целостной самооценки на основе психических составляющих отдельных качеств личности. Эффективность формирования толерантности в подростковой среде обеспечивается осознанным отношением к процессу воспитания, способностью оценивать и применять определенные методы воздействия на индивида. «Уверенность в своей собственной позитивной идентичности, уважение к своей собственной культуре и готовность к взаимодействию с представителями других групп, способность к адаптации есть необходимое условие достижения межэтнической толерантности» [2, 53]. Именно поэтому толерантность становится важнейшей демократической ценностью, необходимой для эффективного взаимодействия в социуме. Интересным является тот факт, что на разных языках понятие «толерантность» трактуется по-своему: на английском это «готовность и способность без протеста воспринимать личность, вещь или явление», на французском - «отношение, допускающее другие позиции и мнения», на испанском - «способность понимать чужие мнения и идеи», на китайском - «умение проявлять великодушие по отношению к другим», на арабском - «сострадание, терпение, расположенность к другим», на персидском - «готовность к примирению с противником», на русском - «терпимость, снисходительность к чему-либо, кому-либо» [1]. Таким образом, можно вывести ряд характеристик категории «толерантность» (Рис. 1). Рис. 1. Категория «толерантность»: угол зрения Важно понимать, что учебно-воспитательная деятельность представляет собой процесс сотрудничества учителя и ученика и предусматривает создание ряда психологически комфортных условий для становления и развития личности, особенно в подростковом возрасте [4]. В этом ключе, толерантность, призванная обеспечить гармонию в многообразии, является одним из важнейших условий эффективной реализации образовательных установок. В системе высшего профессионального образования вопрос толерантности среди студентов является еще более острым. Практически каждый студент взаимодействует с представителями других этносов и конфессий, поэтому современный гражданин любого региона должен быть толерантным по отношению к другому мировоззрению или национальности. Объединяющим началом, своего рода «платформой» для воспитания терпимости по отношению к сверстникам может стать пространство изучения иностранного языка. На сегодняшний день образ полноценного человека во всем мире видится мыслящим, готовым к общению на разных языках, развитым и интересным. Студенты, изучающие иностранный язык (начиная со школьного или даже дошкольного возраста), показывают качественно лучшие результаты в других дисциплинах и самое главное, в понимании понятия толерантности. Можно определить следующие качества и компетенции, которые воспитывает иностранный язык: 1. развивает способность человека к межкультурной коммуникации, воспитывает в индивидууме умение общаться с другими людьми, разных культур и национальностей; 2. воспитывает в человеке толерантность и терпимость к другим, учит способности жить и взаимодействовать в многокультурном обществе; 3. воспитывает человека как личность, развивает его умственные и личностные качества, такие как способность, учиться и расширять границы своих знаний на основе непрерывного изучения иностранного языка; 4. компетенции, которые развивает иностранный язык, особенно актуальны в рамках возрастания религиозных конфликтов и коллапсов, так как человек учиться осознавать многообразие конфессий, через изучение чуждого для них иностранного языка. В качестве воспитательной цели учебной деятельности по овладению иностранным языком выступает развитие религиозной зрелости: компетенция, как способность адекватного понимания религий и толерантного подхода в сглаживании углов при религиозных конфликтах. И, наконец, самое важное, что делает со студентами различных конфессий иностранный язык, это снимает с них барьер общения и искусственно создает ситуацию, в которой нет ни мусульман, ни христиан, ни иудеев, ни атеистов, ни буддистов, и т.д. В таком ракурсе все студенты равны: они представляют собой актеров большой пьесы, под названием «иностранный язык». Каждый из них забывает о том, что у них есть какие-либо культурные или религиозные различия, так как говорят они на одном языке, излагают на нем свои мысли, идеи, работают в команде, делятся впечатлениями после просмотра того или иного фильма на иностранном языке, после прочтения книги на иностранном языке, решения заданий во время пар и так далее. Необходимо помнить, что «человек всегда ориентируется на свое отношение к другому, рассчитывая на симметричность или конгуэнтность своего предпочтения, которая в реальной жизни оправдывается далеко не всегда» [3, 193]. Таком образом, субъекты образовательного процесса, имеющие возможность критического переосмысления поведенческих стратегий, расширяют диапазон личностных ориентиров в результате преодоления ложных ограничений и стереотипов социокультурного мышления, а также повышают уровень личностной самоидентификации в современном обществе.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.