ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Кушчубек Кызы Ширин

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева


Номер: 3-4
Год: 2017
Страницы: 103-107
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

воспитание, дошкольное воспитание, ценности, ценностные ориентации, дети, детский сад, education, preschool education, valuation, value orientation, children, kindergarten

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается значение проблемы формирования системы ценностей и ценностных ориентаций личности. На основе анализа психолого-педагогических подходов разных исследователей к данной проблеме подтверждаются возможности формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста.

Текст научной статьи

На современном этапе развития общества его главная цель состоит в том, чтобы создать новую систему ценностей, которая будет способствовать формированию гуманистической направленности личности, становлению нравственной культуры ребенка. Развивающийся ценностный вакуум, отсутствие духовности, отчуждение человека от национальной и мировой культуры как одного из способов сохранения, развития и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания хорошего и плохого, доброго и злого у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью духовной и моральной деградации. Следовательно, актуальным становится изучение проблем воспитания в условиях сегодняшних реалий, требующей переосмысления самой системы ценностей дошкольника. Ценности личности начинают формироваться уже на этапе раннего детства, который охватывает три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономер-ности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов [2]. Вначале источником ценностей становятся, прежде всего, те люди, которые находятся возле ребенка. Первые понимания о том, что верно и правильно, а что неверно и неправильно, чаще всего складываются под влиянием общения, мнения и поведения родителей, поэтому основа ценностных ориентаций, как правило, закладывается именно в семье. Дети внимательно следят за поведением своих родителей в разных жизненных ситуациях, анализируют на своем уровне то, что они говорят и что они делают, и начинают подражать и копировать их манерам поведения и общения. Таким образом, через мир семьи дети пытаются понять разницу между хорошим и плохим, правильным и неправильным, добром и злом, тем самым они находятся в поиске путей преодоления своих собственных детских проблем. До определенного возраста у ребенка его взгляды и поступки очень похожи с родительскими. Однако, семья, предназначенная стоять в защиту системы ценностей, не всегда справляется с этой задачей. Особенно это проявляется в жизненном укладе большинства современных кыргызских семей, где родители, находясь в зависимости от экономических преобразований, в добывании материальных благ для обеспечения семьи, часто сами сталкиваются с трудностями в процессе адаптации к новым социальным условиям, при этом забывая о воспитании и развитии своего ребенка [1]. Ребенок растет, развивается, общается в кругу друзей, соседей, учителей, родственников, семьи, на детей влияет среда, окружающая их, в первую очередь, в детских садах, а затем - в школах. Ребенок реагирует, подражает, анализирует и экспериментирует, при этом отбрасывая что-либо, вырабатывает себе определенный способ поведения на долгосрочную перспективу. Те выводы, сделанные на основе огромного количества наблюдений и анализов, сводятся ребенком в единую философию жизни, в которой в будущем он никогда не может сомневаться. Развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах было изучено А.В. Петровским, который утверждал, что становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами «референтной группы». Если какая - либо группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, детский сад, потом школьный класс и т. д. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особые виды ценностей. Именно эти «деятельно-опосредованные» взаимоотношения ребенка влияют на формирование его личности [3]. Понимание социальной адаптации человека как принятие новых норм и ценностей социальной среды, форм социального взаимодействия, время от времени сформированные ценности индивида подвергаются определенным испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценностей. Он может прийти к выводу, что его базовые представления о ценностях становятся неприемлемыми, но часто бывает как раз наоборот: сомнения только усиливают те ценности, которые индивид уже сформировал. В научной литературе можно найти десятки определений понятий «ценности» и «ценностные ориентации», содержание которых варьируются в зависимости от выбора авторами конкретного теоретического концепта. Не вдаваясь в содержательный анализ этих определений, отметим, что в данной работе в качестве рабочего определения мы использовали следующее: «ценности» - элементы нравственного воспитания, важнейшие составляю-щие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе. «Ценностные ориентации» - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» [4]. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях выявлены генезис, условия, методы и средства формирования ценностных ориентаций людей различных возрастных категорий: взрослых, подростков, детей школьного и дошкольного возраста. Существуют отдельные работы, в которых предпринята попытка изучения и формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста (Блонский П.П., Вентцель К.Н., Каптерев П.Ф., Пирогов Н.И., Ушинский К.Д. и др.). В то же время многие аспекты этого направления научных и прикладных исследований изучены недостаточно: не в полной мере представлены особенности становления и формирования ценностных ориентаций на разных этапах дошкольного детства, не выявлены возможности влияния на этот процесс разнообразных педагогических средств и методов, отсутствует целостная педагогическая технология содействия развитию таких ориентаций в дошкольном возрасте. Это во многом связано с тем, что среди ученых существует мнение, что процесс формирования ценностных ориентаций основан на достижении личностью определенного уровня интеллектуального развития, который обнаруживается намного позже дошкольного возраста [5]. В то же время в работах Князевой Л.П., Ерофеевой Т.И., Накохова Р.Р., Широких О.Б., косвенно, а в исследовании Космачевой Н.В. напрямую подтверждаются возможности формирования ценностных ориентаций уже у детей старшего дошкольного возраста. Исследователи отмечают, что эффективность освоения и усвоения таких ориентаций связана с тем, какие педагогические средства и методы используются педагогами и в какой степени они соответствуют закономерностям развития детей на этапе дошкольного детства [4]. Существует множество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Обычно, определение ценностных ориентаций личности начинается с попытки соотнести их с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения человеком каждой из них (Табл. 1). Автор Ценности В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз смысложизненная система, объединяющая ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; витальная система - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционистская система - это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь; социализационная система - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот Н.А. Бердяев духовные; социальные; материальные С.С. Бубнова, В.Ю. Крылов первый - наиболее обобщенный уровень, где выделяются три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Каждый из них включает в себя ценности второго уровня. Так, например, духовные ценности будут включать в себя нравственные, познавательные, эстетические и др. На третьем уровне выделяются ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся в виде свойств личности. Например, любовь к детям, стремление к познанию и др. Четвертый уровень - проявление ценностных ориентаций - свойства личности в конкретном поведении В.П. Тугаринов духовные (образование, наука, искусство); - общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями) Д.А. Леонтьев общественные идеалы; предметные ценности; личностные ценности Д.А. Леонтьев 1. Терминальные ценности: а) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа) и абстрактные (развитие, свобода); б) ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни; в) индивидуальные ценности и ценности межличностных отношений г) активные ценности (интересная работа) и пассивные ценности (красота природы) 2. Инструментальные ценности: а) этические ценности (честность) - ценности межличностного общения (воспитанность) - ценности профессиональной самореализации (ответственность); б) индивидуалистические ценности (независимость) - конформистские ценности (ответственность) - альтруистические ценности (терпимость); в) ценности самоутверждения (высокие запросы) - ценности принятия других (терпимость); г) интеллектуальные ценности (образованность) - ценности непосредственно-эмоционального миро-ощущения (жизнерадостность) Э. Шпрангер Поиск истины (теоретический человек) Полезные и практические ценности (экономический человек) Стиль и гармония (эстетический человек) Любовь (социальный человек) Личная власть, влияние, известность (политический человек) Поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек) Ш. Шварц, У. Билски Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) - ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция); Ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) - ценности самовозвышения (власть, достижения) М. Рокич 1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться) 2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действия является с личной точки зрения предпочтительным в любой ситуации) В. Момов 1) ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные): а) ценности-цели б) ценности-идеалы в) ценности-желания г) ценности должного (нормативные ценности) 2) ценности существующие (наличные, актуальные) А. Маслоу 1) ценности бытия (Б-ценности, "ценности развития") - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, справедливость и др.) 2) дефициентные ценности (Д-ценности, "регрессионные") - низшие ценности, ори ентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т.д.) В. Франкл 1) ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу 2) ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества 3) ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь: а) осмысленное отношение к боли б) осмысленное отношение к вине в) осмысленное отношение к смерти Э. Фромм 1) официально признанные осознаваемые (религиозные и гуманистические) 2) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой, являющиеся непосредственными мотивами человеческого поведения) Таким образом, обобщая приведенные выше представления о видах и типах ценностей можно вслед за М.С. Яницким (рассмотревшим ряд из вышеприведенных классификаций) утверждать, что по своему функциональному значению ценности личности могут быть разделены на две основные группы: терминальные и инструментальные (ценности-цели и ценности-средства). В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). Все вышеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития и проявляться в разных сферах жизни личности [5]. Ценностные ориентации сами по себе не возникают, а на протяжении всей жизни воспитываются под влиянием накопленных научных знаний, жизненного опыта, искусства, а также непосредственного общения, в процессе сотрудничества с людьми и с тем многогранным миром, который его окружает и с которым он активно взаимодействует. Несомненно, неотъемлемой составляющей этого сложного процесса является становление внутреннего мира личности, его мировоззренческой позиции. Таким образом, мы считаем, что именно этап дошкольного детства один из наиболее сензитивных периодов для формирования ценностных ориентаций.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.