ДРЕВНЯЯ КЫРГЫЗСКАЯ ЦАРСКАЯ ОХОТА «САЛБУУРУН» Тагаев М.И.

Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта


Номер: 4-1
Год: 2017
Страницы: 122-125
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

царская охота «салбуурун», дичь, охота, промысловая охота, спортивная охота, Royal hunting "salbuurun", game, hunt, hunting, sports hunting

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье отражается один из важных видов древней Кыргызской охоты - «салбуурун». Этот вид охоты традиционно использовался царями, беками, манапами и богачами как вид развлечения и досуга. Отмечается, что животный мир Кыргызстана очень богат - имеются множество диких парнокопытных хищных зверей и птиц. Опыт древних предков в охоте, особенно в «салбууруне», может быть полезным для современных охотников.

Текст научной статьи

Целью исследования являются восстановление и включение в научный оборот интересные сведения о царской многодневной охоте («салбуурун») и путей использования некоторых её элементов в современных условиях. Задачами исследования является: 1. Выявить состояние изученности вопроса по материалам литературных источников, устного народного творчества; 2. Исследовать особенности «салбууруна» и восстановить в деталях суть и значение этой традиционной охоты в жизни царей, беков, бийев и манапов; 3. Дать рекомендации охотникам и специалистам, возрождающим элементы «салбууруна» в современных условиях. Методы научного исследования: • Изучение литературных источников; • Исследование материалов устного народного творчества; • Использование экспонатов краеведческих музеев и археологических памятников Кыргызстана. Результаты исследования. Охотой называется разрешенный законом вид деятельности, заключающий в выслеживании и преследовании с целью добычи, и добычи (отстрел, отлов) диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту. Охота не утратила своего значения и в наше время. В результате ведения охотничьего хозяйства люди получают материальные ценности в виде пушнины, мехов, мяса диких зверей и пернатой дичи, пера, пуха, ценного сырья для кожевенной, щетинной, фармацевтической и других отраслей промышленности. Охота также является интересным отдыхом, спортом, пополнением физических сил, удовлетворением эстетических потребностей связи с природой. [3,с.1,2] Кыргызы - кочевники с самых древнейших времен занимались охотой. Первоначально это был одним из первых видов трудовой деятельности и способ добычи пищи. В последующем, особенно в эпоху феодализма, появляются многие разновидности охоты и в первую очередь такой вид охоты как многодневная царская охота - «салбуурун». Древняя история охоты показывает, что цари, беки, манапы, богачи имели обычай устраивать ежегодную царскую охоту. Обычно эта охота проводилась осенью, когда дичь: козлы, маралы, косули были в хорошем ухоженном состоянии, а звери набирали хороший цвет своей благородной шерсти - медведи, рыси, волки, барсуки, лисицы, сурки. Также набирали хороший вес водоплавающие птицы - гуси, чирки, утки, а также горные улары, кекилики, фазаны и другие. Для царей и беков это было развлечением, богатырской забавой и приятным время провождением. К «салбууруну» готовились, вероятно, долго и выходили в направление тех богатых дичью мест, которые принадлежали хану, манапу. Эти места охранялись, туда простолюдинов - охотников и охотников - промысловиков не допускали. В составе участников «салбууруна» были стрелки, жандоочу (помощники охотников), которые устраивали охоту для знати. Были загонщики архаров, маралов, эликов и т.д. Находились в составе те, которые подбирали убитую дичь и освежевали, снимали шкуры, готовили деликатесы, варили мясо и занимались другими делами. Очень важным и обязательным моментом «салбууруна» было обучение молодых царевичей, детей элиты, которые также могли участвовать в богатой и продолжительный охоте и учились премудростям охоты. Это был неотъемлемой частью досуга средневековой знати. Много информации о «салбууруне» сохранилось в литературе и устном народном творчестве. Из этой информации нам стало известно, что во время многодневной охоты, также как и во время военного похода происходит большой сбор и большие приготовления. В первую очередь готовили специальные виды пищи - «күл азык», куда входили: сушёное мясо, сушёный хлеб, курут, курага, изюм и другие продукты. Во время охоты приготовляли различные мясные блюдо, в том числе тушеное мясо в желудке дикого козла в кемеге - самодельной печи с углями. Если охота была удачной, то к охотникам обращались встретившиеся знатные люди и они просили поделиться с ними и говорили «шыралга» и они не оставались без подарка - мясо отстреленных козлов или архаров. Кроме того, надо помнить, что у знатных вельмож были специальные люди «мүнүшкеры» - дрессировщики беркутов и соколов, были также дрессировщики тайганов - гончих собак. У них были также главные стрелки, которые отличались особой мягкостью и знаниями охотничьего дела. Следует также отметить, что охота проводилась на большой высоте над уровнем моря. Например, в условиях озера Сон-Куль - 3400м. над уровнем моря. Там где водятся барсы, дикие козы и муфлоны (дикие бараны Марко Поло) высота ещё больше. Поэтому охотникам в этих условиях, на большой высоте, среди гор и ущелий требовалось преодолевать сложные преграды, скалы, ледники, осыпи и другие территориальные сложности. Именно поэтому от охотников и сейчас требуется большая физическая подготовка, закалка, выносливость и стрелковое мастерство. В эпосе «Манас», дастанах, сказаниях в полной мере отражается царская охота с участием богатырей, легендарных персонажей, Манаса, Семетея, Кожожаша, Жаныл Мырза и других. Для организации царской охоты специально готовили еду (күлазык), орудие охоты - лук и стрелы, ружья, порох, дроби, картечи и другие вещи и предметы: капканы, силки, сети. Были особые сокольники - кушчу, бүркүтчү, дрессировщики тайганов. Был целый отряд загонщиков и других подсобных помощников мергенчи - охотников. Да и сами ханы, беки, полководцы умели метко стрелять, руководить своими соколами, беркутами, тайганами. У Манаса была охотничья собака «Кумайык», сокол «Ак шумкар». Еще в детстве он участвовал в «салбууруне». Ещё интересный эпизод из царской охоты отражается в спектакле, подготовленный на основе дастана «Семетей» (вторая часть трилогии «Манас»), когда Семетей со своими друзьями во время царской охоты набрёл на хижину своего земляка и в дальнейшем наставника Сары чала. Сокол Семетея залетел в хижину (шалаш) охотника и когда Семетей попросил Сары чала отдать сокола, тот исповедал ему его (Семетея) царское происхождение и впервые он узнал, что его отец Манас. В современных условиях проводится большая работа по возрождению «салбууруна» на новой основе. Один из активных участников решения этой многотрудной задачи Алмазбек Акунов отмечает, что «салбуурун - это часть культуры наших предков и объединяет элементы народного спорта и опыт поколений. Этот вид охоты в современных условиях пытаемся переложить в состязательный аспект, включающий различные виды развлекательной и игровой деятельности. Причем мы видим современного охотника, использующего восстановленные традиционные лук и стрелы, с беркутом в руках и верхом на коне, в сопровождении гончего тайгана. Направляясь в охоту, человек вступает в контакт с природой, и получает истинное наслаждение и отдых от этой охотничьей деятельности». [1, с.4] В течение более 10 лет функционирует федерация «салбууруна» в Иссык-Кульской области Кыргызской Республики. Штаб - квартира (контора) федерации находится в г. Чолпон-Ата. В содержания деятельности федерации входит: организация фестивалей «салбууруна» с участием представителей охотничьего дела со всех областей; возрождение охоты с беркутом и соколом, и с использованием гончих тайганов. В фестивалях, проводимых в городе Чолпон-Ата принимают участие представители не только Иссык-Кульской области, но и Таласской и Чуйской областей, города Бишкек. Фестиваль определил победителей состязаний: сокольника - Кадырдина Шерматова, дрессировщика беркута - Момунбая Сопуева, лучника - Азамата Акунова, а также лучших тайганов - «Учар», «Капкан», охотника Токона Бейшеева. В состязаниях на бегах тайганов победили «Каражал» и «Учар» под дрессировкой Бекжана Бообекова и Таалая Донбаева. В конце октября 2010 года в г. Чолпон-Ате федерацией «салбуурун» был проведен «Салбуурун - 6». Инициатором организации этого фестиваля был Алмазбек Акунов. В программу «сабуурун» на этот раз включены были: имитация охоты с беркутом, соколиной охоты; стрельба из лука по мишени; гонки тайганов; стравливание тайганов на волка; стравливание кыргызских волкодавов, и состязание иноходцев. [1,с.4] По мнению организаторов «салбууруна» в программу состязаний были включены традиционные виды, которые остались в наследие от древних охотников. Во время состязаний выигрышные и поощрительные очки начислялись тем участникам, которые были одеты в соответствующие одежды и носили охотничьи традиционные виды снаряжения. Кроме того, особенное внимание уделялось военизированным снаряжениям - лук, стрелы, кинжал, ружье и др. Дело в том, что древние охотники попутно овладевали воинским искусством, ибо в те далекие времена очень частые были военные сражения. В данном фестивале «Салбууруне - 6» приняли самое активное участие представители Иссык-Кульской, Нарынской и Чуйской областей и города Бишкек. В ходе фестиваля кыргызских традиционных состязаний и видов охоты были выявлены победители и призёры. Среди тайганов самым бесстрашным оказался «Учар» Акылтая Омуралиева из села Колто, который получил приз и славу лучшего тайганчы. Село Боконбаева на южном берегу Иссык-Куля единственное место республики, где сохранилась традиционная охота с беркутом и соколом. Представители Боконбаева победили в показательных состязаниях с беркутами. Боконбаевец Искендер Акунов занял первое место в стрельбе из лука. [4,с.24] Много интересного мы можем почерпнуть исследуя древнюю традиционную царскую охоту «салбуурун». Надо особо подчеркнуть, что не только от тех, кто организовывал охоту и обслуживал ханов и беков требовались профессиональные навыки охотников. Сами ханы, беки, полководцы умели метко стрелять, руководить своими соколами, беркутами, тайганами. У Манаса была охотничья собака «Кумайык», сокол «Ак шумкар». По эпосу «Манас» известно, что еще в детстве он участвовал в «салбууруне» и об этом есть прекрасный отрывок в «Манасе». Во время состязании по программе «салбуурун» выигрышные и поощрительные очки начислялись тем участникам, которые были одеты в соответствующие одежды и носили охотничьи традиционные виды снаряжения. Кроме того, особенное внимание уделялось военизированным снаряжениям - лук, стрелы, кинжал, ружье и др. Дело в том, что древние охотники попутно овладевали воинским искусством, ибо в те далекие времена очень частые были военные сражения. Следует отметить еще один аспект возрождения «салбууруна» в современных условиях. В связи с тем, что и в современных условиях функционируют и промысловая, и спортивная охота. Этот вид деятельности людей имеет значение и для воспитания молодежи. Молодежь надо приобщать к спортивной охоте, прививать им любовь к природе, изучать повадки диких зверей и птиц. Благо и сейчас животный мир дикой природы сохранился. Отдельно от «салбууруна» возрождается также охота с тайганом. Воссозданием истинной кыргызской породы тайгана занимается единственный в Центральной Азии кинолог - заводчик тайганов Руслан Айталиев, проживающий в селе Байтик. Занимаясь разведением знаменитой аборигенной породы собак - тайганов он добился хороших успехов. Руслан Айталиев мечтает возродить чистокровного тайгана и вместе с ним исконно спортивную охоту, когда охотник идет на промысел, имея при себе только веревку и нож. Его тайган при этом сделает все, чтобы не оставить хозяина без дичи. Охотники с тайганом успешно добывают зайцев, лисиц, эликов, козерогов. Так, один из промысловиков - Токтогул Жапаров из села Кара-Жыгач не использует огнестрельного оружия на охоте и полагается на себя и своих тайганов. Именно охота с тайганом наиболее точно соответствует духу самой природы и требованиям традиционной кыргызской охоты. Охота с тайганом и демонстрация экстерьера, гонки тайганов входит в программу фестиваля «салбуурун». В современных условиях появились также энтузиасты, которые возрождают древний лук, методику дрессировки соколов и беркутов. Элементы древней кыргызской охоты «салбуурун» включены в программу Всемирных игр кочевников (2014, 2016гг.). Выводы: 1. По материалам литературных источников и устного народного творчества кочевых кыргызов нам удалось восстановить и доказать, что «салбуурун» является многодневной царской охотой; 2. Традиционная царская охота сформировалась и развивалась в эпоху феодализма и носила ярко выраженный классовый характер; 3. «Салбуурун» являлся развлечением, неразрывным элементом общественной жизни феодальной элиты, имеющей важное значение и для поддержания воинских качеств царей, беков и манапов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.