ЛИЧНОСТЬ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Маховиков А.Е.

Самарский государственный экономический университет


Номер: 4-1
Год: 2017
Страницы: 136-138
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

личность, мировоззренческий конструкт, западная цивилизация, глобальный цивилизационный кризис, антропологический кризис

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Рассматривается тезис о том, что в основании современного антропологического кризиса находится личность как своеобразный мировоззренческий конструкт в рамках существующей сегодня глобальной западной техногенной цивилизации.

Текст научной статьи

Человеческая личность в западной культурной традиции рассматривается как такой мировоззренческий конструкт в понимании человека, который наиболее полно и правильно соответствует его природе. [3.] Сегодня личность превратила проблемы отдельного человека в глобальные, так как именно западная культура положила начало «подлинно мировой, глобальной истории человечества» [7. С.84] и процесс глобализации «выявляет ... превосходство Запада в воздействии на формирование мира...». [7. C. 90]. Но усилия личности по созданию глобальной цивилизации, вытесняющей все иные мировоззренческие основания понимания человека, привели вместе с известными достижениями и к глобальным проблемам выживаемости человека на Земле. Нельзя не заметить, что эти проблемы не выходят за рамки отношений человека с природой, другим человеком и человека с самим собой, а значит, они сохраняют мировоззренческий характер. Поэтому вполне целесообразно предположить, что именно мировоззренческие установки западной традиции превратили идею преобразование мира, подчинения природы человеку и удовлетворение всё возрастающих его потребностей в культурную доминанту техногенной цивилизации. Выражением этой мировоззренческой доминанты стало понимание человека как личности, признающая только собственную абсолютную самоценность и автономность как некий универсум, как целое и потому противостоящее другому целому, т.е. миру, природе, обществу и даже самому себе. Следовательно, именно личность как мировоззренческий конструкт западной культурной традиции играет решающую роль в возникновении современных глобальных проблем цивилизационного развития. В этой связи становится вполне понятной современная ситуация, когда личность эти проблемы видит, но решить их не может, так как сама же и является их причиной. Поэтому вполне понятно почему принимаемые решения для преодоления современного глобального цивилизационного кризиса носят паллиативный характер. Личность не может отменить себя как мировоззренческую ценность, а разрешение цивилизационного кризиса невозможно, если не пересмотреть «самые глубинные ценности, базисные жизнесмысловые установки, которые лежали в основании современного типа цивилизационного развития». [5. C. 5]. Трудность сложившейся ситуации заключается еще и в том, что на уровне ментальной традиции закрепляется понимание того, что человек должен быть личностью и развитие личностных качеств должно быть смыслом его существования. Личность здесь уже не просто определённый мировоззренческий конструкт, появившийся в определенных исторических условиях и имеющий вполне определенные исторические причины и предпосылки, а рассматривается как сущность человека, определяющая его природу. Личность становится тождественной человеческому «Я», то есть «личность в её реальном бытии, в её самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я». Подобное понимание человека как личности привело сегодня к тому, что западная традиция допускает скорее пересмотра, трансформирования или вообще отмену природы человека, чем изменения мировоззренческой оценки личности. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением П.С.Гуревича о том, что «предположение, будто человеческая природа в качестве некой тотальности вообще отсутствует, укреплялось благодаря тому, что ученые выдвигали идею личности, которая создает себя, меняет себя, преображает себя». [2. C. 27]. Именно такое понимание природы человека становится основанием возникновения современного антропологического кризиса, так как личность как мировоззренческий конструкт, определяющий всю культурную традицию западной цивилизации, становится важнее собственного онтологического основания. [4] Сегодня требования о преображении человеческой природы распространяются до её полного устранения. Человек становится больше не индивидом или индивидуальностью, а дивидуумом, то есть человеком делимым, поэтому, например, в постмодернизме большее значение в понимание человека имеют понятия «комплексность», «сборка», «единство», которые отражают «...некое скопище признаков индивида, которые можно выстроить в любой последовательности, иерархии, паратактически. Человека теперь можно сконструировать, собрав его из наличного материала, что-то добавляя, что-то убирая». [2. C..25]. Потеря человеком своего онтологического основания, создает ситуацию, когда человек «застывает над бездной и с жуткой отчетливостью осознает, что опереться ему не на что ни в самом себе, ни в ставшем вдруг чужим и враждебным мире». [1. C. 53]. И нельзя не согласиться с тем, что «если при всех трансформациях личностной структуры человеческая природа, похоже, пока устояла, невзирая на тяжелую анемию духа, то кто может поручиться, что в недалеком будущем под воздействием генной инженерии или использования электронных средств в биотехнологиях не возникнет, наконец, новый антропологический тип». [1. C. 59]. Очевидно, что личности как мировоззренческому конструкту глобальной техногенной цивилизации Запада сегодня вполне по силам довести это дело до своего логического конца. И принимая во внимание тот факт, что западная культурная традиция «...исключительно агрессивна и распространяется по планете со скоростью вирусного заболевания, форма протекания которого - тотальная унификация человеческой индивидуальности». [1. C. 60], можно с определенной уверенностью утверждать, что преодоление современного антропологического кризиса при сохранении личности как мировоззренческой универсалии становится просто невозможно, а продолжающиеся ничем и никем не ограниченные эксперименты с природой человека уже ставят под вопрос будущее человечества.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.