КРЫМСКАЯ ВОЙНА В ОТБЛЕСКАХ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (из серии «История России в отблесках русской поэзии») Табакова З.П.

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева


Номер: 4-4
Год: 2017
Страницы: 39-44
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Крымская война, патриотизм, историческая память, справедливость, героизм, the Crimean War, patriotism, historic memory, justice, heroism

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье на материале поэтических текстов раскрывается патриотизм русской армии: моряков, солдат, адмиралов и генералов, - в Крымской войне 1853-56гг. Широкий отклик на ход и итоги войны свидетельствует, что русское общество высоко ценило и ценит героизм защитников Севастополя и не считает поражение в войне с международной военной коалицией потерей чести и достоинства России.

Текст научной статьи

Война, больше известная как Крымская, по количеству участвовавших в ней мировых держав, по масштабам военных действий, а также глобальных целей участников в современной историографии именуется как Нулевая мировая война, в ряде источников она называется Восточной. Сложившаяся против России коалиция, хотя и была достаточно разнородной, в которой каждая из союзных держав преследовала свои цели, тем не менее её объединяла одна стратегическая цель - ослабление России, захват части её территорий и укрепление могущества на мировой арене вступивших в войну империй: Британской, Французской, Османской. Такие «благородные» цели оправдывали любые средства. Попытки разобраться в предвоенной дипломатии России приводят к заключению, что Россия с какой-то фатальной неизбежностью повторяет в дипломатии одни и те же просчёты. Как отмечают историки, царь Николай I долгое время верил устному обещанию англичан поддержать Россию в её борьбе с Турцией. Он также был уверен, что австрийский император Франц-Иосиф из благодарности за оказанную русским царём помощь в борьбе за императорский престол, не вступит в коалицию против России. Согласно русской традиции, он верил в силу слова в любом договоре. Доверие данному слову - одна из ментальных черт русского человека, получившая отражение в русских пословицах и крылатых выражениях: Давши слово - держись; Уговор дороже денег; Ударим по рукам и т.п. Только на личном горьком опыте современные реалии жизни приучают нас к другим установкам - ничего личного, просто бизнес. В памяти современников свежи устные заверения западной дипломатии в период распада СССР о нерасширении блока НАТО на восток, цена которым стала хорошо понятна через 20 лет. История преподнесла ещё один урок того, что доверчивость в дипломатии недопустима. Россия, с её неоглядной территорией, огромными природными богатствами, всегда привлекала пристальное внимание соседей и наших «партнёров». Они всегда рады «помочь» России, освободив её от части территорий и связанных с ними «забот». Однако не одна Россия ошибалась в своей дипломатии. Европейские страны, а они были участниками всех мировых войн, каждый раз тоже ошибались: развязывая новую войну с Россией, они учитывали её ограниченные человеческие ресурсы, надеялись на преимущество в вооружении и живой силе. Но при этом, как пишет Евгений Евтушенко, не учитывали силу русского патриотизма: Они знали: мы Ваньки, Нас хотели покласть, А о том, что мы встаньки, Забывали, платясь. "Сказка о русской игрушке" [1] За два последних столетия Россия пережила Отечественную войну 1812 года, Крымскую войну 1853-1856гг, Первую мировую войну 1914-1918 годов, Великую Отечественную войну 1941-1945гг. И во всех этих войнах Россия воевала не с какой-то отдельной страной, а с антироссийской коалицией. Сошлёмся на мнение доктора исторических наук, академика Василия Жукова: «Мы говорим о том, что фашистские войска напали на СССР. Ничего подобного. Фашизм - это крохотное явление, характерное только для Италии. На Советский Союз напала заражённая нацизмом вся Европа». В войне 1812 года участвовали не только французы, но и немцы, поляки, австрийцы, практически в ней были представлены все европейские государства; об этом подробнее в статье [2]. В Крымской войне против России участвовали Турция, Англия, Франция, Австрия. Угроза присоединения к коалиции Швеции и других европейских государств заставляла Россию держать войска на западных границах. В этих условиях Россия могла рассчитывать только на себя. Это прекрасно сознавали русские поэты, посвятившие свои стихи Крымской войне и её героям. Богатыря на поединок честный Расчётливый враг вызвать не посмел, На одного клич поднял повсеместный И на него ордами пролетел. В Севастополе [3] В стихотворении П. Вяземского Крымская война воспринимается в потоке истории России. Новое время, считает автор, меняет только форму: повсеместный клич собирает коалицию, а по сути ту же орду, что столетиями разоряла Россию. Россия перед началом Крымской войны не была слабой страной. Она накопила достаточный запас и продовольствия и финансов, укрепила свои северные границы и могла противостоять любому государству, но противостоять объединённой коалиции, конечно, ей было трудно. В этот период Россия была на пороге важных перемен, общество готовилось к отмене крепостного права, отмена его привела бы к началу индустриального развития страны. Европа не могла допустить укрепления России, из чего следовало, что Россию надо было сдерживать. Сдерживали её в 19 веке, сдерживали в начале 20 века и в его середине. В начале 21 века под предлогом защиты европейских ценностей проводится та же политика сдерживания. В Крымскую войну России пришлось воевать на Кавказе, в Дунайских княжествах и на Камчатке, на Балтийском, Белом, Баренцевом и Чёрном морях. На севере англичане пытались уничтожить Балтийский флот и закрыть «окно в Европу», на Дальнем Востоке предпринимались попытки вытеснить русских с Сахалина и Камчатки. Каждое из этих направлений военных действий овеяно славой защитников отечества и требует особого внимания в истории и поэзии. Но решающими стали сражения на юге страны, их масштабы затмили все другие. Главной опорой страны во всех этих войнах был русский солдат и простой русский народ. Академик Евгений Викторович Тарле, не скрывая восторга, писал: «Русская солдатская и матросская масса на всех театрах этой тяжёлой войны была одинакова и полностью поддержала свою славную историческую репутацию» [4, 346]. И если ресурсы России её противники могли посчитать и убедиться в своём преимуществе, то воинский дух и воинская доблесть русских солдат расчётам были не подвластны. Благодарю Тебя, Творец, благодарю, Что мы не скованы лжемудростию узкой! Что с гордостью я всем сказать могу: я - русский! Что пламенем одним с Россией я горю! Что слёзная о ней в душе моей забота! Что тот же мощный ветр расправил парус, Которым движимы неслися под грозой Громады кораблей Нахимовского флота! Из цикла «1854 год» [5] Стихотворение Аполлона Майкова хорошо передаёт настроение всего русского общества. Стихотворение написано в первый год войны, и это показатель того, что передовое русское общество пристально следило за ходом войны, тяжело переживало («слёзная о ней моя забота»), гордилось своей национальной принадлежностью («с гордостью я всем сказать могу: я - русский!»), радовалось первым успехам. Описание действий флота подаётся Майковым в характерном стиле патриотической лирики: громаду русских кораблей под парусами гонит мощный ветр, и она, ведомая Нахимовым, несётся под грозой. Автор, признавая особые заслуги мужественного адмирала, называет флот Нахимовским. Поэт-лирик эмоционально воспроизводит картину боя. Однако то, что красиво в поэзии, не всегда хорошо в жизни. Парусный русский флот уступал модернизированному колёсному флоту англичан и не мог ему противостоять. Из истории войны мы знаем, что его пришлось затопить самим русским в бухте возле Севастополя, чтоб не смогли туда войти суда противника. Мы не ставим задачу описать все события тяжёлой трёхлетней войны, эту задачу решают историки. Наша задача скромнее. Анализируя поэтические тексты, посвящённые событиям этой войны, мы хотим понять настроение общества, его оценку событий и участников войны. В отблесках русской поэзии сохранилось восприятие важных событий современниками. В то же время в поэтическом тексте голые факты истории пропущены через сердце поэта-гражданина. Из стихов, посвящённых разным героям и разным событиям, как в мозаике, складывается, панорама войны, людей, оценок. В создании этой панорамы участвовали поэты разного времени, разного таланта и разного восприятия. В целом же поэтическое описание охватывает всю картину войны. Главным героем войны во всех поэтических текстах выступает народ: Народ-герой! в борьбе суровой Ты не шатнулся до конца, Светлее твой венец терновый Победоносного венца! Поэма «Тишина» [6] Сражения в Крымской войне в сознании людей в первую очередь связываются с обороной Севастополя, с военными баталиями на море. Оборона Севастополя в исторической памяти отложилась как самое героическое событие той войны, в котором большую роль сыграли моряки Черноморского флота. Выиграв Синопское сражение, морякам пришлось самим затопить свои корабли, которые для них были не просто местом службы, а фактически - домом родным. Потопление судов вызвало неоднозначную оценку и в армии и в российском обществе. Павел Нахимов считал, что это решение было оправданным, так как в русской эскадре было всего 11 колёсных судов и ни одного винтового, а у неприятеля - 50 колёсных и винтовых, значительная разница была и в общем количестве судов. Однако принять решение морально было нелегко, событие обросло легендами. Так, согласно некоторым источникам, во время затопления русских кораблей произошло настоящее чудо. Стоя на берегу, со слезами на глазах прощались с кораблями моряки Черноморского флота; один корабль, несмотря на множество пробоин, долго держался на воде. И тогда один из моряков неожиданно прыгнул в воду и поплыл к этому кораблю. Толпа ахнула, боясь того, что он может погибнуть. Матрос забрался на тонущий корабль и вскоре появился с иконой. Он спас икону и благополучно доплыл до берега. Корабль тихо погрузился в морскую пучину. Это было воспринято божественным знаком и добавило уверенности в правоте святого дела, люди уже не скрывали своих слёз и молились. Боль о потоплении судов осталась в памяти поколений. В 1905 году в Севастополе был открыт «Памятник затопленным кораблям», ставший самым известным монументом города. Нам сегодня о прошлом напомнит Этот памятник всем кораблям. Севастополь [7] Моряки Черноморского флота пополнили немногочисленные ряды защитников Севастополя. Защита Севастополя как морской гавани, как крепости, форпоста на границе России стала их долгом и делом чести. Графиня Евдокия Растопчина, одна из известных поэтесс 19 века, была современницей этой тяжёлой войны, в её стихах, посвящённых морякам Черноморского флота, описание военных баталий сопровождается чувством гордости и преклонения перед героизмом его участников: Нет битв страшней, нет жарче боя... Дыша в огне, вы гибли стоя Под славным знаменем своим! Черноморским морякам [8] В битве за Севастополь, Крым и Чёрное море приняли участие разные слои русского общества. Здесь рождались новые традиции и новое движение. Впервые на поле боя появились помощницы раненным солдатам. Первой помощницей стала Даша, получившая почётное звание Севастопольская, как тогда говорили, первой сиделкой на поле боя, помогавшей раненым и умирающим. И как знали они, что идут умирать, И как свято они умирали! Как красавицы наши сиделками шли К безотрадному их изголовью; Как за каждый клочок нашей русской земли Нам платили враги своей кровью. Солдатская песня о Севастополе [9] Милосердный порыв девушки получил широкое распространение, сотни других женщин последовали её примеру. Со временем первая медицинская помощь солдатам на поле сражения стала традицией, а затем - и воинской обязанностью. Впервые раненным солдатам оказывали первую помощь прямо на поле битвы, впервые раненых выносили с поля битвы до окончания самой битвы. И эта помощь важна была не только с медицинских позиций, она была важна и с психологической, нравственной стороны. Пусть лопнула картечь, пусть пуля свищет в уши, Вы только крЕститесь, - и к страждущим скорей, Их раны врачевать и подкреплять их души, Спасти, иль проводить молитвой их своей. Больной и раненый, - все вас благославляют, Все вас приветствуют улыбкой и мольбой, И на руках у вас спокойней умирает Наш воин-мученик под вашею слезой. Сёстрам Крестовоздвиженской общины [10] В Крымской войне известный хирург Пирогов впервые стал применять наркоз в походных условиях. Остались в памяти подвиги и имена отдельных солдат. Из осаждённого Севастополя каждую ночь совершались, так называемые, «вылазки». Небольшими группами и исключительно добровольно солдаты и матросы устраивали нападения на траншеи противника, чем держали их в постоянном страхе. Как правило, эти вылазки были удачными, и добровольцы возвращались с трофеями: пленными и оружием. Эти малочисленные группы наносили немалые потери противнику, были, конечно, и потери среди своих, но больше было удач, что поднимало боевой дух и желание «прогуляться по позициям противника». Вошло в историю имя удалого матроса Кошки, лихого лейтенанта Бирулёва. Героизм носил массовый характер, к сожалению, мало чьи имена записаны в скрижалях истории. Историческая память хранит имена героев этой войны известных полководцев, заслуживших своей преданностью Отчизне доверие солдат и любовь всего народа. Корнилов храбрый, - ты тужил, Что недовольно послужил Царю, Отчизне, Богу: Утешься!.. Смертию честной Другим сынам страны родной Ты указал дорогу! Песня русским воинам, раненным в Севастополе [11] Остался в памяти героизм боевого генерал-лейтенанта Соймонова Ф.И., героически погибшего в Инкерманском бою. Сергей Дрофенко вспоминает имена полководцев, которые воевали не за страх, а за совесть; им доверяли солдаты, шли вместе с ними в бой и стояли насмерть. Не только современники мои в тот год у осаждённых равелинов вели в горящем городе бои Нахимов, Лазарев, Истомин и Корнилов. Усыпальница адмиралов [12] Народная память хранит не только имена героев, в ней сохраняются и события, отрицательно повлиявшие на ход военных действий. Конечно, антигероям не посвящают поэм, но эти события остаются в русском языке в виде фразеологизмов и устойчивых выражений. О Крымской войне напоминают такие выражения, как: шапками закидаем; гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить; красная линия, больной человек Европы. Все они связаны с определёнными событиями и именами. Так, выражение «шапками закидаем» принадлежит генералу Кирьякову, который в битве при Альме успокаивал главнокомандующего князя Меншикова, принявшего решение провести эту военную операцию, хотя большинство командного состава не поддерживало это решение, так как понимало, что армия была не готова к этой операции и могли быть большие неоправданные потери. Генерал Кирьяков в этом бою был убит, бой проигран. А глубокий смысл выражения в русском языке остался. Выражение «гладко вписано в бумаге» впервые было употреблено в солдатской песне, сочинённой артиллерийским офицером графом Л.Н. Толстым. Песня написана по следам так называемого Чернореченского сражения, и в ней рассказывается о неудачной попытке отбить Федюхины высоты. Выражение зафиксировало отрицательное отношение солдат к непродуманным военным операциям, разработанным генералами без учёта реальной обстановки. К сожалению, были и такие генералы, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. С тех времён это выражение стало означать формально подготовленное дело, без учёта реальных условий его осуществления. Крымская война была тяжёлой и кровавой: «Здесь понесла свой тяжкий крест Россия», однако люди верили, что они умирают за правое дело, за Родину, будущее своего народа, умирали с верой, что Бог не оставит Россию: Но этот крест - сокровище для нас; Таятся в нём страданья нам родные, Страдал и Тот, Кто мир страданьем спас. В Севастополе [3] Русский патриотизм во многом вырастает из истории страны, бережно сохраняемых исторических фактов, описание которых мы находим в поэтических текстах, отражающих историческую память народа, устанавливающих связь времён и событий. Пусть нерадостна песня, что вам я пою, Да не хуже той песни победы, Что певали отцы в Бородинском бою, Что певали в Очакове деды. Солдатская песня о Севастополе [6] «Патриотизм как сакральное понятие характеризует русский народ как единую общность и проявляется наиболее ярко в годину тяжёлых испытаний, требующих единения народа, героизма и жертвенности его носителей» [13, 67]. Историческая память через традиции и воспитание передаётся от поколения к поколению и формирует ментальность русского человека. Из рода в род помянем эти бОи, Вас, мученики, жертвы злой судьбы, Вас, павшие, как падают герои. В Севастополе [3] Проходят десятилетия но не меркнет слава защитников Севастополя. Афанасий Фет, посетив в 1887 году Севастопольское братское кладбище, напишет трогательные строчки, в которых выразит непроходящую боль и глубочайшее уважение к памяти тех, кто сложил свои головы в священном сражении за Россию: Какой тут дышит мир! Какая славы тризна Средь кипарисов, мирт и каменных гробов! Рукою набожной сложила здесь отчизна Священный прах своих сынов. 4 июня 1887 Севастопольское братское кладбище [14] Несмотря на то, что официально Россия проиграла Крымскую войну, Россия не была сломлена, русское общество не чувствовало себя униженным и оскорблённым: Честь спасена, - а с ней и слава, И вам та честь принадлежит! Своею памятью кровавой Ваш Севастополь величавый В скрижалях родины блестит! Черноморским морякам [8]

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.