ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ Маслова В.В.

Российский государственный социальный университет


Номер: 4-5
Год: 2017
Страницы: 110-112
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

телевидение, коммуникации, компоненты телевизионного сюжета, восприятие, визуализация образа, TV broadcast, communications, perception, visualization, components of television spots

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В современной телевизионной журналистике центральное значение имеет видеоряд. С помощью глаз человек познает объемное, цветовое и стереоскопическое изображение. Даже в своем подсознании человек «визуализирует» образы: в нашу речь вошли такие устоявшиеся обороты, как «визуализация плана», человек «видит» решение проблемы, «предвидит» дальнейшие события. Таким образом, показанный сюжет может оказать определенное влияние на зрителя с помощью эмоциональной составляющей.

Текст научной статьи

Основная отличительная черта телевидения от других средств массовой информации - наглядность. Главный принцип отражения новостей на телеэкране - возможность, не слыша текста новости, понять то, о чем хочет сказать корреспондент. Таким образом, показанный сюжет может оказать определенное влияние на зрителя с помощью эмоциональной составляющей. Чтобы лучше понять, как происходит взаимодействие «съемочная группа - зритель», стоит уточнить, как именно влияет зрительный образ на восприятие человека. С помощью глаз человек познает объемное, цветовое и стереоскопическое изображение. Даже в своем подсознании человек «визуализирует» образы: в нашу речь вошли такие устоявшиеся обороты, как «визуализация плана», человек «видит» решение проблемы, «предвидит» дальнейшие события. Посредством зрения человек получает более 90% всей информации об окружающем мире, и вся эта информация красочная и насыщенная [9, 274]. Восприятие не нуждается в осмыслении и не сводится только к чувственной основе. Человек воспринимает предметы, которые уже есть у него в подсознании. А. Г. Рубинштейн писал, что «воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает (…) он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это сознание» [9, 275]. Включая телевизор, зритель уже подсознательно знает, что он там увидит. Он смотрит новостной выпуск и воспринимает не отдельные фрагменты видеоряда, а новость в целом. Зритель запомнит и проникнется той новостью, чья подача будет интереснее, чей видеоряд будет насыщеннее. Восприятие - это не только чувственный образ, но и способность человека реагировать на чувственный раздражитель, идентифицировать его и осознавать как свойство определенного предмета. Проведя исследование литературы, посвященной вопросу о зрительном восприятии, можно сделать обобщенное заключение, что зрительное восприятие - это не что иное, как совокупность множества процессов построения визуального образа мира на основе сенсорной информации. Александр Лурия, в своем учебнике «Лекции по общей психологии», говорит о том, что «лишь наиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу. Чем сложнее предъявленное изображение, тем более развернутый характер носит этот процесс предварительной ориентировки в воспринимаемом предмете или ситуации» [6, 46]. Таким образом, чтобы вызвать у зрителя эмоциональный отклик, видеоряд не должен быть однородным. Для человека зрительное восприятие является доминантным. Современные данные показывают, что зрение связано с целым рядом процессов: различия цветов, определения пространства, динамики, и других. Наиболее простейшей является восприятие цвета, оценки яркости, контрастности и насыщенности. Телепрограммы, посвященные новостным событиям, рассчитаны на широкий круг населения. Короткие и емкие фразы, используемые в теленовостях, идут как дополнение к видеоряду, которое и составляет основную часть новости. На телевизионный сюжет, снятый на уровне ярких и контрастных цветов, отреагирует большее количество зрителей, чем на сюжет, снятый в серых тонах. Сам сюжет будет восприниматься телезрителем как целостный художественный образ. Для человека у экрана яркий художественный образ будет равнозначен задаче, на ее разгадку будут направляться все чувственные данные. Корреспондент и оператор, которые снимают сюжет, вводят в поле зрения телезрителя чувственные данные образа, и, посредством них, ставят перед его художественным восприятием задачу воспринять то, что было ими задано, - их замысел, как создателей сюжета. Зритель должен понимать, о чем именно хотел рассказать корреспондент, подготавливая сюжет. Именно поэтому, в самом художественном образе заложено то, что будет понятно зрителю. К примеру, новости о катастрофах. Корреспондент, делая сюжет, надеется на то, что телезритель будет сочувствовать героям сюжета, и поэтому снимает последствия разрушений. Зритель, в свою очередь, должен делать все, чтобы предотвратить, или быть готовым к таким катастрофам. Таким образом, то, как зритель воспринимает новость, зависит от того, как он отреагирует на нее. Для лучшего восприятия любого телевизионного текста, зрителю нужно яркое событие. Можно сухим языком рассказывать о крушении самолета, а можно один раз показать его последствия, чтобы зритель проникся, и дослушал новость до конца. Именно поэтому телевидение является одним из самых мощных средств воздействия на человека. По данным опроса, проведенным Фондом общественного мнения и ВЦИОМ, 57% россиян утверждают, что среди их обыденных занятий, именно «смотреть телевизор» им доставляет особое удовольствие. Стоит отметить, что все остальные реципиенты остаются равнодушными к телевидению [1, 174-175]. По словам К. Гаврилова «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом», «лучшим материалом для сюжета становятся события, которые вызывают мгновенный эмоциональный отклик: смерть, разрушения, разгул стихий, оскорбления, жестокость, увечья, несправедливость» [2, 15]. Эмоциональная основа новостей крайне важна для восприятия зрительного образа в телекоммуникации. Теперь давайте посмотрим, как именно телеэкран оказывает такое воздействие на зрителя. Важнейшая особенность экрана - непрерывный поток кадров. Отсюда следует, что чередование кадров и их последовательность во времени имеют чрезвычайное значение. Следующей особенностью можно назвать «экранность» телевидения, а именно способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря этой способности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории. Третей главной особенностью телевидения служит одновременность действий, событий и их отражений на экране [4, 59]. Именно третья особенность телевидения - то, что показывается на экране, происходит одновременно с самим событием, позволяет говорить о визуальной коммуникации. В своей статье «Теоретические основы визуальной коммуникации» В.Э.Шевченко дает такое определение визуальной коммуникации, - «это такой способ общения, взаимодействия между людьми, который осуществляется с помощью зрительно воспринимаемых образов. В визуальной коммуникации смысл передается как вербальными (текст), так и визуальными средствами» [11]. Таким образом, телевизионная коммуникация происходит посредством передачи визуальных сообщений, несущих определенный смысл, между съемочной группой и зрителем. Е.В. Лаврова в своей статье «Влияние телевизионного новостного дискуса на мироощущение человека» [5] описывает опыт, который заключается в «оценке количества позитивной и негативной информации в новостных сообщениях, а также в оценке эффектов, производимых просмотром новостей на аудиторию». В этом опыте использовались три группы студентов, которые были обязаны смотреть новости каждый день, и описывали свои ощущения. Итогом эксперимента оказалось то, что в целом, после просмотра новостей основная часть аудитории отмечала появление ощущения информированности с некоторым чувством тревоги и настороженности. Эта работа доказывает ранее выдвинутые предположения о том, что телевидение влияет на нервную систему человека путем удачно подобранного видеоряда. Таким образом, чтобы человек более прочувствовал новость, и испытал по поводу нее какие-то эмоции, нужно, чтобы эта новость содержала в себе негативный оттенок. В последнее время замечается тенденция того, что на телевидении все больше и больше присутствует инфотеймент, что означает и развлекать, и информировать одновременно. Более легкие новости уже появляются на российском телевидении, и первыми эту тенденцию подхватил телеканал НТВ, тогдашний генеральный директор НТВ Евгений Киселёв говорит: «Мы хотели не объективных новостей, а новостей, заряженных личностью ведущего» [8]. Эту тенденцию легко заметить, просматривая заключительные новости в новостном выпуске. Можно сделать вывод, что в современной телевизионной журналистике стало тенденцией делать акцент на видеоряде, тем самым, отдавая предпочтение яркой картинке. Это связано с тем, что новости призваны не только информировать человека о жизни за пределами его квартиры, но и вызывать в нем ответную эмоциональную реакцию.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.