ИДЕЯ КУЛЬТУРЫ И ФАНТАЗИЯ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗМОЖНОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ Юречко О.Н.

Краснодарский государственный институт культуры


Номер: 4-6
Год: 2017
Страницы: 42-45
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

культура, идея, человек, фантазия, воображение, culture, idea, human nature, fantasy, imagination

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена анализу проблемы фантазии человека в контексте философской рефлексии о культуре и возможностях идеи культуры как продуктивного концепта и целостного учения о человеке.

Текст научной статьи

Философия исторически возникает как теоретическое системно-рациональное мировоззрение и особая форма духовного освоения мира, реальности. Возникая как любовь к мудрости, свободное размышление о мире, философия вырабатывает целостную и предельно обобщенную систему знаний о мире и человеке, об их взаимоотношении и взаимосвязи, выражая их в системе логических понятий и категорий. Начало философии в удивлении, считали древнегреческие философы Платон и Аристотель. Удивление, изумление человека перед миром как целым, рождает вопрос о начале и основании этого мира и месте человека в нем. Открытие этой проблемы и вообще проблематичности мира, есть подлинный исток философии и философствования. Сущность философской деятельности составляет рефлексия, то есть размышление. Под рефлексией чаще всего понимают обращение сознания на само себя, то есть мышление о мышлении. При этом как бы обращении назад схватывается в акте мышления сами основы и принципы сознательной деятельности. Применительно к философии рефлексия означает осознание духовного опыта человечества, исторической, культурной и социальной практики. Собственно философия рассматривается как самосознание человека определенной исторической эпохи, культура которой по - новому высвечивает вечные философские проблемы. Философия как особый тип общественного сознания, осмысливает те формы исторической практики, которые сложились до нее. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии и тем самым осмысливают «всеобщее». Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном и вечном. Такое мышление трансцендентно, так как оно находится по ту сторону конечных вещей, частных явлений и законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Именно, используя возможности трансцендирования, философия рассуждает о культуре, как некой целостности и всеобщности бытия человека, обнаруживая в ней специфичность проявлений фантазии и фантастического. Мир человека - это мир его культуры. В этом мире фантазию мы понимаем как сущностное антропологическое свойство. Фантазия - феномен сущностного определения человека как существа свободного, творческого, открытого, неопределенного, трансцендирующего за природные основания жизни, реализующего в культуре свою сущность. Фантазия, обусловливая переход от небытия к бытию и обратно, создает реальные возможности трансцендирования человека в бесконечность, в результате конституируется особое духовное, культурное пространство, которое затем пересоздает самого человека. Будучи сущностным качеством, свойством человека, определяющим его самость, свободу, незавершенность, открытость, фантазия выступает как универсальный антропологический феномен культуры, так как обладает всеобщими культурно-антропологическими характеристиками, присущими и человеку, и культуре в целом. Это - конструктивность, проективность, продуктивность, репродуктивность, реализующая и ирреализующая функции. Собственно человек становится человеком, так как он создает культуру, и остается им в силу возможности фантазирования, но и последнее неотделимо от первого. Обоснование этого пункта позволяет нам утверждать, что фантастические феномены, продуцируемые фантазией человека, также присущи человеческому миру, то есть принадлежат миру культуры. Воображение и воображаемое, фантазия и фантастическое представляют собой одновременно и сущностные характеристики человека, и составляют своеобразие и уникальность мира культуры. В данном контексте нас будет интересовать, прежде всего, универсально-всеобщий уровень существования фантазии, а точнее ее репрезентации в культуре, воплощающий в себе универсальные антропологические смыслы и ценности. Но этот универсально-всеобщий уровень фантазии, воплощенный в лучших фантастических идеях, повествованиях, сказаниях, мифологических комплексах, «фэнтези», потому и является таковым (универсальным), что предполагает полноценность и многообразие индивидуально - личностного самовыражения, переживания, мечтания, фантазирования, постижения человеком смыслов культуры и своего собственного самобытия в ней. Бесконечно разнообразный мир человеческих фантазий, который требует не столько научного изучения или психологического толкования, сколько признания, в фантастических элементах культуры, мировоззрения, в фантастическом дискурсе, нарративных конструкциях, получает свой шанс быть признанным и узнаваемым, получает возможность репрезентации и воплощения. Феномены фантастической реальности значимы для человека, в каком- то особом индивидуально-личностном и всеобще-культурном смыслах. Именно они задают внерациональный, интимно - личностный, эмоциональный статус восприятия многих других элементов культуры (ценностно-смысловых, символических, нормативных, визуальных, музыкальных, языковых и т.д.). Через фантазию, игру, сказку входит человек в мир культуры. И эта образная реальность фантазии не менее значима для восприятия культуры, чем нормативная, рационально - логическая, деятельная, социальная, институциональная сферы передачи культурных образцов, норм, традиций, опыта. В свете этих размышлений, со всей очевидностью вырисовывается необходимость исследования идеи культуры сквозь призму понятия реальности и фантазии. Существование культурной реальности, в которой человек живет, действует, творит, мыслит, то есть существует и реализует себя, вполне естественно и обыденно для самого человека. В том смысле, что он не осознает необычности ситуации. И дело не в том, что на уровне обыденного мировоззрения человек не воспринимает культуру как целостную реальность, то есть как идею культуры. Культура воспринимается человеком в виде отдельных элементов, ситуаций, образов, текстов, норм, ценностей и так далее. Получается, что человек обычно воспринимает культуру через её феномены, элементы, но при этом сам он всегда включен в целостный контекст конкретной культуры, и в любом своем проявлении или действии зачастую интуитивно исходит из него. Последний момент обусловливает адекватное восприятие, толкование, интерпретацию, воспроизведение любого элемента культуры человеком, принадлежащим к данной конкретной исторической целостности культурной реальности. Целостное знание о культуре человек получает постепенно через опыт непосредственного общения, воспитания, обучения, взаимодействия, собственной активной деятельности в предметном поле культуры, в контексте традиций, норм, ценностей, установок ближайшей среды коммуникации. Философ целостное знание о культуре фактически создает посредством умозрения и рефлексии, экспликации присущих конкретной культуре смыслов и значений. В философских исследованиях культурная реальность, строго говоря, есть лишь идея, представление, понятие, которое исторически меняясь, трансформируется и оказывает обратное воздействие на бытие конкретных феноменов культуры. Можно ли найти точки соприкосновения обыденных представлений о культуре и философских умозрительных конструкций, то есть идей, понятий, категорий? Мы считаем, что можно, прежде всего в опыте применения воображения и фантазии к анализу культуры как целостной реальности и её отдельных элементов и форм. И на уровне обыденных представлений, и на уровне рефлексии, воображение, как важнейшая функция образного сознания и основа фантазирования, наиболее адекватно выражает, улавливает, отражает специфику феноменов культуры. Помимо этого момента, само исследование идеи культуры как целостного концепта не может исключить феномен фантастической реальности и фантазии в ней. Конечно, подобное утверждение не означает, что другие качества и свойства человека такие как, мышление, разум, чувства, память не участвуют в формировании представлений о феноменах культуры и о самой культуре как целостной реальности. Однако, статус воображения (фантазии) в этих процессах, как мы считаем, совершенно особый. Любой феномен культуры, прежде чем он будет осмыслен и включен в опыт практического применения, должен быть выражен. Выражая себя и воплощая свою сущность в феноменах культуры, человек задействует, прежде всего, образное сознание, воображает, творит, фантазирует, следовательно, любая идея культуры и обыденные представления о ней будут взаимосвязаны этими моментами. Как утверждал Б. Кроче в связи с этим, «…деятельность фантазии универсальна и присуща человеческой природе подобно логическому понятию и моральному долгу…»[1, 130 ]. Более того, фантазия (воображение), как основа интуитивного познания (Б. Кроче), позволяет выстроить некую целостность представлений о культурной реальности не только благодаря самому процессу фантазирования, но и его результату, то есть благодаря целостности фантастических феноменов. Именно они позволяют, как бы достраивать образ целостного мира культуры, соединяя несоизмеримости и противоположности реалистических, логических, рассудочных и сверхъестественных мифологических, утопических, мистических представлений, фантастических мотивов, текстов, образов. В этом контексте уместно вспомнить концепцию фантазии Ф.В.И. Шеллинга. У Шеллинга идеи, которыми оперирует наука, в частности философия культуры, воссоединяя общее и особенное, способны вместить в себя абсолютное. Этот формальный синтез дополнен реальным синтезом, который осуществляет фантазия, воспроизводя абсолют в отображении, что позволяет созерцать идеи реально посредством фантастических образов. Именно благодаря деятельности фантазии, которая, по Шеллингу, «сочетает абсолютное с ограничением и воссоздает в особенном всю божественность общего» [2,97], возможен этот реальный синтез, который приводит к созданию единого, целостного мира богов или любого мифо-фантастического, волшебного, сказочного мира, выраженного в художественных произведениях и повествовательных циклах. Такой мир приобретает реальное и независимое существование по отношению к эмпирическому обыденному, повседневному миру, оказывая на последний существенное влияние в культурно-историческом плане, и может, следовательно, интерпретироваться как особая фантастическая реальность культуры. Независимость такого целостного мира, созерцаемого посредством фантазии, объясняется тем, что для его существования не нужно ничего кроме возможности. Мы бы добавили, что необходим особый культурный контекст и субьект творящий, фантазирующий, то есть проявляющий, прежде всего активность своего духа в этом контексте, и посредством этого же его и конституирующий. Философско-культурологическая интерпретация взглядов великого мыслителя, позволяет утверждать, что идея целостности культурной реальности соединяет в себе общее (представление о культуре вообще, как реальности человеческого мира) и особенное (индивидуализированные, частные, специальные, конкретные феномены культуры, личностные смыслы), вмещает в себя абсолютное, в качестве которого в каждой конкретной культуре будет выступать универсальный образ целостности человека и мира. В фантастических феноменах культуры, за счет реального синтеза фантазии реализуются абсолютные, универсальные смыслы культуры (нередко в аспекте идеала, например футуристическое будущее или идеализированное прошлое), сопряженные с индивидуально-личностными стремлениями, мечтами, фантазиями, иллюзиями, мифами. Создавая фантастические феномены, используя их, человек реализует свои мечты, фантазии, придавая им особую форму культурной завершенности, выстраивая тот уровень недостижимого, но желанного, к которому он всегда стремился. Идея культуры как целостной реальности, представляет собой рационально выраженные субъективные смыслы, которые рассмотрены в аспекте идеала, должного или возможного образа, ценности. Эти смыслы реализуются в художественных произведениях, текстах, нарративных конструкциях и других феноменах конкретной культуры, в которых посредством фантазии осуществляется реальный синтез общего и особенного, всеобще-универсального и индивидуально-личностного. Опыт воображения, действующего на уровне обыденного миросозерцания, позволяет человеку выделять, интерпретировать, интериоризировать эти смыслы, соединяя отдельные феномены культуры в ее целостный образ, а затем, в повседневном опыте общения и действия, интуитивно исходить из него. Фантазия свободна, так как благодаря ей человек может возвышаться над собой, выходить за границы данного. В то же время она - ограничивающая необходимость, так как делает возможным вообще осознание «границы», фиксацию и сравнение исторического, культурно-антропологического несоответствия различных культурных миров, мировосприятий, мироощущений и верований. Так, знакомство и адекватное взаимодействие с иной культурой невозможно только через логико-рациональные способы её восприятия, познания. Фантазия, дополняя логику, а иногда и опережая её, позволяет представить, вообразить чужую культуру как «Другой мир» в его целостности, а затем познавать в подробностях и частностях. Культура как возможный мир («выражаемое») существует реально и представлено выражающим его элементом (символом, знаком, ценностью, нормой, образом…). Относительно этого возможного мира и формируется идея культуры, принадлежащая конкретному плану имманенции (типу мышления) философии культуры. Во всеобщем смысле, таким образом, культура сопряжена с определенным и неопределенным, возможным и действительным смысловым содержанием, значением, которое открывается в выражении, то есть в фантазии (интуитивное познание), а фиксируется в рефлексии (интеллектуальное познание). Открытие и конструирование новых смыслов и значений, а значит и новых духовных приоритетов, творческих концептов - основное предназначение культуры, в которой фантазия выполняет продуктивную и конструктивную роль, соединяя индивидуальное и универсальное в идее культуры.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.