В.М. ВАСИЛЕНКО - УЧЕНЫЙ И ПОЭТ (1905-1991 ГГ.) Филиппова О.Н.

ГБУДО г. Москвы «Детская художественная школа» №9


Номер: 4-6
Год: 2017
Страницы: 95-97
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Личность В.М. Василенко (1905-1991 гг.) сочетала в себе ученого-исследователя, педагога, поэта. «Мне легче писать о себе как об ученом, чем как о поэте. Моя биография не богата какими-либо событиями. Скорее, чисто внутренними, моими духовными интересами», - так писал о себе известный ученый-искусствовед XX века Виктор Михайлович Василенко, вклад которого в изучение русского народного искусства сложно переоценить [7, 90]. Виктор Михайлович Василенко родился в 1905 году в городе Холме Великолукской области в потомственной военной семье, относившейся к дворянскому роду, который брал свое начало с середины XVI века. Оба деда В.М.Василенко были генералами, один из них был известен, как герой Плевны и Шипки. Отец - Михаил Иванович Василенко был офицером, участником Первой Мировой войны, затем, служил в красной армии. По линии матери Виктора Михайловича - Ольги Гордеевны Василенко существовало семейное предание о том, что ее линия берет начало в семье известного украинского поэта и философа Григория Сковороды. Детство В.М.Василенко прошло в Петербурге, где он с 1915 года учился в гимназии, а в 1923 году переехал в Москву. В 1926 году он поступил в Московский Государственный Университет на отделение теории и истории искусства факультета литературы и искусства, который окончил в 1930 году. В.М.Василенко рассказывал, что, окончив Московский университет, он мечтал изучать искусство зарубежное. Как и многие увлекался живописью итальянского Возрождения, новейшими французскими художниками. Но его учитель, выдающийся искусствовед Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939), посоветовал ему заняться народным искусством. Этот совет был тем более весомым, что у В.М.Василенко, с его дворянским происхождением, из-за которого он и в университет-то поступил не сразу, с трудом, в те 1930-е годы выбор был небольшой. Западное искусство объявлялось буржуазно-реакционным. Лицемеря восхвалять и утверждать соцреализм, тогда начавший насаждаться, он не хотел. Но, казалось бы, вынужденный выбор, стал профессией, призванием, судьбой. Так случилось и потому, что народное искусство он изучал, оставаясь поэтом, живя поэзией. В 1930 году В.М.Василенко стал работать консультантом в отделе кустарных промыслов Всекопромсовета, где знакомился с различными народными промыслами, ездил на места их производства; особенно много работал с Палехом, Федоскином и Мстёрой, Холмогорами. Встречаясь и беседуя с мастерами, он ходил по деревням, вглядываясь в то, что уцелело от древнего крестьянского уклада, еще захватив краем ту, не раскулаченную и не разоренную русскую деревню, которой сегодня нет и следа. Все это сказалось в стихах его, в научных трудах. С 1932 года В.М.Василенко стал научным сотрудником организованного тогда же на основе старого Кустарного музея Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Здесь он проработал вплоть до войны, изучая народное искусство СССР, как современное, так и старое: исследовал различные центры народного искусства, выезжая туда, собирал материалы, характеризующие их искусство, интересовался фольклором. Материалы по фольклору собирал в путешествиях по Северной Двине в районы Архангельска и др. В институте, в первой половине 1930-х годов, принимал самое непосредственное участие в художественной реконструкции Мстёры, Холуя, Федоскина, Городца, Хохломы, Холмогор и Тобольска; под непосредственным руководством профессора А.В.Бакушинского продолжал многие его методы, развивая их. Основное внимание обращалось им на раскрытие подлинно народных, наиболее ценных особенностей традиций и на творческие возможности народных мастеров и художников. Одновременно В.М.Василенко изучал народное искусство в Великом Устюге, Ростове Великом, Красном Селе, Богородском, Федосееве, Жостове и др. Интересовался В.М.Василенко и народным искусством Дагестана, куда ездил вместе с профессором А.С.Башкировым в 1932 году. Ими были обследованы народные промыслы в разных местах по течениям рек Аварского и Казикумухского койсу, и в особенности пристально Унцукуль, Балхары, Селевкент и Кубачи. В 1939 году В.М.Василенко руководил экспедицией, изучавшей народное искусство Азербайджана, в 1940 году посетил Западную Украину, чтобы познакомиться с искусством гуцулов. В 1930-х годах он часто бывал на Украине: в Опошне, Петриковке, Бубновке, Борисовке, Решетиловке, Диканьке и др. Изучая народные современные промыслы, он много внимания уделял крестьянскому русскому и украинскому искусству XVI-XIX веков. Так, в поле зрения исследователя входят старинные крестьянские и украинские художественные ремесла. В течение всех 1930-х годов В.М.Василенко публикует книги и статьи, где анализирует искусство советского народного искусства, большое внимание уделяя его художникам и мастерам. В 1935 году В.М.Василенко был утвержден Высшей Аттестационной Комиссией в ученом звании старшего научного сотрудника. В Научно-исследовательском институте художественной промышленности В.М.Василенко работал до наступления Великой Отечественной войны и ушел из него в 1941 году. В следующем году был приглашен профессором М.В.Алпатовым в МГУ на отделение истории и теории искусства, находившееся тогда на филологическом факультете, где стал работать в должности доцента. Он читал разнообразные курсы по декоративному прикладному искусству - русскому народному искусству, декоративному искусству Древней Руси, искусству Украины и Белоруссии (в последние курсы включались помимо декоративно-прикладного искусства разделы, где шла речь об архитектуре, живописи, скульптуре и графике, значительная часть лекций посвящалась освещению и анализу советского периода), а также вел семинар по описанию и художественному анализу произведений изобразительного искусства. Этот семинар, являющийся одной из методологических искусствоведческих дисциплин, был передан В.М.Василенко в 1942 году ушедшим на пенсию профессором Н.И.Романовым. С 1944 по 1947 гг. В.М.Василенко руководил по совместительству научной работой Научно-исследовательского института художественной промышленности. Уже с самого начала научной деятельности В.М.Василенко стала привлекать педагогическая работа, и с 1934 года он преподает, главным образом, в Художественно-промышленном училище имени М.И.Калинина в Москве, где, с небольшими перерывами, вплоть до войны читал разные курсы, посвященные русскому изобразительному искусству, западноевропейскому искусству и декоративно-прикладному искусству. В 1939-1940 годах читал курс русского, украинского декоративного искусства в Московском институте прикладного и декоративного искусства. В 1944 году он защитил в МГУ кандидатскую диссертацию, а в 1946 году был утвержден ВАК в ученом звании доцента; одновременно ВАК присваивает ему ученое звание старшего научного сотрудника. За период с 1932 по 1947 гг. В.М.Василенко опубликовал ряд научных исследований в виде книг, альбомов, статей, брошюр (около 80 наименований), посвятив их вопросам развития народного искусства СССР и его художественному народному наследию. В августе 1947 года был арестован по сфабрикованному обвинению в участии подготовки покушения на И.В.Сталина, якобы осуществлявшемся так называемой группой под руководством Даниила Андреева. Десять лет провел в лагерях ГУЛАГа. Впоследствии он вспоминал: «То время, жестокое и страшное, всегда неотрывно со мною. Я стараюсь забыть его, но это не удается. Врата памяти - железные и тяжкие - приоткрывают мне страну, где были потеряны надежды, а дыхание смерти, казалось мне, было всегда недалеко, и я, засыпая на нарах в душном, переполненном людьми бараке, никогда не знал, проснусь ли я завтра» [3, 156]. После освобождения из лагеря в 1956 году, вернулся к научной и педагогической работе. С 1957 года В.М.Василенко - член коллегии журнала «Декоративное искусство СССР», принимает активное участие в его работе, главным образом по разделам народного русского искусства и русского декоративно-прикладного искусства. В.М.Василенко являлся членом Ученого совета кафедр искусствоведения МГУ, членом Ученого совета Научно-исследовательского института художественной промышленности, членом Ученого совета Оружейной палаты и Загорского музея-заповедника, а также членом Ученого совета Министерства культуры РСФСР. В 1956 году В.М.Василенко расширяет границы своей научно-исследовательской деятельности, углубившись в вопросы изучения русского декоративно-прикладного искусства Древней Руси, особенное внимание посвящая эпохам домонгольского периода. Здесь он широко стал использовать, помимо искусствоведческого метода, возможности сближения с результатами других смежных наук - археологии, этнографии, фольклористики. Много внимания стал уделять семантике, но объединяя ее проблемы с решением чисто художественных задач. Параллельно В.М.Василенко продолжает работать над современным народным искусством и особенно большое место уделяет углубленному изучению крестьянского русского искусства XVIII-XIX веков. В 1970 году он защитил в МГУ докторскую диссертацию на тему «Русское народное искусство XVIII-XX веков (Художественная культура русской деревни)», получил степень доктора искусствоведения [3, 156]. Писать стихи В.М.Василенко начал, как он сам вспоминал, чуть ли не с восьми лет. В начале 1920-х годов свои первые, еще несовершенные опыты показывал В.Я.Брюсову. Но литературная судьба у него не сложилась. Вернее, сложилась так, как ему уже в начале 1960-х годов предсказала А.А.Ахматова. Он часто вспоминал ее слова: «Вы будете известны как поэт, но незадолго до смерти». Так и случилось. Первая его книга стихов «Облака» вышла в 1983 году, когда ему исполнилось семьдесят восемь лет. В Союз писателей его приняли в восемьдесят. При жизни он успел выпустить еще две поэтических книги - «Птица солнца» (1986), «Сонеты» (1989) и подготовить последнюю - «Северные строки» (1991), вышедшую в свет через две недели после его смерти. Книга духовной лирики В.М.Василенко - «Высокая чаша» была издана в 2000 году [7, 88]. В.М.Василенко ушел из жизни 28 октября 1991 года. Осталось богатое творческое наследие: книги, монографии, статьи, сборники стихов - целый мир большого ученого и поэта, влюбленного в народное искусство. Невозможно, да и не нужно разделять эти две ипостаси Виктора Михайловича - они были неразрывно связаны и делали поэтичным и неповторимым все его творчество.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.