ОПИСАНИЕ ВЗГЛЯДА И ГЛАЗ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА Сузрюкова Е.Л.

Новосибирская православная духовная семинария


Номер: 4-7
Год: 2017
Страницы: 50-52
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В ранних рассказах А.П. Чехов при обрисовке глаз своих героев нередко обыгрывает романтические традиции. К примеру, в рассказе «Тысяча и одна страсть, или Страшная ночь» намеренно нагнетаются характеристики глаз и взгляда, восходящие к романтическим штампам: «Ты смотришь злым гением…В твоих черных глазах светится ад…» [3, I, 36]; «Я демонически взглянул на нее <…>. Взгляд есть меч души. Она пошатнулась. В моем взгляде она увидела все: и смерть Теодора, и демоническую страсть, и тысячу человеческих желаний…» [3, I, 37]. Центральный персонаж, наделенный свойствами демонического существа (показателен цветовой маркер глаз - черный, «адский»), обладает необыкновенно выразительным взглядом, имеющим семантику убийцы («меч»). Описание взгляда в сжатом виде содержит фабулу произведения - убийство из-за исключительной страсти к героине. Вместе с тем читателю очевидно, что перед ним пародия. Фраза из этого же рассказа «В моих глазах светилось электричество» [3, I, 37] может быть рассмотрена как реализация высказывания из другого текста писателя - рассказа «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?»: «Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое» [3, I, 17]. В рассказе «Ненужная победа» описание глаз связано с мотивом родового проклятия: «Первый Гольдауген появился в исходе Крестовых походов. Звали его Золотоглазым вампиром. Волосы на его голове и бороде были черны, как уголь, а брови и ресницы были белокуры. Благодаря этой игре природы его и прозвали Гольдаугеном (Гольдауген в переводе на русский язык означает - «Золотые глаза»). В его золотых глазах, говорит история, рядом с замечательным умом светились смесь лукавства и ловкости рыси с кровожадностью голодного барса <…>. Нельзя думать, чтобы золотоокий человек был виноват в своем уродстве. <…> Природа виновата. <…> золотые глаза передаются через человека, а уродство стало уделом каждого» [3, I, 284-285]. Особенность глаз персонажей (строго говоря, речь идет не о глазах, но о цвете волос рядом с глазами) мотивирует романтическую исключительность рода Гольдаугенов. Внешность Гольдаугена напоминает облик героя романтической поэмы, для которого, по словам Ю.В. Манна, характерны четыре элемента: бледное чело, черные волосы, гордый взгляд, ядовитая улыбка [2, 49]. Контраст черного и белого в чеховском описании сохранен, но смещен: вместо бледного чела персонажи являются носителями белокурых бровей и ресниц, а белокурый цвет назван золотым. Далее в тексте антиномичное сочетание черного и золотого номинируется «уродством», хотя определение «золотоокий» относится к «высокой» лексике. Так возникает еще одна смысловая оппозиция в портрете героя. Кроме того, «золотоглазые» персонажи сближаются по своим свойствам со звериным, хищническим началом (рысь и барс), а прозвище - Золотоглазый вампир - указывает на причастность героя миру инфернального, что тоже укладывается в рамки романтической картины мира. Черные или золотые глаза при описании героев встречаются в чеховских рассказах и повестях редко. Однако многократно в художественной прозе А.П. Чехова повторяются цветовые эпитеты «голубые» и «красные рачьи» глаза, образуя семантическую оппозицию. «Большими умными глазами цвета южного неба» [3, I, 392-393] обладает княгиня Маруся из повести «Цветы запоздалые», в то время как ее брат наделен «красными рачьими» глазами. У старика Матвея из рассказа «Художество», напротив, «кроткие голубые глаза» [3, IV,287]. Голубой цвет соотносится с небесной сферой, и персонажи, у которых цвет глаз именно таков, часто устремляют взгляд вверх. Эпитет «кроткие», к тому же, напоминает о христианских добродетелях, что тоже «выводит» их обладателя за пределы исключительно «земных» ценностей. В произведениях А.П. Чехова голубые глаза, в отличие от красных, характеризуются богатством передаваемой ими палитры чувств. Эпитет «рачьи», относящийся к глазам красным, вводит в текст семантику животного начала, а также семантику дна - духовного и социального (персонажи, имеющие такие глаза, как правило, страдают пороком пьянства с вытекающими отсюда последствиями). Краснота - неестественный цвет для глаз, подчеркивающий неестественность, «уклонение от нормы» жизни тех персонажей, кто ими наделен. В соответствии со словарем В.И. Даля, «рачеглазый - пучеглазый» [1, IV, 57]. «Пучить» же означает «вздувать, вздымать, коробить, таращить, пялить (глаза)» [1, III, 511]. В перечне указанных синонимов ощутим семантический оттенок избыточности. Однако парадоксальным образом подчеркивание такого рода избыточности связано с реализацией взгляда неглубокого, поверхностного. Обладатели «красных рачьих» глаз в художественном мире А.П. Чехова - носители узкого кругозора. Наряду с краснотой «рачьих» глаз в текстах А.П. Чехова присутствует мотив покраснения глаз, выступающий в паре с мотивом слез, плача. Плачут, как правило, персонажи, являющиеся жертвами тех, кто выступает носителем «красных рачьих» глаз, «заражая» окружающих своей «краснотой». Есть в произведениях А.П. Чехова и сероглазые персонажи. Серый цвет в текстах писателя наделяется смыслами пошлости, обыденности, внутренней пустоты. У Аксиньи из повести «В овраге» «были серые наивные глаза, которые редко мигали» [3, Х, 155]. Серость и статичность глаз выражают здесь душевную омертвелость персонажа. Кроме того, глаза Аксиньи напоминают глаза животного: со слов Липы, «глазы у ней такие сердитые и горят зеленые, словно в хлеву у овцы» [3, Х, 160]. В этой фразе скрытая сущность Аксиньи делается очевидной: безобидная внешне, душой она напоминает хищника, у которого горят глаза. Смысл метаморфозы, заданный в описании глаз - превращение их из серых в зеленые - позднее проявится в сюжете на уровне событий. Итак, в ранних рассказах и повестях писатель обыгрывает романтическую традицию при описании глаз персонажей. Особую смысловую нагрузку при этом описании несет цветовая маркировка глаз чеховских героев. Кроме того, начиная с раннего этапа творчества А.П. Чехова, в его художественном мире формируется семантическая оппозиция голубых и «красных рачьих» глаз, связанная со смыслами отнесенности к высокой или низкой сферам бытия, а также с различной степенью глубины вúдения происходящего. Серый цвет вписан у А.П. Чехова в мир обывателя. При обрисовке глаз с цветовым эпитетом «серый» в текст вводится смысл внутренней мертвенности персонажа.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.