СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОИНИ В ПОРТРЕТНОМ ФИЛЬМЕ ОЛЕГА ДОРМАНА «ПОДСТРОЧНИК» Вареца А.А.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Номер: 4-7
Год: 2017
Страницы: 14-15
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Фильм «Подстрочник» стал настоящим культурным событием 2000-х, во многом это произошло благодаря новаторскому подходу режиссёра к использованию средств выразительности. Олег Дорман максимально осваивает возможности ограниченного набора художественно-выразительных приёмов. Тем не менее, не смотря на кажущуюся простоту, они заслуживают особого внимания. В данной статье мы проанализируем использование монолога как способа речевой характеристики, а также сделаем акцент на авторском выборе пластических средств выразительности. Поскольку картина по сути представляет собой биографический фильм, то следует отметить, что портрет является «сквозным» жанром [5], ставящим перед собой задачу увековечить неискажённый внешний и внутренний облик человека, а также раскрыть личность человека [1]. Поэтому проблема воплощения образа героя в портрете, в том числе и в кинопортрете, чрезвычайно важна. Кинопортрет имеет свои особенности. Главная из них - динамичность. Экранный портрет, как и живописный, заключён в раму, но при этом, это портрет не статичный. Отдельно взятый кадр в фильме приобретает истинный смысл в сочетании с другими кадрами. Таким образом, «если в живописи законченная форма портрета заключается в изображении одного фиксированного положения человека в той или иной обстановке, то в фильме к законченной форме портрета мы относим целый ряд кинокадров и даже эпизодов, которые в сочетании дают характеристику человека, то есть его подлинный кинопортрет» [6]. Фильм Олега Дормана «Подстрочник» в этом отношении уникален, поскольку через изображение личности поразительного масштаба автор показывает весьма значительный период в истории нашей страны. Перед нами на экране Лилианна Лунгина - живой свидетель эпохи, её олицетворение. В центре - героиня, в которой воплотились лучшие черты советского человека с присущим ему энтузиазмом, оптимизмом, своеобразным коллективизмом и готовностью прийти на помощь товарищу. В повествовании Лилианны Лунгиной много «вставных новелл», большинство из которых тоже портреты - Марины Цветаевой, Виктора Некрасова, Давида Самойлова, Александра Твардовского, Евгения Евтушенко, Астрид Линдгрен и других. Эти люди все вместе составляют эпоху, а через окружение мы лучше узнаём героиню. Главную заслугу Олега Дормана мы видим в том, что ему удалось показать масштаб выдающейся личности обычными художественно-выразительными средствами. Одна из самых важных черт фильма Олега Дормана «Подстрочник» заключается в его монологичности: говорит только героиня, нет авторского закадрового текста. Причём надо отметить, что довольно большие синхроны даны в первоначальном виде: они не сокращены, не «прикрыты» другим видеорядом - мы видим в кадре героиню. Проанализировав несколько эпизодов, мы пришли, к выводу, что монолог в кадре: • передаёт особенно важные мысли героини; • содержит прежде всего оценку событий; • представляет собой исповедь человека, стоящего на «пороге» между жизнью и смертью и пытающегося найти ответы на «последние вопросы». [2, 3] Следовательно, можно сделать вывод, что оставляя в кадре Лилианну Лунгину, Олег Дорман подчёркивает именно субъективность восприятия событий, но субъективность, если можно так выразиться, «объективизированную» благодаря независимому осмыслению, которому героиня, подошедшая к «порогу», подвергла своё прошлое. В кадре произносятся мнения, оценки, в кадре - рассуждения Лилианны Лунгиной, они не нуждаются в каком-то визуальном дополнении, поскольку видны на лице мыслящего, рефлексирующего героя, для которого любое событие прошедшей жизни - это повод задуматься. Монолог в то же время играет важную роль в драматургической выстроенности экранного произведения. С одной стороны, о событиях из жизни героини рассказывается в хронологическом порядке. С другой стороны, выбраны особо значимые моменты: о них Лилианна Лунгина говорит в кадре, что свидетельствует о том, что автор следует логике её воспоминаний. С монологичностью фильма тесно связано не только движение сюжета, но и использование пластических средств выразительности, изучив которые мы определили, что: • автор предпочитает статичные документы (фотографии) и отказывается от видеохроники; • отказ от видеохроники позволяет сохранить единый темпоритм, создать атмосферу камерности, интимности, сделать беседу со зрителем более доверительной; • фотографии помогают подчеркнуть неспешность фильма, его камерность, «личностность» и неофициальность; • подсъёмки использованы для создания атмосферы, они дают адресный план и позволяют в лирическом ключе обыграть основные символические мотивы фильма. То есть в ленте «Подстрочник» предпочтение отдано устным свидетельствам очевидца и фотодокументам, что позволило сделать фильм неофициальным, «домашним», располагающим к доверительной «беседе» со зрителем. Таким образом, исследованные нами способы создания образа героини фильма «Подстрочник» служат для адекватного раскрытия необыкновенной личности, они подчёркивают основные черты характера главной героини - её способность к рефлексии, умение мыслить последовательно и чётко, акцентируют внимание на лучших нравственных качествах Лилианны Лунгиной. Кроме того, эти приёмы помогают через образ главной героини изобразить эпоху, а личные качества известной переводчицы экстраполировать на замечательнейших представителей её эпохи.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.