ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ПРАВА Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО Колосветов Н.А.

Ростовский институт (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)


Номер: 5-2
Год: 2017
Страницы: 17-19
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

право, правопонимание, концепции права, law, legal understanding, concept of law

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются основные положения психологического подхода к пониманию права Л. И. Петражицкого.

Текст научной статьи

Тема правопонимания на сегодняшний день довольно актуальна, проводится довольно много исследований, посвященных рассмотрению правовых учений по данной проблематике [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10]. Тем не менее, в нашей стране необходимо обновленное понимание права не только в виде общепризнанных и направляемых государством на выполнение населением правовых предписаний, но и на осознание населением всей сложности и социальной значимости понимания права. Нельзя издавать законы, не учитывая социальную психологию и применять их нельзя, без учета психологической структуры индивида. Этот подход повышает значимость правосознания в правовой системе общества и правовом регулировании. В данной статье анализируем один из современных подходов к пониманию права, как психологический. Создание психологических концепций права можно было обусловить с тем, что психология стала самостоятельной отраслью. Интерес к психологии начал возрастать на рубеже XIX - XX века, появились научные школы, которые её изучали, из них выделяли три «основные» или по-другому их называли «крупные» школы, а именно: 1. Рефлексология - со стороны этого подхода, психологическая деятельность - это совокупность рефлексов. 2. Бихевиоризм - в этой школе предметом психологии является не сознание, а поведение. 3. Фрейдизм - здесь же изучение психологии происходило через исследование культуры и социальной жизни. И когда юристы и социологи проанализировали идеи этих школ, то данные идеи явились началом появления новых направлений в общественно-политической мысли. Психологический подход к пониманию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий, сам он был профессором юридического факультета, депутатом 1-ой Государственной думы от партии кадетов. Основные положения его научной мысли были изложены в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Л.И. Петражицкий считал, что право заложено уже само в психике человека и юрист поступит ошибочно, если он будет искать этот правовой феномен вокруг себя, в окружающей среде, и это бессмысленно, т.к. этот феномен происходит у него в голове, психике, и только там. И если переработать или изучить право с позиции психологии человека, то это поставит юридическую науку на почву достоверных знаний, и эти знания можно получить путем наблюдения за поступками, будь это твои поступки или других людей. По его мнению, источник права - есть эмоции человека. Сам он свой замысел называл «Эмоциональная теория» и свою теорию он противопоставлял другим психологическим трактовкам права, которые основывались на таких понятиях как воля, или коллективные переживания в голове человека. Эмоции - главный побудительный элемент психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые [11]. Правовые эмоции, они двух или многосторонние, т.е. наши права это долг перед другими людьми и наоборот. К примеру: ни в одной стране у человека нет полной свободы действий, ибо это ущемляет права других людей. Так, например, слушая ночью громко музыку, ты нарушаешь или отнимаешь свободу и права соседа, в связи с тем, что ему рано вставать и нужно спать. Следовательно, нормы, возникающие из правовых эмоций, носят представительно-обязывающий характер. Теория Л.И. Петражицкого расширяла понятие права, т.к. он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о любых правах и обязанностях. Он относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.д. В его сочинениях говорилось, что правовые нормы сознаются не на основе эмоций общества, а каждого человека в отдельности, мысли которого встречаются лишь у него в голове и не поддерживают мнение других людей. На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевлёнными (не разумными) телами (животными), или нереальными субъектами, такими как Бог или дьявол. Приведённые высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы не редко обращали внимание на какую-то абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не обращая внимания на скрытый смысл реальной проблемы. Он хотел найти многофункциональный подход к пониманию права, который включал бы в себя различные типы правопонимания, мистически-исторический, как договоры с Богом и дьяволом. Петражицкий считал, что многочисленные правовые нормы создаваемые людьми неизбежно вступают в противоречия друг - с другом. На ранних этапах истории способом обеспечения правовых норм выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим или группой близких ему лиц. С развитием культуры, правовая защита и наказания упорядочиваются, т.е. возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения власти (суд, органы исполнения наказания и т.д.). Также отметим, что по утверждению Петражицкого, развитие обычаев и законодательства полностью не вытесняют индивидуальные правовые переживания. По его мнению, в любом развитом городе с официально - признанным правом есть и такие права, которые делят людей на различные слои, например как: право зажиточных слоёв, крестьянское право, право преступных организаций. Психологическая теория в этом отношении приблизилась к правовому плюрализму, но право социальных классов и групп в ней пояснялось для каждого индивидуально.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.